Гражданское дело №2-248/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Т.В. Санниковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева АС к муниципальному бюджетному учреждению «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования», муниципальному казенному учреждению районный комитет по образованию и делам молодежи муниципального района «<адрес>», администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной заработной платы, понуждении начислять заработную плату в соответствии с действующим трудовым законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильев А.С. обратился в суд с вышеназванными требованиями, указав, что работает в муниципальном бюджетном учреждении «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования» (далее по тексту МБУ ХЭС СО) в должности машиниста – кочегара котельной на 1 ставку и сторожа на 0,25 ставки.
На протяжении периода работы с октября по декабрь 2017 года заработная плата выплачивалась не в полном объеме. В соответствии со ст.ст. 133, 146, 148 ТК РФ истец имеет право на выплату, кроме вознаграждения за труд (исходя из квалификационного разряда и действующего в РФ МРОТ) районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) сверх вознаграждения за труд.
В связи с этим, сумма недоначисленной заработной платы за период с октября по декабрь 2017 года у Васильева А.С. составила 11 139,22 рублей.
Просит суд взыскать недоначисленную заработную плату с МБУ ХЭС СО за названный период в указанном размере. Возложить на работодателя обязанность производить начисление заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы, до внесения изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
В судебном заседании истец Васильев А.С. участия не принимал, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБУ ХЭС СО по доверенности Кончакова С.В. в судебном заседании с требованиями истца в части возложения на работодателя обязанности производить начисление заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы, не согласилась. Представила приказ руководителя учреждения о приведении заработной платы работников в соответствие с законодательством.
Представители ответчиков администрации муниципального района «<адрес>», МКУ районный комитет по образованию и делам молодежи муниципального района «<адрес>» участия в судебном заседании не принимали, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц - участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец Васильев А.С. состоит в трудовых отношениях с МБУ ХЭС СО и работает в должностях машиниста – кочегара котельной на 1 ставку и сторожа на 0,25 ставки.
Из срочного трудового договора и дополнительного соглашения Васильева А.С., заключенных ДД.ММ.ГГГГ., расчетно-платежных ведомостей следует, что на должностной оклад, установленный Единой тарифной сеткой, начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, 40% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями, другие доплаты /л.д. 17-18, 19, 45-47/.
С учетом перечисленных выплат, заработная плата за фактически отработанное время истца Васильева А.С. в период с октября по декабрь 2017 года, не соответствовала нормам трудового законодательства.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П по делу о проверке Конституционности положений статьи 129, ч.1 и 3 ст. 133, ч.1,2,3,4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны, поэтому при установлении системы оплаты труда работодателю в равной мере необходимо соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Следовательно, повышенная оплата труда, в связи с работой в особых климатических условиях, должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (п.4.2).
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса РФ, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты (компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года составлял 7 800 рублей в месяц.
Так как истец работает в Забайкальском крае (ранее Читинской области), который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истец имеет право на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
С 01.07.2017г. месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени на полную ставку должна была составлять – 13 260 рублей (в редакции ФЗ от 19.12.2016г. №460-ФЗ).
Принимая во внимание, что заработная плата истца рассчитывалась исходя из фактически отработанного времени, с МБУ ХЭС СО подлежит взысканию в пользу Васильева А.С. на 1,25 ставки недоначисленная заработная плата в размере 11 139,22 рублей = октябрь (7800руб. х 1,7 х 1,25) + ноябрь (7800руб. х 1,7 х 1,25) + декабрь (7800руб. х 1,7 х 1,25) – фактически начислено 11267,13руб. + 12496,41руб. + 14822,24руб.
В соответствии с абз. 14 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя – юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Из приведенных норм следует, что собственник имущества работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений.
Выплата недоначисленной заработной платы осуществляется в рамках отношений, регулируемых трудовым законодательством.
Согласно Уставу, МБУ ХЭС СО является бюджетным учреждением, учредителем учреждения является администрация муниципального района «<адрес>», функции учредителя и собственника имущества осуществляет администрация МР «<адрес>» в лице МКУ РКО и ДМ.
Следовательно, администрация муниципального района «<адрес>» в лице МКУ РКОиДМ, являющаяся учредителем и собственником имущества, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Также истцом заявлено требование о понуждении работодателя производить начисление заработной платы в размере минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в ФЗ «О минимальной размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Положениями статьи 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.1, ч.2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Приказом и.о. директора МБУ ХЭС СО от 31 января 2018 года №7 установлено производить начисление и выплату заработной платы работникам МБУ ХЭС СО в размере не ниже уровня минимального размера, установленного с 01.01.2018г. оплаты труда в размере 9 489 рублей с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностях, с 01 января 2018 года. Специалисту по кадрам указано внести изменения в трудовые договоры работников и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам /л.д.48/.
Однако, начисление заработной платы истцу Васильеву А.С. в установленном работодателем размере, в январе 2018 года, не соответствовало нормам трудового законодательства. Заработная плата истца на 1,25 ставки с 01.01.2018г. должна составлять 9489руб. х 1,25ст. х 1,7 = 20 164, 13 рубля, тогда как начисленная в январе заработная плата истца составила 18 776, 36 рублей /л.д. /.
Таким образом, с 01 января 2018 года начисление заработной платы истцу на 1,25 ставки должно быть приведено работодателем в соответствие с трудовым законодательством.
В соответствии ст.103 ГПК РФ с ответчика МБУ ХЭС СО, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района «<адрес>» в размере 445 рублей 57 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева А.С. удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования» недоначисленную заработную плату за период октябрь-декабрь 2017г. в пользу Васильева АС в размере 11 139 рублей 22 коп.
Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» в лице МКУ Районный комитет по образованию и делам молодежи МР «<адрес>», профинансировать муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования» денежными средствами, в случае их недостаточности или отсутствия у последнего, для выплаты недоначисленной заработной платы истцу Васильеву А.С. в указанном размере.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования» обязанность начислять и выплачивать Васильеву АС, при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) в месяц, заработную плату в размере не ниже, установленного на территории Российской Федерации, минимального размера оплаты труда, с начислением на данную сумму районного коэффициента 40% и процентной надбавки за работу в районах с неблагоприятными климатическими условиями 30%, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно – эксплутационная служба системы образования» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «<адрес>» в размере 445 рублей 57 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено 06.03.2018г.
Судья Е.В. Сафонова