Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«28» февраля 2018 года | город Севастополь |
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Федулавниной Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания – Басс С.А.,
с участием:
представителя истца на основании доверенности от 10 января 2018 года –ответчика -представителя ответчика на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Севприроднадзора, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – | Антонова А.В., Чичериной Т.В., Рада Е.А., Лавренова Г.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Чичериной Т. В., Горобей И. КИ.не, Кальгову В. В. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости,
по встречному иску Кальгова В. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском, в котором просил признать отсутствующим право собственности на земельный участок, площадью 800 кв. м, расположенный в городе Севастополе, <адрес> ранее присвоенный кадастровый №, кадастровый №, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск мотивирован тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ членам обслуживающего кооператива «Дачное общество «Севстройэкология 2007» согласно списку в пределах норм бесплатной приватизации в собственность предоставлены земельные участки для индивидуального дачного строительства.
На основании указанного распоряжения Чичериной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с целевым назначением - для индивидуального дачного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Чичериной Т.В. и Горобей И.К. заключён договор купли-продажи спорного земельного участка.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Горобей И.К. заключён договор купли-продажи спорного земельного участка с Кальговым В.В.
В исковом заявлении истец с учетом уточненного искового заявления, поданного представителем истца в ходе судебного разбирательства, указывает, что передача земельных участков в частную собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Дачное общество Севстройэкология 2007» была осуществлена незаконно, поскольку Чичерина Т.В. не обращалась в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлением о передаче ей в собственность спорного земельного участка. Кроме того, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ издано в нарушение законодательства, регулирующего порядок использования земель лесного фонда Украины, действовавшего на день его издания. Вместе с тем, спорный земельный участок, переданный в собственность члену ОК «ДО «Севстройэкология 2007» Чичериной Т.В. расположен в границах земельного участка лесного фонда, ранее находившегося в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
Истец полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика подан встречный иск, в котором представитель истца, указывая на добросовестное приобретение Кальговым В.В. спорного земельного участка, поскольку последнему не было и не могло быть известно о допущенных нарушениях при представлении земельного участка государственными органами Украины первому собственнику, сделка отвечала всем признакам действительности, просит признать за ответчиком право собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что исковая давность по заявленным требованиям не истекла, Правительство Севастополя не является правопреемником государственных органов Украины, в том числе СГГА. Просил отказать во встречном иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора, в судебном заседании поддержал требования первоначального иска, просил отказать в удовлетворении встречного искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, как по существу, так и в связи с истечением срока исковой давности, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Настаивала на удовлетворении встречного иска по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Ответчики, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Информация о времени и места рассмотрения дела размещена на официальном сайте Балаклавского районного суда город Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к вводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Р. Ф. Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Р. Ф. Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности) в соответствии с планом границ, приложенного к договору купли-продажи ограниченного вещного права (права пользования земельным участком для застройки) (суперфиций) для предоставления земельного участка под застройку (суперфиций) для размещения комплекса объектов рекреационного назначения, площадью 0,9881 га, размещенного в районе мыса Сарыч, обслуживающего кооператива «Дачное товарищество «Севстройэкология 2007» и передаче в собственность членам кооператива земельных участков для индивидуального дачного строительства» утверждена предоставленная ОК «ДТ «Севстройэкология 2007» техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности), внесены изменения в приложение к договору купли-продажи ограниченного вещного права (права пользования земельным участком для застройки) (суперфиций) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного СМФГП «Центр государственного земельного кадастра» ДД.ММ.ГГГГ под №, относительно границ земельного участка, предоставленного для застройки ОК «ДТ «Севстройэкология 2007», переданы в границах норм бесплатной приватизации в собственность членам ОК «ДТ «Севстройэкология 2007» земельные участки для индивидуального дачного строительства. На основании указанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации в собственность Чичериной Т.В. передан земельный участок площадью 800 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 58/11, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, присвоен кадастровый №.
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 91:01:058002:230.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ между Чичериной Т.В. и Горобей И.К. заключён договор купли-продажи спорного земельного участка.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Горобей И.К. заключён договор купли-продажи спорного земельного участка с Кальговым В.В.
Доводы истца о том, что при предоставлении ответчику земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность – в архиве отсутствуют заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации, проект землеустройства не разрабатывался и не утверждался, соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались, СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет, суд во внимание не принимает.
По мнению суда, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка гражданину (если его категория позволяет предоставление в частную собственность с установлением соответствующего целевого назначения), допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина. Довод о не издании распоряжения суд во внимание также не принимает, поскольку нарушения порядка ведения делопроизводства органом власти не может быть поставлено в вину гражданину.
Вместе с тем, при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день издания Распоряжения, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Статьей 14 Конституции Украины земля отнесена к основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
В свете изложенного земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим использования, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства. По смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда, ранее находившегося в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Данный факт подтверждается планово-картографическими материалами лесоустройства; заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 2001 года и 2011 года, планово-картографические материалы как 1999-2001 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в границах земельных участков лесохозяйственного назначения, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.
Обслуживающий кооператив «ДТ «Севстройэкология 2007» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 34,332 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью 34,332 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДТ «Севстройэкология 2007», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование названному потребительскому кооперативу в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.
Земельный участок площадью 34,332 га мог быть передан в пользование или в собственность с изменением целевого назначения только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
Таким образом, судом установлено, что решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью 34,332 га из состава земель лесохозяйственного назначения не принималось.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р (далее – Распоряжение КМУ №-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет целевое назначение для индивидуального дачного строительства.
В силу ст. 38 Земельного кодекса Украины указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Между тем, заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.
Из вышеизложенного следует, что Севастопольской городской государственной администрацией при принятии решения о передаче спорного земельного участка в собственность ответчику нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины, при этом был незаконно изменен вид целевого назначения земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-С "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" предусмотрено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона).
Статьей 34 Устава города Севастополя управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя, отнесено к полномочиям Правительства города Севастополя.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Р. Ф. Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрено, что земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.
Как уже было указано выше, спорный земельный участок, в соответствии с материалами лесоустройства 2001 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». То есть землепользователем указанного земельного участка является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество».
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта Ф. – города федерального значения Севастополя.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке статьи 302 ГК Российской Федерации с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск).
Таким образом, поскольку Чичерина Т.В. в установленном порядке право собственности на спорный земельный участок не приобрел, земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, в дальнейшем совершив отчуждение земельного участка в пользу Горобей И.К., этот объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения последнего приобретателя – Кальгова В.В. на основании статьи 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 23 Закона №-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
В свете изложенного Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту имущественных прав города Севастополя.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, то есть земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит исковые требования об истребовании земельного участка из владения ответчика подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования о признании права собственности ответчика на спорный земельный участок отсутствующим, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, подлежат оставлению без удовлетворения, как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
Суд не соглашается с позицией представителя ответчика о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Р. Ф. Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Ф. и Республикой Крым о принятии в Р. Ф. Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Распоряжение №-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».
Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение №-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года.
Именно в ходе проведения кадастровых работ (решение о проведении которых принято ДД.ММ.ГГГГ) установлено нахождение спорного земельного участка в землях лесничества, то есть выявлено незаконное изъятие из состава земель лесного фонда.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, что земельный участок фактически использовался ответчиком, на нем возведены строения.
Таким образом, судом установлено, что истец узнал о возможном нарушении прав, после чего в пределах трехгодичного срока исковой давности обратился в суд.
При таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.
Удовлетворение первоначального иска полностью исключает удовлетворение встречных исковых требований Кальгова В.В. отсутствуют ввиду следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок за городом Севастополем не зарегистрировано, ответчиком по встречному иску выбран ненадлежащий способ нарушенного права, в связи с чем, в удовлетворении встречного иска следует отказать.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Кальгова В. В. земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в городе Севастополе, по <адрес> <адрес> кадастровый №, в собственность субъекта Российской Федерации– города федерального значения Севастополя.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кальгова В. В. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Встречные исковые требования Кальгова В. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Федулавнина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.