Судья Алеева М.С. Дело №33-12846/2022 2.094
Дело № 2-5991/2022 УИД 24RS0056-01-2022-004893-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
02 ноября 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимова И.А., Черновой Т.Л.
при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетнего Быкова Данила Васильевича и его законного представителя Быковой Натальи Владимировны к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеевой Н.Г.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 16 августа 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетнего Быкова Данила Васильевича и его законного представителя Быковой Натальи Владимировны к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 28.07.2021 года № об отказе в оказании адресной единовременной материальной помощи Быковой Наталье Владимировне незаконным.
Обязать Министерство социальной политики Красноярского края в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассчитать и выплатить Быковой Наталье Владимировне адресную материальную помощь за приобретение слуховых аппаратов и вкладышей ушных Быкову Даниле Васильевичу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд в интересах в интересах Быкова Д.В. и его законного представителя Быковой Н.В. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Красноярского края проведена проверка по обращению Быковой Н.В., по результатам которой установлено, что 28.07.2021 Министерством социальной политики Красноярского края Быковой Н.В. отказано в назначении единовременной адресной материальной помощи на приобретение слуховых аппаратов, вкладышей ушных для ребенка-инвалида Быкова Д.В., <дата> года рождения, предусмотренной приложением №6 к постановлению Правительства края от 30.09.2013 года № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», поскольку на момент обращения 08.07.2021 в органы социальной защиты с соответствующим заявлением ребенок-инвалид Быков Д.В. достиг совершеннолетия. Указанное решение противоречит требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает права Быковой Н.В., поскольку на момент обращения 23.04.2021 в филиал № 2 ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, вынесения решения о выплате такой компенсации, ее сын Быков Д.В. не достиг совершеннолетия. Основанием для отказа в оказании адресной материальной помощи является то, что заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение адресной материальной помощи, непредставление заявителем заявления с полным пакетом документов. Таким образом, законодательством не предусмотрено такое основание для отказа как достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия. Так, Быкова Н.В. в апреле 2021 года для своего ребенка-инвалида Быкова Д.В. приобрела слуховой аппарата и вкладыши ушные. 23.04.2021 Быкова Н.В. обратилась в филиал № 2 ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (т.е. до совершеннолетия ребенка). 21.05.2021 филиалом №2 ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение о выплате такой компенсации. Однако, перечисление денежных средств из ФСС на расчетный счет Быковой Н.В. по независящим о заявителя обстоятельствам состоялось только 23.06.2021 (то есть по достижении Быковым Д.В. 18-летнего возраста). После получения денежных средств из ФСС Быкова Н.В. незамедлительно 08.07.2021 обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края. Изложенное свидетельствует о наличии у Быковой Н.В. права на получение адресной материальной помощи за самостоятельное приобретение ребенку-инвалиду технических средств реабилитации, а отказ Министерства социальной политики Красноярского края носит формальный характер. Просит суд признать приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 28.07.2021 № об отказе в оказании адресной единовременной помощи Быковой Н.В. незаконным, обязать Министерство социальной политики Красноярского края в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассчитать и выплатить Быковой Н.В. адресную единовременную материальную помощь за приобретение слуховых аппаратов и вкладышей ушных Быкову Д.В.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеева Н.Г. просит решение суда отменить, как постановленное с неверным применением норм материального права. Указывает со ссылкой на положения Приказа Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57, Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, что адресная помощь является инициативной и реализуется за счет средств краевого бюджета, в связи с чем субъект РФ при разработке инициативного нормативного правового акта вправе самостоятельно устанавливать категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и необходимые условия для получения таких мер. Кроме того, указывает, что поскольку в соответствии с положениями Порядка адресная помощь предоставляется только для категории детей-инвалидов, при условии получения компенсации через ФСС в соответствии с Приказом № 57н, то заявитель, обратившись за предоставлением адресной помощи с заявлением и прилагаемыми к нему документами только 08.07.2022, учитывая, что на момент подачи заявления ее сын, Быков Д.В., <дата> года рождения, достиг совершеннолетия - 18 лет, утратил категорию «ребенок-инвалид», ему установлена группа инвалидности. В этой связи, полагает, что Министерством законно и обоснованно принято решение в виде приказа Министерства от 28.07.2021 № об отказе в оказании адресной помощи на основании того, что заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на ее оказание.
Выслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца, а также материального истца Быкову Н.В., согласных с решением суда, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (далее - Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н).
Мероприятия по оказанию адресной единовременной материальной помощи на территории Красноярского края и получившим компенсацию через структурные подразделения Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за самостоятельно приобретенные технические средства предусмотрены подпрограммой 3 «Доступная среда» государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п.
В соответствии с приложением №6 к подпрограмме «Доступная среда» установлен порядок оказания адресной единовременной материальной помощи на приобретение кресла-коляски и слухового аппарата для ребенка-инвалида родителям (законным представителям) детей-инвалидов, проживающим на территории Красноярского края и получившим компенсацию через структурные подразделения Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за самостоятельно приобретенное кресло-коляску после 01.01.2012 и за самостоятельно приобретенный слуховой аппарат после 01.01.2018 в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н.
Согласно порядку адресная материальная помощь выплачивается в случае, если стоимость кресла-коляски или слухового аппарата, самостоятельно приобретенных родителем (законным представителем) ребенка-инвалида, превышают размер компенсации. Адресная материальная помощь определяется в размере разницы между стоимостью кресла-коляски или слухового аппарата, самостоятельно приобретенного родителем (законным представителем) ребенка-инвалида, и выплаченной подразделением ФСС компенсации, но не более 100 тысяч рублей.
Для получения адресной материальной помощи родители (законные представители) ребенка-инвалида (далее - заявители) или их уполномоченные представители представляют в министерство лично письменное заявление о предоставлении адресной материальной помощи с указанием реквизитов счета, открытого заявителю в российской кредитной организации, или номера отделения почтовой связи, способа направления уведомления о принятом решении об оказании (об отказе в оказании) адресной материальной помощи (путем почтового отправления либо направления по адресу электронной почты либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или на краевом портале государственных и муниципальных услуг), способа направления уведомления об отказе в приеме к рассмотрению документов, представленных в электронной форме (путем направления по адресу электронной почты либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или на краевом портале государственных и муниципальных услуг - в случае представления документов в электронной форме), информации о наличии (отсутствии) у ребенка-инвалида открытого Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального лицевого счета, содержащее согласие на обработку персональных данных заявителя, ребенка-инвалида, а также уполномоченного представителя заявителя (в случае представления документов уполномоченным представителем заявителя) (далее - заявление) либо направляют заявление почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в виде электронного документа (пакета документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», краевого портала государственных и муниципальных услуг.
Министерство регистрирует заявление с прилагаемыми к нему документами в день его поступления. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия у отделения ФСС сведения о стоимости приобретенного кресла-коляски, слухового аппарата, размере выплаченной компенсации и дате ее перечисления.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации поступивших из отделения ФСС сведений о стоимости приобретенного кресла-коляски, слухового аппарата, размере выплаченной компенсации и дате ее перечисления принимает решение об оказании (об отказе в оказании) адресной материальной помощи посредством издания приказа.
Основаниями для отказа в оказании адресной материальной помощи являются: заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение адресной материальной помощи в соответствии с пунктом 1 Порядка; непредставление заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявления с документами, указанными в пункте 3 Порядка (за исключением документов, указанных в подпунктах 4 (в части копии свидетельства о рождении ребенка-инвалида, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), 5 - 7 пункта 3 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.05.2021 КГБУЗ «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства» выдано Быкову Д.В., <дата> года рождения, заключение о нуждаемости в технических средствах реабилитации.
20.04.2021 законным представителем несовершеннолетнего Быкова Д.В. - Быковой Н.В. за счет собственных средств приобретены два слуховых аппарата MOTION SA 5PX, стоимостью 190 000 руб., 2 индивидуальных ушных вкладыша общей стоимостью 3 000 руб., что подтверждается товарными чеками от 20.04.2021 № №.
23.04.2021, то есть до совершеннолетия Быкова Д.В., Быкова Н.В. обратилась в филиал № 2 ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами, по которому решением от 21.05.2021 № № Быковой Н.В. предоставлена государственная услуга по выплате компенсации расходов на слуховой аппарат цифровой заушный мощный и вкладыши ушные индивидуального изготовления в размере 41 189,04 руб., что также подтверждено справками по операции от 23.06.2021 о зачислении денежных средств.
В это связи, 08.07.2021 после получения денежных средств из ФСС Быкова Н.В. обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края.
Вместе с тем, приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 28.07.2021 № Быковой Н.В. отказано в оказании единовременной материальной помощи на приобретение слуховых аппаратов для Быкова Д.В., поскольку заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение адресной материальной помощи, так как на момент подачи 08.07.2021 заявителем заявления Быков Д.В. утратил категорию «ребенок-инвалид», в связи с достижением 18-летнего возраста и установлением группы инвалидности.
Разрешая исковые требования, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции исходя из того, что на момент обращения Быковой Н.В. в филиал № 2 ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами Быков Д.В. являлся ребенком-инвалидом, пришел к обоснованному выводу о наличии у Быковой Н.В. права на получение адресной материальной помощи за самостоятельное приобретение ребенку-инвалиду технических средств реабилитации, в связи с чем признал незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 28.07.2021 № об отказе в оказании адресной единовременной материальной помощи Быковой Н.В., возложив на ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассчитать и выплатить Быковой Н.В. адресную материальную помощь за приобретение слуховых аппаратов и вкладышей ушных Быкову Д.В.
При этом судом верно указано, что несвоевременное обращение Быковой Н.В. в Министерство социальной политики Красноярского края произошло по независящим от нее обстоятельством, а именно по причине позднего перечисление Фондом социального страхования компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, учитывая, что до фактического перечисления указанной компенсации Быкова Н.В. не имела возможности обратиться в Министерство.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам, а также учитывая, что государственный орган при рассмотрении вопроса о предоставлении адресной материальной помощи Быковой Н.В. формально подошел к его разрешению, что привело к нарушению ее прав на получение дополнительных мер социальной поддержки.
В целом доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и которым дана надлежащая правовая оценка, фактически они выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, сводятся к иному, неверному толкованию действующего законодательства, и основанием к отмене решения суда являться не могут.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеевой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 ноября 2022 года.