РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 28 июля 2020 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,
с участием:
истца – Гачика Е.О.,
представителя ответчика – Якименко О.В., действующей на основании доверенности от ...... ***, сроком действия до ......,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1094/2020 по исковому заявлению Гачика Е.О. к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным,
установил:
Гачик Е.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району», учреждение) о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным.
В обоснование доводов иска он указал, что ...... Тулунским городским судом Иркутской области было принято решение, которым установлен факт владения и пользования им жилым домом, расположенным по адресу: ****, площадью .......... кв.м.
На основании данного решения он обратился в учреждение с заявлением о выдаче дополнительного свидетельства к ранее выданному от ...... ***, в связи с изменением площади жилого помещения на основании решения суда.
...... ответчиком ему был выдан отказ в выдаче дополнительного свидетельства от ...... г. № ***. Он считает отказ в выдаче данного свидетельства незаконным и необоснованным, нарушающим его право, предусмотренное Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера».
Просил признать отказ ОГКУ «ЦСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» от ...... *** незаконным; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в порядке подготовки дела к рассмотрению в качестве заинтересованного лица было привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... суд перешёл к рассмотрению дела по правилами искового производства.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Гачик Е.О. исковые требования поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что в ...... г. он вступил в наследство на принадлежащий брату дом по адресу: ****. Имеющееся у него жильё он продал. Проживая в доме, он выстроил пристрой.. В связи с тем, что дом, в котором он жил, пострадал в результате наводнения, у него семья, двое детей и им негде было жить, что ...... он реализовал сертификат. Решением суда установлен факт владения им жилым домом большей площадью, данное строение было одним целым, поэтому отказ в предоставлении дополнительного свидетельства считает незаконным.
Представитель ответчика – ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» Якименко О.В. исковые требования Гачика Е.О. не признала. Суду пояснила, что ...... Гачик Е.О. обратился с заявлением о выдаче ему дополнительного свидетельства, однако ему было сообщено об отказе, так как он реализовал свое право на меру социальной поддержки.
В возражениях на иск учреждение указало, что Гачик Е.Л. являлся собственником жилого дома общей площадью .......... кв.м по адресу: ****. Данный дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, пошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
...... Гачик Е.О. в порядке, предусмотренном Положением, обратился в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего права гражданина на социальную выплату за утраченное жилое помещение.
...... Гачику Е.О. за утраченное жилое помещение площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****, было оформлено и выдано свидетельство *** на предоставление социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета в размере 1 839 958,00 рублей.
По указанному свидетельству Гачик Е.О. реализовал своё право на меру социальной поддержки путём приобретения на средства социальной выплаты жилого помещения общей площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: ****. Социальная выплата перечислена министерством ......
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... был установлен факт владения и пользования Гачиком Е.О. жилым домом площадью .......... кв.м по адресу: ****, однако в соответствии с п. .......... Правил, п. .......... Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения, выдача дополнительных свидетельств законодательством не предусмотрена.
Считает, что письмом учреждения т ...... *** права Гачика Е.О. не нарушены.
Просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
В представленных в суд возражениях на иск министерство указало, что право на меру социальной поддержки Гачиком Е.О. реализовано. При получении свидетельства он согласился с размером предоставленной ему государством социальной выплаты и реализовал своё право путём приобретения жилого помещения взамен утраченного. Нормами Правил и Положения не предусмотрена возможность увеличения размера социальной выплаты и её повторное получение, в том числе выдача дополнительного свидетельства.
Цель постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 916 и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 556-п не обогатить граждан путём предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, а помочь гражданам, утратившим жилые помещения, которым фактически негде жить.
Учитывая изложенное, учреждением по результатам рассмотрения заявления было отказано Гачику Е.О. в выдаче дополнительного свидетельства к ранее выданному от ...... ***
Данный судебный акт принят после получения Гачиком Е.О. свидетельства, которое не было аннулировано по заявлению Гачика Е.О. и было реализовано им путём приобретения за счёт бюджетных средств жилого помещения взамен утраченного.
Таким образом, письмо учреждения от ...... *** не нарушает прав и законных интересов Гачика Е.О.
Кроме того, поданное Гачиком Е.О. исковое заявление является фактически спором о праве, в связи с чем подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от 27 июня 2019 г. № 1042 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования – «город Тулун» с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования – «город Тулун» введён режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).
В пп. «б» п. 2 данного Указа Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
18 июля 2019 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 916, которым утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Правила).
В силу п. 2, пп. «а» п. 3 Правил трансферт предоставляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.
В силу п. 10 Правил трансферт предоставляется, в том числе при наличии нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения реализации которых предоставляется трансферт.
Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение).
Пунктом 6 Положения определено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее – члены семьи).
В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.
В случае, если дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, одновременно имеют право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением и право на обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами, по выбору гражданина, являющегося законным представителем указанных детей, предоставляется социальная выплата в соответствии с настоящим Положением либо осуществляется обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами.
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
К целям предоставления социальных выплат, указанным в пп. 1 п. 2 Положения, относятся приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок предоставления социальный выплаты регламентирован п. 11 Положения, в котором указано, что выдача свидетельства производится на основании заявления, которое подписывается гражданином и всеми членами его семьи, поданного в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее – учреждение).
Согласно п. 12 Положения к заявлению прилагаются:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;
3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи);
6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью.
Как указано в п. 17 Положения, после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В случае совместного обращения граждан, являющихся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение, или их представителя с заявлением о выдаче свидетельства решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается в отношении каждого гражданина, являющегося участником общей собственности на утраченное жилое помещение.
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов (п. 23 Положения).
В день принятия решения о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства гражданину (гражданам) направляется письменное уведомление о принятом решении (п. 21 Положения).
Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (п. 19 Положения).
При этом п. 5 Правил, п. 7 Положения определено, что социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Гачик Е.О. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, ...... г. постройки, площадью .......... кв.м. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ......, основанием возникновения права являлось свидетельство о праве на наследство по закону ***1 от ...... (л.д. ..........).
Согласно Перечню улиц, попавших в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения на территории муниципального образования – «г. Тулун», утверждённому постановлением администрации городского округа ...... *** (с изменениями и дополнениями), все дома по ****, попали в зону наводнения (100%).
На основании заключения межведомственной комиссии от ...... *** администрацией г. Тулуна было принято постановление от ...... ***, которым указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания (л.д. ..........).
...... Гачик Е.О. обратился в министерство с заявлением о выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. ..........).
Из материалов дела следует, и данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании, что ...... Гачику Е.О. за утраченное жилое помещение по адресу: ****, было оформлено и выдано свидетельство ***, реализовав которое он приобрёл жилое помещение, расположенное по адресу: ****, площадью .......... кв.м.
...... денежные средства за счёт свидетельства в размере 1 839 958 рубли перечислены министерством продавцу.
Таким образом, право на меру социальной поддержки было реализовано Гачиком Е.О.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... был установлен факт владения и пользования на праве собственности Гачиком Е.О. объектом недвижимости – индивидуальным жилым домом общей площадью .......... кв.м, расположенным по адресу: **** (л.д. ..........).
...... Гачик Е.О. обратился в учреждение с заявлением о выдаче дополнительного свидетельства к ранее выданному (л.д. ..........).
Письмом от ...... *** ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» Гачику Е.О. в выдаче дополнительного свидетельства к ранее выданному от ...... *** отказано в связи с реализацией права на получение социальной выплаты (л.д. ..........).
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена п. 6 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. (ответ на вопрос 2), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г. (п. 12), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 г. (п. 6), указано, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, установление факта владения и пользования истцом объектом недвижимости не подменяет собой государственную регистрацию права собственности в порядке, предусмотренного Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из оснований выдачи свидетельства на право социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (пп. 8 п. 16 Положения).
Как указано в ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение от 28 января 2006 г. № 47).
Согласно абз. 1 п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. «б» п. 45 Положения от 28 января 2006 г. № 47).
По результатам работы комиссии составляется акт обследования жилого помещения (по форме согласно приложению № 2 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47) и принимается решение, соответствующее пункту 47 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, которое оформляется в виде заключения (по форме согласно приложению № 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47).
Материалы дела свидетельствуют о том, что межведомственной комиссией производилось обследование и признавалось непригодным жилое помещение, согласно представленным истцом правоустанавливающим документам – выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ......, по которой площадь жилого дома по адресу: ****, составляет .......... кв.м.
Доказательств того, что межведомственной комиссией на основании заявления Гачика Е.О. было обследовано жилое помещение площадью .......... кв.м, истцом в суд не представлено.
Кроме того, п. 11 Правил предусмотрено, что предоставление трансферта осуществляется при наличии утверждённых высшим должностным лицом Иркутской области по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, с указанием адресов и площади утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений.
Из содержания п. п. 2, 12, 18, 19, 20 Правил усматривается, что именно на основании указанных списков граждан принимается решение о предоставлении трансферта за счёт резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и доведённых в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.
Нецелевое использование трансферта и (или) нарушение Иркутской областью условий его предоставления является основанием для применения к Иркутской области мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 21 Правил).
При этом п. 19 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. № 155 и действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что внесение изменений в утверждённый список муниципального образования не допускается.
Решение об установлении факта владения и пользования на праве собственности Гачиком Е.О. жилым помещением площадью .......... кв.м было принято Тулунским городским судом Иркутской области ......, то есть после реализации Гачиком Е.О. права на предоставлении меры социальной защиты.
В силу статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку Гачиком Е.О. свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ...... *** было реализовано, ...... денежные средства министерством перечислены на счёт продавца жилого помещения по адресу: **** ****, социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения и выдача дополнительного свидетельства нормами действующего законодательства не предусмотрена, как и увеличение размера социальной выплаты, то заявленные Гачиком Е.О. исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда (ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку исковые требования Гачика Е.О. не подлежат удовлетворению, то основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Гачика Е.О. к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева
Решение принято судом в окончательной форме 3 августа 2020 г.