Решение по делу № 2-1629/2013 от 22.05.2013

                                    Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

25 июля 2013 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

с участием помощника Клинского горпрокурора Загоруйко Е.А.,

при секретаре Комяковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1629\13 по заявлениям Трухиной С. Л. и Харитоновой Н. С., Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании распоряжения и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ,

                                             Установил:

Трухина С.Л. и Харитонова Н.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ», указывая, что данное распоряжение препятствует получению среднего общего образования несовершеннолетних А. - сына Трухиной С.Л. и Д. - опекаемой Харитоновой Н.С., нарушает права детей на выбор образовательного учреждения, препятствует реализации ими государственной гарантии права на получение общедоступного бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также нарушает права родителей на выбор образовательного учреждения для обучения детей в целях наилучшего обеспечения их интересов.

В судебном заседании Трухина С.Л. и Харитонова Н.С. заявление поддержали и пояснили, что их дети в /дата/ обучались в 9-м классе МОУ «Нудольская средняя общеобразовательная школа». С /дата/ родители учащихся их класса стали поднимать вопрос о продолжении обучения детей в 10 классе школы, в связи с чем родители 12 учащихся подали соответствующие заявления, из которых /дата/ только 7 были зарегистрированы руководством школы, остальные 5 заявлений приняты не были. /дата/ был получен ответ на их заявление от начальника Управления образования Клинского района Сокольской А.Д. о том, что вопрос об открытии 10 класса будет решаться в зависимости от количества поданных заявлений родителей по итогам окончания 9 класса. На общешкольном родительском собрании /дата/ им стало известно, что проводится реорганизация школы с полной средней общеобразовательной в среднюю общеобразовательную 9-ти летнюю. Тогда же они узнали о вынесении оспариваемого распоряжения от /дата/ №. Вместе с тем, в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196 количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения, что не было учтено при принятии оспариваемого акта.

Клинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц также обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ», с обязанием Администрацию Клинского муниципального района опубликовать информацию о признании распоряжения незаконным в общественно-политической газете «/название/».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что действия органа местного самоуправления по изменению наименования Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ повлекли за собой последствия, связанные с реорганизацией образовательного учреждения и изменение вида образовательного учреждения и, как следствие, изменение государственного статуса школы, что привело с переустройству его организационной структуры. На момент издания распоряжения от /дата/ № Нудольская школа имела лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам начального, основного общего и среднего (полного) образования и свидетельство о государственной аккредитации до /дата/, то есть школа имела возможность работать в статусе средней еще более полутора лет. Однако изменение названия Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы, и как следствие этого, действия по реорганизации образовательного учреждения, послужившие поводом к внесению существенных изменений в уставные документы школы и документы, предоставляющие право на осуществление образовательной деятельности, проведена незаконно и влекут нарушение конституционных прав, как детей, так и их родителей на выбор образовательного учреждения. При принятии оспариваемого распоряжения не было учтено мнение детей, родителей о желании продолжать обучение в данном образовательном учреждении, а также мнение главы сельского поселения Нудольское Антонова Н.В. о том, что будут нарушены права и законные интересы учащихся и педагогов школы, что повлечет за собой рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений со стороны учащихся, не пожелавших продолжить получать образование после 9-го класса в значительно отдаленных от места жительства учреждениях образования.

Определением суда от /дата/ гражданские дела по заявлениям Трухиной С.Л. и Харитоновой Н.С. и Клинского городского прокурора на основании ст.152 ГПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель Клинской городской прокуратуры, помощник прокурора Загоруйко Е.А., поддержала заявление по изложенным в нём обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица- Администрации Клинского муниципального района по доверенности Исаков М.А. против заявлений Трухиной С.Л., Харитоновой Н.С. и прокурора возражал, поддержал письменный отзыв, в котором указал, что распоряжение и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ» издано с соблюдением установленного законом порядка, в рамках компетенции органа местного самоуправления и соответствует Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральному закону от 24.07.1998г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно результатам экспертной оценки на протяжении нескольких лет в Нудольской средней общеобразовательной школе наполняемость 10-11 классов ниже нормативной, для открытия 10 класса потребуются дополнительные средства, не предусмотренные соответствующим бюджетом. В рамках экспертной оценки определена возможность подвоза детей к базовой Малевской средней общеобразовательной школе.

Представитель заинтересованного лица- Управления образования Администрации Клинского муниципального района Сокольская А.Д. не согласилась с заявлениями и пояснила, что на протяжении нескольких лет в Нудольской средней школе не реализуется третья ступень обучения, нет нормативной наполняемости 10-11 классов. Анализ демографической ситуации позволил сделать вывод о крайне низкой наполняемости классов третьей ступени обучения в ближайшие годы. В соответствии с оспариваемым распоряжением № от /дата/ изменился статус образовательного учреждения в соответствии с уровнем реализуемых программ. Основанием для переоформления лицензии МОУ «Нудольская СОШ» явилось изменение наименования лицензиата, что предусмотрено п.3 ст.33.1 Федерального закона «Об образовании».

Представитель заинтересованного лица - Муниципальной общеобразовательной организации -Нудольской основной общеобразовательной школы по доверенности Шаблий Е.В. также возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что при изменении статуса общеобразовательного учреждения были выполнены все необходимые процедуры, установленные законом.

Представитель заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Нудольское не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Участвуя в предыдущем судебном заседании глава администрации Антонов Н.В. поддержал доводы заявителей и согласился с их требованиями.

В судебном заседании по ходатайству представителя прокурора были допрошены свидетели Р. и Т.

Свидетель Р. суду пояснила, что являлась /должность/ МОУ «Нудольская СОШ» с /дата/ по /дата/. В /дата/ в школе разрешили открыть 10 класс, так как до этого наполняемость классов была низкой, от 7 до 9 человек. В /дата/ родители 12 учеников предварительно писали заявления о приеме детей в 10 класс. Однако, на родительским собрании /дата/ стало известно, что 3-я ступень обучения в школе не будет реализована. Родители говорили, что они подтвердили желание обучать детей в 10 классе, но заявления в школе регистрировать отказались.

Свидетель Д. пояснила, что работает в Нудольской школе /должность/ и до /дата/ совмещала должность /должность/. В /дата/ из входящих документов ей стало известно об изменении названия школы. Вопросы о внесении изменений в Устав образовательного учреждения на собраниях учителей не обсуждались. В /дата/ она регистрировала 7 заявлений родителей о приеме детей в 10 класс. После родительского собрания принесли еще 5 заявлений, которые директор школы просила не регистрировать и которые были зарегистрированы только /дата/. В Нудольской школе обучаются дети из 10 населенных пунктов и эта школа является самой доступной.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что заявления Трухиной С.Л., Харитоновой Н.С., Клинского городского прокурора не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п.п. 1 п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», а также п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В силу п.4 п.п.2, п.5, п.6 ст.12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Одним из типов образовательных учреждений являются общеобразовательные (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). Статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что /дата/ и.о.Руководителя Администрации Клинского муниципального района принято распоряжение №, которым изменено наименование Муниципального образовательного учреждения - Нудольская средняя общеобразовательная школа на Муниципальную образовательную организацию - Нудольскую основную общеобразовательную школу ( /иные данные/).

До принятия данного распоряжения образовательное учреждение реализовывало программу начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.8.1 Устава Муниципального образовательного учреждения- Нудольская средняя общеобразовательная школа изменение типа учреждения относилось к полномочиям учредителя- Администрации Клинского муниципального района.

/дата/ на общем собрании принят Устав Муниципальной общеобразовательной организации- Нудольская основная общеобразовательная школа, а /дата/ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены запись о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ( /иные данные/).

/дата/ Муниципальной общеобразовательной организации Нудольской основной общеобразовательной школе Министерством образования Московской области выдана лицензия № на право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего образования и основного общего образования, а /дата/ выдано свидетельство о государственной аккредитации за № со сроком действия до /дата/ ( /иные данные/).

Переоформление ранее выданной МОУ-Нудольской средней общеобразовательной школе лицензии на осуществление образовательной деятельности произведено на основании ст.33.1 п.9 п.п.3 Федерального закона «Об образовании», в связи с изменением наименования лицензиата.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами закона Администрация Клинского муниципального района обладала полномочиями по принятию распоряжения № от /дата/ о переименовании общеобразовательного учреждения в соответствии с уровнями реализуемых программ.

При этом действия Администрации Клинского муниципального района по принятию решения о переименовании учреждения и изменения его типа соответствуют Рекомендациям, разработанным Минфином РФ, для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии с п.25 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, количество классов в общеобразовательной учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

Санитарные нормы определены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189.

В соответствии с таблицей 6 Приложения 1 к Закону Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» от 17 июля 2008 года № 111\2008-ОЗ, нормативная наполняемость класса составляет 25 обучающихся в городском населенном пункте и 15 обучающихся в сельском населенном пункте.

В силу ст.13 п.2 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта муниципальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения

До принятия решения об изменении статуса Нудольской общеобразовательной средней школы была проведена Экспертная оценка от /дата/, экспертной комиссией, созданной на основании распоряжения Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №).

Из Экспертной оценки последствий для образования, воспитания, развития детей, принятого органом местного самоуправления решения об изменении типа (вида) учреждения усматривается, что третья ступень (среднее (полное) общее образование) в Нудольской общеобразовательной средней школе не реализовывалось на протяжении двух лет. Анализ демографической ситуации позволил сделать вывод о крайне низком наполнении классов 3-й ступени в ближайшие годы. Объем дополнительных средств для открытия 10-го класса составит /сумма/, в связи с чем комиссий сделан вывод о целесообразности изменения наименования школы в целях приведения её статуса в соответствие с уровнем реализуемых программ ( /иные данные/).

Суд не соглашается с доводами заявителей Трухиной С.Л., Харитоновой Н.С., прокурора о реорганизации в форме преобразования образовательного учреждения МОУ-Нудольской средней общеобразовательной школы вследствие изменения вида учреждения ввиду следующего.

Согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Как усматривается из положений Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992г. образовательные учреждения подразделяются на типы, а типы образовательных учреждений подразделяются на виды образовательных учреждений, которые отражены в типовом положении. При этом изменение типа образовательного учреждения, а соответственно и вида, составляющей типа, не является реорганизацией.

В силу ст.58 п.5 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Вместе с тем, организационно-правовая форма образовательного учреждения -Нудольской общеобразовательной школы - муниципального учреждения не изменилась, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц № от /дата/. и № от /дата/.

Согласно сообщению Инспекции ФНС РФ по г.Клин от /дата/ № документы, связанные с реорганизацией МОУ-Нудольской общеобразовательной школы, в инспекцию не поступали, запись в ЕГРЮЛ от /дата/ о внесении изменений в учредительные документы произведена в связи со сменой наименования юридического лица ( /иные данные/).

Изменение учредителем наименования образовательного учреждения - Муниципальная общеобразовательная организация - Нудольская основная общеобразовательная школа не противоречит положениям ст.2 Закона Московской области «Об образовании» от 30.04.2009г. № 41\2009 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2013г.).

Утверждение заявителей на нарушение права детей на получение общедоступного среднего полного образования, а также на выбор муниципального образовательного учреждения, приближенного к месту проживания, не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку вопрос с подвозом обучающихся в базовую школу д.Малеевка Клинского района решен. Министерством транспорта Московской области разработан и /дата/ внесен в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области паспорт маршрута регулярных сообщений от дома отдыха «Чайковский», далее Нарынка-Ногово ( /иные данные/).

В соответствии с Положением о порядке приёма граждан в МОУ-Нудольская СОШ от 01.09.2012г., в 10-й класс принимаются выпускники 9 класса, прием проводится в период с /дата/ по /дата/. Зачисление осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), аттестата об основном общем образовании ( п.п. 3.1, 3.2, 3.4).

Ссылка заявителей на невозможность подать заявления о приёме детей в 10-й класс после получения аттестатов в /дата/ не может служить основанием для отмены распоряжения. Количество заявлений родителей, чьи дети изъявили желание обучаться в 10-м классе, поданных до издания распоряжения, были учтены комиссией при анализе наполняемости классов и подготовке Экспертного заключения от /дата/ То обстоятельство, что 5 заявлений родителей учеников 9 класса были зарегистрированы лишь в /дата/, то есть после вынесения распоряжения, не ставит под сомнение обоснованность его вынесения. Действия администрации школы по своевременному принятию и регистрации данных заявлений не являются предметом настоящего судебного разбирательства.

Таким образом, судом установлено, что распоряжение и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ», принято в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ. Содержание оспариваемого распоряжения является определенным и не вызывает неоднозначного толкования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Трухиной С.Л., Харитоновой Н.С. и Клинского городского прокурора о признании незаконным распоряжение и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ», не имеется.

Руководствуясь ст.198, ст.158 ГПК РФ, суд

                                                    Решил:

В удовлетворении заявлений Трухиной С. Л. и Харитоновой Н. С., Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании распоряжения и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об изменении наименования Муниципального общеобразовательного учреждения- Нудольской средней общеобразовательной школы в соответствии с уровнями реализуемых программ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Клинского горсуда:                                                         Аболихина Е.В.

2-1629/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Харитонова Наталья Степановна
Трухина Светлана Леонидовна
Другие
Администрация Клинского муниципального района
МОУ "Нудольская средняя общеобразовательная школа,"
Суд
Клинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
22.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2013Передача материалов судье
24.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2013Предварительное судебное заседание
05.07.2013Предварительное судебное заседание
17.07.2013Судебное заседание
25.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2014Дело оформлено
10.02.2014Дело передано в архив
25.07.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее