___
Дело № 2а-7553/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 04 августа 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Алексеева Петра Степановича к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании заключения комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что истец как собственник обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером № из зоны ___ на зону для индивидуального жилищного строительства. Заключением комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № от ____ истцу было отказано в удовлетворении заявления в связи с несоответствием генеральному плану городского округа «город Якутск». Данный отказ истец считает незаконным, т.к. ранее указанный земельный участок находился в аренде, на котором построен жилой дом. Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ). Спорный земельный участок относится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах муниципального образования, где индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования земельного участка. В связи с чем, истец просит признать незаконным и отменить заключение комиссии о внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № от ____ в части отказа истцу в удовлетворении заявления.
Административный истец исковые требования в судебном заседании поддержал в полном объеме и просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика Кривогорницын А.П. считает исковые требования необоснованными, отказ обоснованным, просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Из положений части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки должны соответствовать требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Судом установлено, что ранее ____ между Садово-огородническим некоммерческим товариществом «Сатал» и Алексеевым П.С. был заключен договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____, с видом разрешенного использования «под садоводство и огородничество».
____ между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска и Алексеевым П.С. был заключен договор № купли-продажи вышеуказанного земельного участка, при этом указано, что на участке имеется жилой дом, площадью ___ кв.м. с кадастровым номером №.
Согласно выписки из ЕГРН от ____ истец является собственником указанного жилого дома.
Таким образом, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №.
____ истец обратился с заявлением о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка с кадастровым номером № в части перевода из зоны ___ (зона сельскохозяйственных угодий) на зону для индивидуального жилищного строительства.
Решением комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № от ____ заявителю отказано в удовлетворении в связи с тем, что в соответствии с Генеральным планом городского округа «город Якутск» не предусмотрена индивидуальная жилая застройка.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ указанный земельный участок располагается в зоне ___ (зона сельскохозяйственных угодий). Однако, согласно проекта планировки и межевания территории СОНТ «Сатал», утвержденного распоряжением главы городского округа «город Якутск» от ____ №зр, спорный земельный участок относится к территории для индивидуального жилищного строительства, что отражено в сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № от ____ в части отказа в удовлетворении заявления истца нельзя признать законным, поскольку проект межевания территории «для индивидуального жилищного строительства», на земельном участке заявитель имеет в собственности жилой дом, зарегистрированный в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, а нарушенные права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения его заявления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и с учетом изложенных выше выводов суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заключение комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № от ____ в части отказа в удовлетворении заявления Алексеева Петра Степановича от ____ признать незаконным.
Обязать комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» повторно рассмотреть заявление Алексеева Петра Степановича от ____ о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка с кадастровым номером №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___
___