Дело № 88-8989/2020
№ 2-1541/2020
27RS0001-01-2020-000926-52
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 декабря 2020 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В.,
судей Медведевой Е.А., Кравченко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 03 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 июля 2020 года,
заслушав доклад судьи Медведевой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в обоснование требований указав, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р он включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, номер учетного дела 3427. В декабре 2019 г. получил письменный ответ <адрес> о том, что он значится в очереди под номером 1874, жилое помещение будет предоставлено ему по мере приобретения или строительства жилых помещений в <адрес>.
Полагая свои права нарушенными, просил обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ему жилое помещение в городе Комсомольске-на<адрес> или в поселке Солнечный.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 апреля 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения по норме общей площади 18 кв. м на состав семьи из 1 человека в <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 июля 2020 г. решение суда первой инстанции от 03 апреля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО4 просит отменить судебные постановления, состоявшихся по данному делу, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, аналогичным тем, которые приводились в апелляционной жалобе. Также полагает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность края.
Возражения на кассационную жалобу от истца не поступили.
Стороны, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание кассационного суда не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
В силу статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» (в редакции Законов Хабаровского края от 25.12.2013 г. № 332, от 26.02.2014 г. № 348, от 25.06.2014 г. № 370, от 30.07.2014 г. № 374), согласно статей 2 и 5 которого, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров.
Судами установлено, что ФИО1, 2000 года рождения является сиротой. Его отец - ФИО5 умер в 2004 году, мать - ФИО6 лишена родительских прав в 2005 году.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время ФИО1 обучается на четвертом (последнем) курсе и проживает в общежитии колледжа по адресу: <адрес>. 314.
Суды первой и апелляционной инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, пришли к обоснованному выводу о наличии у истца законного права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 кв.м. на состав семьи один человек в <адрес>.
Разрешая данный гражданско-правовой спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В решении и апелляционном определении проанализированы все доводы, приведенные сторонами в обоснование своей позиции, учтены собранные по делу доказательства.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика не установлено.
Довод ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения на основании судебного акта вопреки его номеру в списке, может привести к нарушению прав иных лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее, являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в апелляционном определении, не согласиться с которой оснований у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу признается несостоятельным, поскольку в силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Более того, в ходе судебного разбирательства ходатайств о замене стороны по делу либо о привлечении к участию в деле иных соответчиков представителем Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не заявлялось.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию стороны ответчика в суде апелляционной инстанций, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: