Дело № 2-328/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2019 г. г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Е.С.,
при секретаре Львовой Е.А.,
с участием:
истца Цыганкова В.А.,
представителя ответчика Дунаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Цыганкова Владимира Александровича к областному государственному бюджетному дорожному эксплуатационному учреждению «Магаданское» о взыскании единовременной материальной помощи, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Цыганков В.А. обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному дорожному эксплуатационному учреждению «Магаданское» (далее ОГБДЭУ «Магаданское», Учреждение), в обоснование которого указал, что работал у ответчика асфальтобетонщиком с 1 февраля 2016 г. по 28 ноября 2017 г.
24 ноября 2017 г. истец получил травму на производстве: химический ожег 3 степени левых верхних и нижних конечностей 10 % тела. С 24 августа по 28 ноября 2017 г. находился на лечении, лежал долгое время в реанимации, перенес две операции по пересадке кожи.
12 апреля 2018 г. было судебное заседание, на котором Учреждение обязалось выплатить единоразовую материальную помощь в размере 100 000 рублей. Истец неоднократно обращался с просьбой к ответчику выплатить данную помощь, на что получал отказ, сославшись на то, что денег нет.
С учетом изложенного, просил суд обязать ответчика выплатить материальную помощь в размере 100 000 рублей, взыскать с ответчика за несвоевременную выплату материальной помощи моральный вред в размере 500 000 рублей.
Истец в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, материалы гражданского дела № 2-839/2018, суд приходит к следующему.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, прежде всего, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления). Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).
В силу ч. 2 ст. 5 ТК РФ в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.
Частью 1 ст. 40 ТК РФ определено, что коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В соответствии со ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Согласно ст. 44 ТК РФ, изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Согласно п.14 ч.1 ст.21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников (кроме ч. 4 ст. 3 и ч. 7 ст. 394 Кодекса), суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Цыганков А.В. с 1 февраля 2016 г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком.
С 28 ноября 2017 г. трудовой договор с истцом расторгнут приказом ответчика от 29 ноября 2017 г. № 97/к по инициативе истца по пункту 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.
С 29 ноября 2017 г. истец работником ОГБДЭУ «Магаданское» не является.
24 августа 2017 г. с Цыганковым В.А. произошел несчастный случай на производстве из-за недостатков в организации и проведении подготовки работников по охране труда, ответственными за которые являлись директор ОГБДЭУ «Магаданское», главный инженер Учреждения, начальник участка «Снежный», инженер по охране труда Учреждения. Виновных действий Цыганкова В.А., способствовавших несчастному случаю, не установлено.
С 24 августа по 28 ноября 2017 г. истец не работал.
В связи с временной нетрудоспособностью, наступившей вследствие произошедшего с истцом 24 августа 2017 г. несчастного случая на производстве, медицинскими учреждениями истцу были выданы листки нетрудоспособности.
В период с 24 августа по 22 ноября 2017 г. истец был освобожден от работы в связи со стопроцентной утратой трудоспособности.
23, 24, 27 ноября 2017 г. истцом были совершены прогулы, 28 ноября в последний рабочий день он на рабочем месте отсутствовал по уважительной причине.
Данные обстоятельства установлены решением Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июня 2018 г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 ноября 2018 г., согласно которым с ОГБДЭУ «Магаданское» в пользу Цыганкова В.А. взысканы утраченный вследствие повреждения здоровья за период временной нетрудоспособности заработок в сумме 60 903 рубля 33 копейки, денежная компенсация морального вреда в сумме 200 000 рублей.
12 апреля 2018 г. истец обратился в Учреждение с заявлением об оказании ему одноразовой материальной помощи в сумме 100 000 рублей, сославшись на коллективный договор на 2017 г. На заявлении руководителем Учреждения отражена резолюция: ок – в приказ, бух. выплатить помощь в размере 100 000 рублей.
12 апреля 2018 г. руководителем Учреждения был издан приказ № 85 «О выплате материальной помощи».
В качестве основания для издания приказа указано: на основании заявления Цыганкова В.А., работника ОГБДЭУ «Магаданское» в период с 1 февраля 2016 г. по 28 ноября 2017 г., получившего травму в период трудовой деятельности 24 августа 2017 г., с учетом его состояния здоровья и в связи с тяжелой материальной обстановкой, сложившейся в его семье по причине получения травмы, приказано выплатить Цыганкову В.А. материальную помощь в размере 100 000 рублей за счет приносящей доход деятельности.
Однако 11 декабря 2017 г. на имя руководителя составлена служебная записка юрисконсультом ОГБДЭУ «Магаданское» о том, что приказ от 12 апреля 2018 г. издан с нарушением локально – нормативных актов Учреждения. Все выплаты предусмотрены Коллективным договором производятся работникам учреждения. На момент издания приказа от 12 апреля 2018 г. № 85 Цыганков В.А. не является работником учреждения. Кроме того, приказ не был согласован с юристом учреждения.
11 декабря 2018 г. на основании указанной служебной записки директором ОГБДЭУ «Магаданское» был издан приказ № 266 «Об отмене приказа № 85 от 12 апреля 2018 г.».
Как указывает ответчик коллективными договорами на 2017 и 2018 гг., не предусмотрена выплата одноразовой материальной помощи, с 9 апреля 2018 г. в Учреждении действует новый коллективный договор.
Согласно положениям Коллективного договора на 2017 г., договор заключен работодателем и работниками и вступил в силу с 26 июня 2017 г. и действует до заключения нового коллективного договора, но не более трех лет (п.1.1.), действие коллективного договора распространяется на всех работников учреждения (п. 1.5.).
Согласно п. 2.5.2. Приложения № 1 коллективного договора на 2017 г., действующего в период трудоустройства истца у ответчика, за счет приносящей доход деятельности работникам учреждения может быть оказана материальная помощь, решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения.
Таким образом, поскольку на дату обращения с заявлением о выплате материальной помощи (12 апреля 2018 г.), Цыганков В.А. не являлся работником Учреждения, то на него не распространялись условия коллективного договора, при этом в силу условий коллективного договора руководитель может, но не обязан принимать решение о такой выплате, в связи с чем в данном случае руководителем Учреждения обоснованно принято решение об отказе в выплате истцу материальной помощи на основании действующих в Учреждении локальных актов. При этом компенсация морального вреда в связи с произошедшем с истцом несчастным случаем на производстве, взыскана с ответчика вышеуказанным решением суда в размере 200 000 рублей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика единовременной материальной помощи, а также производного от него требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░