№2а-563/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2019 г. <адрес>
Трусовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Н.С., при секретаре Куангалиевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лисовского А.С. к Администрации МО «<адрес> » о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Лисовский А.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес>» от 11.01.2019г. №. Требования мотивированы тем, что Лисовский А.С. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 300 кв.м. Истец обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределения земельного участка. Постановлением администрации МО «<адрес>» от 11.01.2019г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения, расположенного по адресу: <адрес> «а» заявителю согласовано перераспределение земельного участка, общей площадью 390 кв.м. Постановлением администрации МО «<адрес>» от 25.01.2019г. № вышеуказанное постановление отменено. Принимая оспариваемое постановление администрация МО «<адрес>» не предоставила доказательств наличия, предусмотренных ЗК РФ оснований для отказа в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка, а также противоречия постановления от 11.01.2019г. №, что является единственным основанием для его отмены органом местного самоуправления. Просил признать постановление администрации МО «<адрес>» от 25.01.2019г. № «Об отмене постановления администрации МО «<адрес>» от 11.01.2019г. № незаконным.
В судебном заседании 03.04.2019г. представитель административного истца по доверенности Рабинович С.М., в порядке ст.46 КАС РФ, уточнил исковые требования, просил признать постановление администрации МО «<адрес>» от 25.01.2019г. № «Об отмене постановления администрации МО «<адрес>» от 11.01.2019г. № незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Рабинович С.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности Айбасов Т.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Исследовав материалы административного дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Лисовский А.С. является собственником земельного участка, площадью 300+-2кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» № от 11.01.2019г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения расположенного по адресу: <адрес>», была рассмотрена соответствующая схема земельного участка площадью 390кв.м. в соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации постановлено утвердить схему расположения земельного участка, определен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), категория земель: земли населенных пунктов.
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» № от 25.01.2019г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от 11.01.2019г. №, указанное постановление отменено на основании ст.ст.11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.59 Устава муниципального образования «<адрес>».
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице (ст. 62 КАС РФ).
В соответствии с частями 1, 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Земельным кодексом РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 39.27 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из содержания оспариваемого постановления, а также объяснений представителя административного ответчика следует, что постановление администрации № от 11.01.2019г. отменено на основании ст.ст.11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и в связи с рассмотрением гражданского дела в Наримановском районном суде <адрес> по иску Антипина В.В. к Лисовскому А.С. о сносе самовольной постройки, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда.
Однако указанные обстоятельства не могут являться основаниями для отмены постановления, поскольку в оспариваемом постановлении не указаны конкретные основания для отмены, а сам по себе факт нахождения в суде на рассмотрении дела, в котором решается вопрос о сносе самовольной постройки, и по которому не принято решение, не может свидетельствовать о незаконности схемы расположения земельного участка.
Таким образом, администрация МО «<адрес>» по своей сути в отсутствие какого-либо обоснования своих действий в тексте отменяющего акта утратила возможность доказать его законность и обоснованность, поскольку проверить какие конкретные обстоятельства, выявленные в установленном порядке, послужили основанием отмены постановления невозможно.
Отсутствие обоснования постановления и каких-либо мотивированных выводов относительно конкретных обстоятельств, создает правовую неопределенность относительно оснований отмены принятого ранее постановления, что нарушает стабильность гражданского оборота, влечет возможность заявлять в ходе судебного спора новые основания, а также препятствует истцу в реализации права на защиту по тем основаниям, которые наличествовали на момент принятия оспариваемого ненормативного акта.
При этом установление, в процессе рассмотрения гражданского дела в Наримановском районном суде, фактов нахождения на испрашиваемом земельном участке строений не освобождает орган от необходимости проверки и выяснения всех обстоятельств, от обязанности доказывания наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего постановления а также его надлежащего мотивированного обоснования, что в данном случае администрацией МО «<адрес>» не соблюдено.
При этом суд полагает, что издание немотивированного по своей сути постановления, в котором орган местного самоуправления ограничился лишь перечислением статей и наименований нормативно-правовых актов, в отсутствие каких-либо доказательств наличия оснований для его принятия и установленных фактических обстоятельств является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ и являются исчерпывающими.
Вместе с тем, следует отметить, что до настоящего времени административным истцом ответа на его обращение не получено, письменный отказ Лисовский А.С. не получал.
Суд полагает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования «<адрес>» № от 11.01.2019г. ничем не мотивировано и основания отмены ранее принятого постановления в нем не указаны.
При таких обстоятельствах, учитывая, что суд не вправе изменять или дополнять основания принятого решения или совершенного действия, оспариваемое постановление административного ответчика не может быть признано законными и обоснованными, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Лисовского А.С, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» № от 25.01.2019г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от 11.01.2019г. №».
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 30.04.2019г.
Судья Иноземцева Н.С.