Решение по делу № 33-3916/2023 от 15.08.2023

Дело №33-3916/2023 Докладчик Денисова Е.В.

(1 инстанция №2-794/2023)          Судья Маленкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего         Денисовой Е.В.

судей              Белоглазовой М.А., Удальцова А.В.

при секретаре              Евсяковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
19 сентября 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО Александровский муниципальный район Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 5 июля 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Александровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Земскову Татьяну Александровну по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенным, изолированным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением специализированного жилищного фонда, расположенным на территории Александровского района Владимирской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения прокурора Ефимовой Т.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Александровский городской прокурор, действуя в интересах Земсковой Т.А., обратился в суд с иском об обязании администрации МО Александровский муниципальный район Владимирской области (далее – также администрация Александровского района) обеспечить Земскову Т.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенным, изолированным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением специализированного жилищного фонда, расположенным на территории Александровского района Владимирской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.75-83).

В обоснование иска указал, что постановлением администрации Александровского района от 22.01.2018 Земскова Т.А. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. В соответствии с требованиями действующего законодательства, жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по договорам найма специализированного жилого помещения. Несмотря на возникновение у Земсковой Т.А. такого права, жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени (л.д.75-83).

Истец Земскова Т.А., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.102), в судебное заседание не явилась.

Прокурор Алимова И.В. в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Ответчик администрации Александровского района, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.99), в судебное заседание представителя не направило. Представила письменные возражения на иск, в удовлетворении которого просила отказать. Указала, что Земскова Т.А. включена в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Владимирской области под №471, по Александровскому району под №24. Первоочередное предоставление Земсковой Т.А. жилого помещения приведет к ущемлению прав лиц данной категории, нуждающихся в мерах социальной поддержки государства по обеспечению жильем, которые приобрели право на получение жилья ранее в порядке очередности. На цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у муниципального образования отсутствуют достаточные финансовые средства, а также свободные жилые помещения специализированного жилого фонда. Просила рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д.34-36,103).

Представитель третьего лица Управления образования администрации Александровского района – Лобанова Г.С. в судебном заседании полагала исковые требования законными и обоснованными.

Третье лицо Министерство образования и молодежной политики Владимирской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.99), в судебное заседание представителя не направило. Представило письменные возражения на иск, в удовлетворении которого просило отказать. (л.д.106-107). Указало, что согласно органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. На реализацию в 2023 году вышеназванного государственного полномочия МО Александровский муниципальный район Владимирской области выделена субвенция 27973,4 тыс. руб. на приобретение квартир для лиц указанной категории. На 01.06.2023 Земскова Т.А. в списке имеет порядковый №406, по муниципальному образованию – №17. Законодателем не предусмотрено незамедлительное предоставление жилого помещения при наступлении права. Право Земсковой Т.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, она имеет право на предоставление жилого помещения согласно списку, при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом. При невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше решение (л.д.116-120).

В апелляционной жалобе ответчик администрация МО Александровский муниципальный район Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается отсутствие достаточных финансовых средств, отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилого фонда. Внеочередное предоставление жилого помещения Земсковой Т.А. нарушит прав иных лиц, внесенных ранее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.122-124).

Александровской городской прокуратурой принесены возражения на апелляционную жалобу, в удовлетворении которой просит отказать. Считает решение суда законным и обоснованным (л.д.143-145).

В заседание суда апелляционной инстанции истец Земскова Т.А., ответчик администрации МО Александровский муниципальный район Владимирской области, третьи лица Управление образования администрации Александровского района, Министерство образования и молодежной политики Владимирской области (извещены посредством направления судебного извещения факсимильной связью, почтовым отправлением с уведомлением о вручении, л.д.137-141,148-150) не явились (представителей не направили), сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.

В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ч.3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст.92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – также Список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции на момент включения Земсковой Т.А. в Список) порядок формирования Списка устанавливался законом субъекта РФ

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 №267-ФЗ), порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (далее – также Правила от 04.04.2019 №397).

Согласно п.2 Правил от 04.04.2019 №397, формирование Списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения указанной категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ (п.8).

Положениями ч.1 ст.12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Действовавший до 15.06.2020 Закон Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственной и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривал аналогичные гарантии на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 №612 (далее – также Порядок от 20.05.2013 №612).

Согласно п.2 Порядка от 20.05.2013 №612 жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в п.1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз.2, абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с ч.3 ст.12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 №43-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п.4 Порядка от 20.05.2013 №612 вышеуказанным лицам жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории РФ. Жилые помещения предоставляются по заявлению, которые подаются в орган местного самоуправления в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Положениями ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

Законом Владимирской области от 28.12.2005 №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления МО Александровский район Владимирской области переданы государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями. В силу п.2 ст.5 указанного закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Земскова Т.А., **** г.р., имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец **** А.А. умер ****, мать **** Е.Ю. вступившим в законную силу решением Александровского городского суда Владимирской области от 16.02.2010 лишена родительских прав в отношении дочери Земсковой Т.А., **** г.р. (л.д.8-9,93-95).

На основании постановления администрации Александровского района от 17.08.2015 №1525 несовершеннолетняя Земскова Т.А. направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранена жилая площадь по адресу: **** (л.д.12).

Постановлением главы администрации г.Струнино от 13.06.2013 №199 дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу.

По договору социального найма от 16.12.2016 №58/2016 Земсковой Е.Ю. была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 34,3 кв.м по адресу: ****, на семью в составе 9 человек: **** Е.Ю. - наниматель, **** М.Н. – дочь, **** Д.Н. – сын, **** В.С. – дочь, **** Д.С. – сын, Земскова Т.А. – дочь, **** В.Д.- внук, **** В.Д. – внук, **** А.Д.- внук (л.д.14-17,18). При этом договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ****, был расторгнут (л.д.19).

С 13.11.2017 Земскова Т.А. зарегистрирована по адресу: **** (л.д.33-34).

12.12.2017 начальником управления образования администрации Александровского района утвержден акт о признании невозможности проживания Земсковой Т.А. в жилом помещении по адресу: ****, нанимателем которого является Земскова Е.Ю., по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения жилого помещения. (л.д.91-92). При этом установлено, что дом по адресу: ****, признан аварийным.

Постановлением администрации Александровского района от 18.12.2017 №2977 признана невозможность проживания Земсковой Т.А., являющейся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, расположенном по адресу: **** (л.д.53).

Жилого помещения ни на праве собственности, ни на другом законном основании Земскова Т.А. не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Земсковой Т.А., выданным Управлением Росреестра по Владимирской области (л.д.27).

Земскова Т.А. включена в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Владимирской области под №431. В соответствии с постановлением администрации Александровского района от 22.01.2018 №83 Земскова Т.А. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Александровскому району (л.д.61).

На 01.06.2023 в Списке Земскова Т.А. значится под №406, в муниципальном списке – под №17.

**** Земскова Т.А. достигла совершеннолетия.

23.01.2023 Земскова Т.А. отчислена из ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-правовой колледж», в настоящее время на государственном обеспечении на период обучения не находится (л.д.23).

Земскова Т.А. является инвалидом 2-й группы бессрочно (л.д.22).

27.02.2023 Земскова Т.А. обращалась в администрацию Александровского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, ссылаясь на отсутствие постоянного места жительства и возникновение у неё права на получение жилого помещения (л.д.86).

В ответе от 22.03.2023 на указанное обращение, администрация указала, что квартира Земсковой Т.А. будет предоставлена в порядке очередности, согласно Списку (л.д.87-88).

По состоянию на 01.06.2023 Земскова Т.А. значится в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Владимирской области, под №406, в списке по Александровскому району под №17 (л.д.106-107).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также принятые во исполнение данного закона нормы закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права-по достижении ими 18-летнего возраста, и поскольку у Земсковой Т.А. возникло право на обеспечение жилым помещением, то администрация МО Александровский муниципальный район Владимирской области обязана предоставить ей жилое помещение за счет средств бюджета Владимирской области.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не находит.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Федеральное законодательство и нормативные правовые акты Владимирской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом Правительством РФ (в настоящее время Правилами, утв.постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №297), само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление Правилами порядка предоставления жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд правомерно руководствовался нормами действующего законодательства и признал право Земсковой Т.А. на получение жилого помещения вне зависимости от номера, под которым она значится в Списке. Ссылка администрации Александровского района на то, что удовлетворение исковых требований Земсковой Т.А. о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в Список ранее нее, не может быть принята во внимание, поскольку граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст.9 ГК РФ).

Правовая позиция о том, что обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, содержится в п.8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.

Установлено, что Земскова Т.А. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18-ти лет достигла, таким образом, у неё в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако, в нарушение закона, жилое помещение ей не предоставлено. Само по себе включение Земсковой Т.А. в соответствующий Список не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Александровского района в отношении Земсковой Т.А. исполнены. Ссылка Министерства образования и молодежной политики Владимирской области на предоставление иных гарантий указанной категории граждан в случае несвоевременного обеспечения жилыми помещениями о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствует. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Решение суда о возложении на администрацию Александровского района обязанности предоставить Земсковой Т.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в границах МО Александровский район Владимирской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области, является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права, на основании совокупности доказательств, отвечающих требованиям гл.6 ГПК РФ.

Выводы суда согласуются с правоприменительной практикой Верховного Суда РФ (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 67-КГ18-8, от 27.02.2018 N 7-КГ17-12, от 08.12.2020 N 16-КГ20-25-К4 и др.)

     Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергающих выводы суда. Оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос с апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.3 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

             ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 5 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО Александровский муниципальный район Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                    Е.В.Денисова

Судьи                                М.А.Белоглазова

        

А.В. Удальцов

****

33-3916/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Земскова Татьяна Александровна
Александровская городская прокуратура Владимирской области
Ответчики
Администрация александровского района Владимирской области
Другие
Управление образования администрации Александровского района
Министерство образования Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
16.08.2023Передача дела судье
19.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Передано в экспедицию
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее