дело №2-5252/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием представителя истца,
представителя администрации МО ГО «Сыктывкар»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кнутаревой Веры Николаевны, Кнутарева Виктора Владимировича, Лодыгина Алексея Ивановича к УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Управление многоквартирными домами» о признании торгов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Кнутарева В.Н., Кнутарев В.В., Лодыгин А.И. обратились в суд с иском к УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Управление многоквартирными домами» о признании торгов недействительными, а именно просили признать недействительными результаты конкурса №..., оформленные протоколом №... от 09 октября 2020 года по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в части объекта конкурса – многоквартирного дома по адресу: ... признать недействительными договора заключенные по результатам конкурса №... в отношении дома ... по ул.... г.Сыктывкара с даты заключения, требования обоснованы тем, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме ... по ул.... г.Сыктывкара, в январе 2021 года в адрес собственников поступили квитанции на оплату услуг ООО «УМКД» по содержанию и ремонту общего имущества, из которых истцам стало известно о проведении конкурса по отбору управляющей организации, проведение указанного конкурса истцы полагают незаконным ввиду нарушения порядка проведения конкурса по отбору управляющей компании, нарушившего права собственников помещений в многоквартирном доме, объекта проведения конкурса.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора, администрация МО ГО «Сыктывкар», Управление Росреестра Республики Коми
В судебном заседании истцы участия не приняли, их представитель просил исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли. Из отзыва ООО «УМКД» следует, что они находят заявленные исковые требования обоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, Кнутарева В.Н., Кнутарев В.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: ... Лодыгин А.И. является собственником жилого помещения №... по указанному адресу.
Данных в ЕГРН на остальные жилые помещения в доме ... по ул.... г.Сыктывкара не зарегистрированы.
По данным ЕГРН здание с кадастровым номером ... имеет следующие характеристики: здание, расположенное по адресу: г.... общей площадью 302,1 кв.м, назначение здания – многоквартирный жилой дом.
Протоколом №... общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., проводимого в форме очно-заочного голосования, от 22 марта 2016 года собственниками принято решение об избрании способа управления многоквартирным домом – непосредственное управление.
В списке участников общего собрания также значится администрация МО ГО «Сыктывкар», владеющая жилыми помещениями 1 и 4 в указанном МКД, от представителя которой стоит подпись в соответствующем списке.
Таким образом, администрации МО ГО «Сыктывкар» с достоверностью было известно о том, что в МКД по адресу: ... избран способ управления – непосредственное управление.
Фактическое осуществление непосредственного управления подтверждается материалами дела – протоколами общих собраний, договорами
09 октября 2020 года УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, оформленный протоколом №.... Согласно данному протоколу конкурс также проведен и в отношении дома ... по ул.... г.Сыктывкара (входящий в лот №...). победителем конкурса в отношении указанного дома признано ООО «УМКД». Из протокола рассмотрения заявок следует, что по лоту №... заявился только один участник – ООО «УМКД».
В силу положений ч.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Непосредственное управление МКД 4 по ул.Красноборская как способ управления установлено в ходе рассмотрения дела.
Как следует из ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее Аравила) установлено, конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с п. 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В соответствии с ч.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч.2 ст.164 Жилищного кодекса РФ).
Из извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами следует, что организатором конкурса является Управление ЖКХ МО ГО «Сыктывкар», в качестве оснований указано на то, что большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 40 Правил предусмотрено, не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса: а) всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Материалами дела не подтверждается факт исполнения ответчиком обязанности об уведомлении всех собственников помещений в МКД о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии с ч.5 ст.164 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рамках настоящего гражданского дела права могут быть нарушены только собственников помещений истцов Кнутаревых, Лодыгина, и администрации МО ГО «Сыктывкар».
Доказательств уведомления всех собственников о результатах конкурса материалы дела не содержат.
В связи с чем, суд соглашается с тем, что истцам о проведении обжалуемого конкурса стало известно в январе 2021 года с момента получения счетов-квитанций от ООО «УМКД».
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о нарушении процедуры организации или проведения конкурс, что является безусловным основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Довод, изложенный в письменном ответе Кнутаревой В.Н. от администрации МО ГО «Сыктывкар» о размещении уведомления о проведении конкурса в переделах земельного участка материалами дела не подтвержден, стороной истца отрицается, доказательств в обоснование данного возражения стороной истца не представлено.
Обязанность по заключение договора обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования несомненно лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме, избравшим непосредственное управление в качестве способа управления многоквартирным жилым домом.
Материалы дела содержат заявление Кнутаревой В.Н. адресованное в АО «Газпромгазораспределение Сыктывкара» от 22 марта 2021 года с просьбой заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в МКД по адресу: ..., однако в его заключении отказано в связи с тем, что дом передан в управление ООО «УМКД».
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что неисполнение ответчиком п.40 Правил привело к невозможности собственникам помещений в МКД по адресу: ... заключить договоры до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками.
Каких-либо иных нарушений, в том числе перечисленных в иске, при проведении конкурса судом не установлено.
Довод о том, что данный дом является блокированным при этом судом отвергается, учитывая следующее.
Кроме того, такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки" не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истца каких либо правовых последствий.
Согласно терминам и определениям, применяемым в СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778, жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы; блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного дома, состоящего из нескольких квартир, является наличие в многоквартирном доме помещений общего пользования.
Исходя из указанных выше определений, жилые дома в случае, если каждая квартира в них имеет самостоятельный выход на земельный участок, блоки технически и функционально не связаны между собой ничем, кроме общей стены, не имеющие помещений общего пользования, признаются домами блокированной жилой застройки, которые не являются многоквартирными домами.
В рамках настоящего гражданского дела установлено, что дом 4 по ул.Красноборская города Сыктывкара не отвечает данному понятию, а именно, исходя их технического паспорта указанный жилой дом не является домом блокированной застройки, поскольку имеет общие фундамент, крышу, кровлю, несущие конструкции, фактически одно жилое помещение находится над другим, таким образом, фундамент, кровля и перекрытия обслуживают более 1 жилого помещения, какие-либо признаки дома блокированной застройки в рассматриваемом случае отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит необходимым признать недействительными результаты конкурса №..., оформленные протоколом №... от 09 октября 2020 года по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в части объекта конкурса – многоквартирного дома по адресу: ...
При этом, в отношении иных домов, в отношении которых выбрана управляющая компания, результаты конкурса суд не рассматривает, поскольку вопреки доводам ГЖИ, данным в письменном ответе истцам (которые по сути не соответствуют нормам ГПК РФ), данное обстоятельство привело бы к иным предметам иска, иным предметам доказывания, иным основаниям, участию иных сторон.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы договоры управления с ООО «УМКД» не заключили.
Ответчик каких-либо пояснений суду не представил, однако администрация МО ГО «Сыктывкар» как собственник 2ух жилых помещений в доме обязана была заключить договор управления.
С учетом того, что ООО УМКД заключило договоры на обслуживание общедомового газового оборудования, соответственно стороны вступили в договорные отношения, которые являются недействительными ввиду признания результатов конкурса недействительными.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования - удовлетворить.
Признать недействительными результаты конкурса №..., оформленные протоколом №... от 09 октября 2020 года по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в части объекта конкурса – многоквартирного дома по адресу: ...
Признать недействительным договоры, заключенные по результатам конкурса №... в отношении дома 4 по ул.Красноборская г.Сыктывкара с даты их заключения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2021 года