Дело №...
№...
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Колесниковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе ФИО7 **.**.** сентября 2021 года дело по административному иску ФИО8 к администрации муниципального района «ФИО7» о признании незаконным и отмене распоряжения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МР «ФИО7» о признании незаконным распоряжения, указывая в обоснование требований, что распоряжением главы администрации МР «ФИО7» №...-р от **.**.** многоквартирный ********** в г.ФИО7 Республики ФИО7 признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса многоквартирного дома и срок отселения физических и юридических лиц в данном доме – до **.**.**. Распоряжением администрации МР «ФИО7» от **.**.** №...-р внесены изменения в части срока сноса и расселения жилого дома по адресу: г. ФИО7, ********** до **.**.**. ФИО8 с распоряжением администрации МР «ФИО7» от **.**.** №...-р не согласна в части определения срока сноса многоквартирного дома, полагает, что при вынесении данного распоряжения администрацией МР «ФИО7» не были учтены существенные обстоятельства, а именно: актом межведомственной комиссии №... от **.**.** о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу установлено, что ********** в г.ФИО7 Республики ФИО7 имеет значительные биологические повреждения, снижающие несущую способность конструкций, в аварийном состоянии находятся покрытие кровли, ограждающие конструкции, сети электроснабжения, административный истец не имеет другого жилого помещения, вынуждена временно снимать другое жилое помещение, что нарушает ее жилищные права.
Административный истец просит суд признать незаконным распоряжение главы администрации МР «ФИО7» №...-р от **.**.** о внесения изменения в распоряжение администрации муниципального района «ФИО7» от **.**.** №...-р в части срока сноса многоквартирного дома и срока отселения физических и юридических лиц в ********** в г.ФИО7 Республики ФИО7 до **.**.**.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО9ётр ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
В судебном заседании административный истец и ее представитель, адвокат ФИО13, действующая на основании ордера №... от **.**.**, на удовлетворении административного иска настаивали.
Представитель администрации МР «ФИО7» административные исковые требования не признала.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело слушалось в отсутствии неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властное повелевание, предписание, которыми нарушены права и свободы заявителя.
В судебном заседании установлено.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО7 ФИО8, ФИО2, ФИО11 являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на ********** в г. ФИО7 Республики ФИО7 с **.**.**.
Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** ********** в г. ФИО7 Республики ФИО7 признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы администрации МР «ФИО7» №...-р от **.**.**, на основании заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений от **.**.** №... многоквартирный ********** в г. ФИО7 Республики ФИО7 признан аварийным, подлежащим сносу, определен срок сноса многоквартирного дома и срок отселения физических и юридических лиц в данном доме – до **.**.**.
**.**.** в адрес собственников жилых помещений в ********** в г. ФИО7 были направлены требования о сносе жилого помещения, которые до настоящего времени не исполнены.
Распоряжением администрации муниципального района «ФИО7» от **.**.** №...-р внесены изменения в постановление администрации муниципального района «ФИО7» в части срока сноса и расселения многоквартирного жилого ********** в г. ФИО7 на – **.**.**.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. ФИО7, ********** не включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы».
Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из пункта 10 статьи 32 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома.
Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Из пояснений представителя административного истца следует, что административный истец не согласна с затягиванием процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, полагает неразумным срок отселения, который установлен без учета степени аварийности дома, поскольку существует угроза обрушения дома, а так же степень разрушения некоторых конструкций препятствует нормальному проживанию граждан в таком многоквартирном жилом доме.
Из заключения технического обследования ООО «Энергоэффективность» №... строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. ФИО7, ********** следует, что в жилом ********** отсутствует отмостка жилого дома, техническое состояние цокольной части здания, перекрытий здания, техническое состояние чердачных балок перекрытий здания, стропильной системы здания на момент обследования оценено в целом как неработоспособное, в жилом здании отсутствуют некоторые элементы системы водоснабжения, системы отопления, категория технического состояния строительных конструкций или здания и сооружения в целом, включая состояния грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Такая оценка обусловлена неудовлетворительным состоянием крыши, чердачного перекрытия, отсутствием отмостки, разрушенной наружной штукатурки и стен. Основными причинами возникновения дефектов трубопроводов являются: общий физический износ трубопровода, несвоевременное выполнение мероприятий по капитальному и текущему ремонту, механические повреждения трубопроводов, возникшие в процессе эксплуатации.
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что проживать в спорном жилом доме не представляется возможным в связи с неработоспособностью инженерным систем, проживание в указанном жилом доме создает угрозу для ее жизни, истец вынуждена снимать другое жилое помещение, поскольку иного недвижимого имущества, находящегося в ее владении, не имеется.
Суд полагает, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного распоряжением №...-р от **.**.** срока отселения и сноса жилого дома.
Отсутствие денежных средств на проведение мероприятий по оценке жилых помещений и на выкуп жилья у собственников не являются основанием для установления такого длительного срока для расселения граждан.
Столь длительный срок расселения и сноса многоквартирного дома нарушает права и интересы административного истца, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, что представляет опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Таким образом, суд считает, что административным ответчиком в нарушение ч. 11, п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ не доказана законность распоряжения администрации МР «ФИО7» от **.**.** №...-р в части установленного срока сноса и отселения граждан из жилого дома по адресу: г. ФИО7, ********** до **.**.**, право административного истца на восстановление ее жилищных прав в разумный срок нарушено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180,186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░7» №...-░ ░░ **.**.** ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ********** ░ ░.░░░7 ░░ **.**.**.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.**.**.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░