Решение по делу № 2-135/2020 от 13.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года                                                                        г. Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Гошуляк Т.В.,

при секретаре Прокаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ...19, Горшкова И.О., Горшковой Г.А., Будниковой И.А., Фроловой Н.А., Фролова В.А. к администрации г. Пензы, Симдяу С.В., Управлению муниципального имущества г. Пензы, Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы о признании незаконными действий администрации г. Пензы по формированию земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Пузанова С.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Пензы, Синдяеву Д.А., указав в его обоснование, что является собственником ... многоквартирном жилом ... в ..., состоящем из двух квартир. Квартиры в вышеуказанном жилом доме предоставлены первоначально на основании договоров социального найма. После вселения в квартиры квартиросъемщики стали пользоваться земельным участком, границы огородили забором. Земельный участок предоставлялся Совхозом-техникумом в момент заселения в ... по ордеру, и использовался с 1994 г. в границах, предоставленных Учебно-производственным хозяйством Пензенского совхоза-техникума. В настоящее время истцу стало известно, что жилой ... элементами благоустройства по ... в ... находится одновременно на двух земельных участках: на земельном участке, не поставленном на кадастровый учет, и на земельном участке с кадастровым номером №.... Постановлением администрации ... от _._._г. №... утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ... и границей .... Таким образом, администрация г. Пензы _._._г. утвердила изменения в планировку территории ..., в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером №... вошел в состав вновь образованного земельного участка, относящегося к многоквартирному жилому дому №... по ... в .... Однако истцу стало известно о том, что на основании постановления администрации г. Пензы от _._._г. №... земельный участок с кадастровым номером №... был выставлен на аукцион, проведенный _._._г. Победителем аукциона был объявлен ответчик Синдяев Д.А., с которым впоследствии был заключен договор аренды указанного земельного участка. Таким образом, администрация г. Пензы, проведя одновременно две процедуры в отношении одного земельного участка, нарушила права истца на оформление земельного участка в собственность, а также права арендатора, так как изменила площадь и вид разрешенного использования земельного участка. Постановлением администрации г. Пензы от _._._г. №... «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной ... и границей ..., утвержденный постановлением администрации г. Пензы от _._._г. №...» также нарушены права истца, поскольку земельный участок с кадастровым номером №... является составной частью земельного участка многоквартирного дома, на нем расположены элементы благоустройства, он не свободен от прав третьих лиц (в том числе, огорожен забором). Кроме того, граница земельного участка с кадастровым номером №... идет прямо перед крыльцом жилого дома истца, что не соответствует Правилам землепользования и застройки г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской думы от _._._г. №....

Просила признать незаконным постановление администрации г. Пензы от _._._г. №... в части выставления на аукцион земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м.; признать результаты аукциона от _._._г. на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности г. Пензы, в отношении лота №... недействительными; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м., заключенный между администрацией г. Пензы и Синдяевым Д.А.; признать действия администрации г. Пензы по формированию земельного участка с кадастровым номером №... и постановке на кадастровый учет незаконными; признать незаконным постановление администрации ... от _._._г. №... «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной ... и границей ..., утвержденный постановлением администрации г. Пензы от _._._г. №...» в части установления границ земельного участка №... и земельного участка с кадастровым номером №....

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 04.07.2019 г. вышеуказанное исковое заявление Пузановой С.В. - оставлено без рассмотрения.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 10.10.2019 г. вышеуказанное определение суда от 04.07.2019 г. отменено, производство по делу возобновлено.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 28.10.2019 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципального имущества г. Пензы.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнила. Просила признать незаконным постановление администрации г. Пензы об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №...; признать незаконной схему расположения земельного участка с кадастровым номером №...; признать незаконным постановление администрации г. Пензы от _._._г. №... «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной ... и границей ..., утвержденный постановлением администрации г. Пензы от _._._г. №...» в части установления границ земельного участка №... и земельного участка с кадастровым номером №...; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м., заключенный между администрацией г. Пензы и Синдяевым Д.А.; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №... и прекратить право аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 05.11.2019 г. исковые требования с учетом изменения предмета иска приняты к производству суда.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уменьшила в части признания незаконной схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 58:29:3001006:231, изменила предмет иска в части признания отсутствующим права аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 09.12.2019 г., вынесенным в протокольной форме, исковые требования с учетом уменьшения и изменения предмета иска приняты к производству суда.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 09.12.2019 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры г. Пензы.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 24.12.2019 г. Горшков И.О., Горшкова Г.А., Будникова Г.А., Фролова Н.А., Фролов В.А. привлечены в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 24.12.2019 г. исковое заявление оставлено без рассмотрения.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 13.01.2019 г. вышеуказанное определение суда от 24.12.2019 г. отменено, производство по делу - возобновлено.

В ходе судебного разбирательства истцы Пузанова С.В., Горшкова Г.А., Горшков И.О., Будникова Г.А., Фролова Н.А., Фролов В.А. исковые требования изменили.

Просят признать незаконным утверждение администрацией г. Пензы схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №... и постановке его на кадастровый учет; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м., заключенный с Синдяевым Д.А.; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым №..., с одновременным прекращением права аренды Синдяева Д.А. на вышеуказанный земельный участок.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 13.01.2020 г. исковые требования с учетом уточнения приняты к производству суда.

В судебное заседание истцы Пузанова С.В., Горшкова Г.А., Горшков И.О., Фролова Н.А., Фролов В.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, в письменных заявлениях просили о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.

Истец Будникова Г.А., представители истца Пузановой С.В. по доверенности - Федина П.А., Зимина О.В., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства истца Пузановой С.В., в судебном заседании поддержали исковые требования с учетом изменения предмета иска, дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика администрации г. Пензы по доверенности - Холодова И.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, дала объяснения, аналогичные содержанию письменных возражений на исковое заявление.

Представитель ответчика Управления муниципального имущества г. Пензы по доверенности - Гурьянова О.А. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, дала объяснения, аналогичные содержанию письменных возражений на исковое заявление.

Ответчик Синдяев Д.А., представитель ответчика Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы, третьи лица, не заявляющие предмета спора, кадастровый инженер Галкина Т.П., представители Управления Росреестра по Пензенской области, ФГБУ «ФКП «Росреестр» по Пензенской области, ООО ЮФ «Земельные отношения» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, консультации специалиста и эксперта, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.

Исходя из требований ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено, что Пузанова С.В., Горшкова Г.А., Горшков И.О. являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: ...1 (т.3 л.д. 57-60).

Будникова Г.А., Фролов В.А., Фролова Н.А. являются сособственниками части жилого дома, что составляет ..., расположенной по адресу: ... (т.3 л.д. 53-56).

Вышеуказанные квартиры находятся в здании с кадастровым номером №... назначение здания: многоквартирный дом, общей площадью 163,1 кв.м., расположенный по адресу: ... (т.3 л.д. 69).

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом в ЕГРН отсутствуют.

В судебном заседании также установлено, что по результатам публичных слушаний от 19.03.2018 г. постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2018 г. №... утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ... и границей ..., утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 04.02.2014 г. №... «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ... и границей ...» и проект межевания территории, ограниченной ... и границей ...» (т.1 л.д. 26-27).

На основании постановления администрации г. Пензы от 05.02.2018 г. №... организован аукцион на право заключить договор аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 600 кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: ... «А» (т.1 л.д. 10).

По результатам аукциона с победителем аукциона Синдяевым Д.А. Управлением муниципальным имуществом администрации ..., правопреемником которого является Управление муниципального имущества г. Пензы, заключен договор аренды земельного участка №... от _._._г. (т. 1 л.д. 66-68).

В последующем постановлением администрации г. Пензы от 07.12.2018 г. №... «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной ... и границей ..., утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2018 г. №...» установлены границы земельного участка №... по ... в ..., выделяемого для размещения блокированного жилого дома с количеством блоков не более четырех, по адресу: ... (т.1 л.д. 28).

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истцы связывают нарушение своих прав и законных интересов с незаконным формированием земельного участка по адресу: ... «А», с кадастровым номером 58:29:3001006:231 площадью 600 кв.м., в результате которого вышеуказанный земельный участок является составной частью земельного участка жилого дома по адресу: ..., граница указанного земельного участка идет прямо перед крыльцом жилого дома истцов, что не соответствует Правилам землепользования и застройки г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской думы от 22.12.2009 г. №....

Проверяя доводы истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Решения Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. №... (ред. от 26.08.2011) «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства может также осуществляться без аукциона на основании заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, либо на аукционах.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка Администрация города Пензы может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом Главой города Пензы, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте Администрации города Пензы в сети Интернет.

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, Администрация города Пензы принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину.

В случае поступления иных заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В судебном заседании установлено, что на основании соответствующего заявления Палаева П.С. в порядке, предусмотренном вышеуказанными требованиями ст. 30.1 ЗК РФ, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 2 Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам», публикации в газете «Муниципальные ведомости» от 18.05.2012 г. №... (8) постановлением администрации ... от _._._г. за №... Палаеву П.С. предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 600 кв.м. по адресу: ..., в районе ... (...) для строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 3 года (т.3 л.д. 191-202, т.1 л.д. 160).

Как следует из вышеуказанного постановления администрации г. Пензы от 06.08.2012 г. за №..., основанием для его вынесения являлась утвержденная администрацией г. Пензы схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) от 10.07.2012 г., согласованная начальником Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, подготовленная ООО ЮФ «Земельные отношения» (т.1 л.д. 159).

Требования к образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, закреплены в ст. 11.3 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев (ч.1).

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (ч.2).

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) (ч.2.1).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов (ч.3).

В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны: 1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов); 2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки) (ч.4).

В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется (ч.5).

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (ч.3).

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (ч.4).

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (ч.5).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.6).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 2 ст. 36 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объектов недвижимости (результатом выполнения кадастровых работ является межевой план ст. 37 Закона N 221-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 38 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Исходя из требований ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Для определения нарушений прав истца судом назначалась строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта АНО «НИЛСЭ» №303/16 от 26.06.2019 г. (т.2 л.д. 15-32) при составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером №... не были допущены ошибки. Документ соответствует требованиям действующего на тот момент Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», Федерального закона 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом, межевой план собран на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной администрацией г. Пензы. Утверждение данной схемы влечет за собой нарушение требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером №... в части размещения жилого ..., расположенного по адресу: ..., относительно границ с соседним земельным участком №...А по адресу: ... кадастровый №..., на расстоянии от 0,46м. до 0,91 м., не соответствует Правилам землепользования и застройки г. Пензы, градостроительным нормам и правилам СП 30-102-99 (10) п. 5.3.4, не удовлетворяет вышеуказанным градостроительным требованиям (не менее 3 метров).

План границы необходимой минимальной площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: ..., в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Пензы, градостроительными правилами и нормами, необходимой для использования и обслуживания жилого дома, приведен в Графическом приложении №2, с каталогом координат в приложении №2-1 к данному заключению. При этом, минимальная площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: ..., в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Пензы, градостроительными правилами и нормами, будет составлять 640 кв.м.

Границы минимальной площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: ..., необходимые для использования и обслуживания жилого дома в соответствии с законодательством РФ, частично входят в границы, установленные постановлением администрации г. Пензы от _._._г. №... по земельному участку №..., утвержденному в отношении .... Границы минимальной площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: ..., необходимые для использования и обслуживания жилого дома в соответствии с законодательством РФ, частично (площадью 26 кв.м.) не входят в границы, установленные постановлением администрации г. Пензы от 07.12.2018 г. №... по земельному участку №..., утвержденному в отношении ....

План границы минимальной площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: ..., необходимые для использования и обслуживания жилого дома в соответствии с законодательством РФ и границ, установленных постановлением администрации ... от _._._г. №... по земельному участку №..., утвержденному в отношении ..., приведен в Графическом приложении №... к данному заключению.

Границы земельного участка №..., установленные постановлением администрации г. Пензы, утвержденные в отношении ..., не соответствуют действующим нормам и Правилам землепользования и застройки г. Пензы, градостроительным нормам и правилам, поскольку размещение жилого ..., расположенного по адресу: ..., относительно границ земельного участка №..., установленных постановлением администрации г. Пензы, утвержденных в отношении ..., на расстоянии 0,46 м. до 0,91 м. до соседней границы земельного участка по адресу: ... кадастровый №..., не соответствуют Правилам землепользования и застройки г. Пензы, градостроительным нормам и правилам СП 30-102-99 (10) п. 5.3.4, не удовлетворяют вышеуказанным градостроительным требованиям (не менее 3 метров).

Осуществление права прохода и проезда к жилому дому №... по ..., учитывая местонахождение земельного участка с кадастровым номером №..., наличие ограждений - возможно.

Право прохода и проезда к жилому дому №... по ... в ... до образования земельного участка с кадастровым номером №... осуществлялось по муниципальным землям с проезжей части ..., как указано в Графическом приложении №... к данному заключению.                

Давая оценку вышеуказанному акту экспертного исследования по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с другими доказательствами по гражданскому делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять вышеуказанному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно законное, обоснованное, подготовлено экспертом, имеющим соответствующую квалификацию и стаж работы по экспертной специальности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение судебной строительно-технической экспертизы согласуется с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Как следует из данных схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...), на указанной схеме отображено размещение жилого ... в ..., принадлежащего Пузановой С.В., Горшкову И.О., Горшковой Г.А., Будниковой Г.А., Фроловой Н.А., Фролову В.А.

Межу тем, граница образуемого земельного участка, которому по результатам проведения кадастровых работ присвоен кадастровый №..., проходит вплотную к жилому дому истцов, с учетом расположения нежилого пристроя.

Из технических паспортов на жилой дом (т.3 л.д. 2-17, 34-52), в том числе, на ... в ... по состоянию на 01.08.2011 г. (т.3 л.д. 34-39), также следует, что на момент утверждения спорной схемы расположения земельного участка жилой дом, с учетом нежилых пристроев, существовал; право собственности на него было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Из консультации эксперта Фатуева А.В. и специалиста Щербаковой Л.И., допрошенных в судебном заседании, следует, что даже в случае, если расценивать пристрой «н», обозначенный в заключении судебной экспертизы, как самовольную постройку, все равно будет иметь место нарушение требований Правил землепользования и застройки г. Пензы в части минимального расстояния до границы земельного участка.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) в 2012 г. и постановки на кадастровый учет _._._г. земельного участка с кадастровым номером №... был осуществлен кадастровый учет 25.06.2012 г. многоквартирного жилого дома площадью 163,1 кв.м. по адресу: ..., и в 2004 г. и 2011 г. соответственно зарегистрировано право общей долевой собственности на ... №... в указанном жилом доме.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что на момент утверждения схемы расположения спорного земельного участка 10.07.2012 г. не было учтено наличие жилого дома, расположенного по адресу: ..., что, в нарушение вышеуказанных требований ст. 11.9 ЗК РФ, привело к вклиниванию указанного земельного участка в минимально необходимый для размещения жилого дома по указанному адресу земельный участок.

При этом, суд учитывает то обстоятельство, что юридического значения для настоящего дела не имеет факт отнесения жилого дома к объекту блокированной застройки, либо к многоквартирному жилому дому, поскольку имеется необходимость соблюдения вышеуказанных требований ст. 11.9 ЗК РФ и СП 30-102-99 (10) при формировании земельного участка как под многоквартирным жилым домом, так и под жилым домом блокированной застройки.

Как следует из консультации эксперта Фатуева А.В. в судебном заседании, в ходе производства судебной экспертизы он оценивал жилой дом как дом блокированной застройки, поскольку он состоит из двух автономных блоков с отдельными входами, общие коммуникации отсутствуют.

Суд также учитывает то обстоятельство, что согласно постановлению администрации г. Пензы от 07.12.2018 г. видом разрешенного использования земельного участка №..., выделяемого для размещения жилого дома по ... в ..., является: блокированные жилые дома с количеством блоков не более четырех.

При этом, суд считает, что избранный истцами способ защиты права о признании незаконными действий органа местного самоуправления является правильным, соразмерным и соответствует вышеуказанным требованиям ст. 60 ЗК РФ; иного способа защиты нарушенного права, который восстановит права истцов, не имеется, поскольку до настоящего времени истцам не предоставлен на каком-либо праве земельный участок под размещение жилого дома, в котором находятся жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности; постановка на кадастровый учет спорного земельного участка в установленных границах препятствует реализации права на предоставление земельного участка, необходимого для размещения жилого дома.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для утверждения схемы расположения спорного земельного участка администрацией г. Пензы не имелось, поскольку в нарушение вышеуказанных требований земельного и градостроительного законодательства схема расположения спорного земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый №..., не учитывала сведений о местоположении жилого дома по адресу: .... Таким образом, имелись основания для отказа в утверждении схемы земельного участка, предусмотренные ст. 11.9 ЗК РФ, в связи с чем, подлежат признанию незаконными действия администрации г. Пензы по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) от 10.07.2012 г.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Исходя из положений ст. 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Исходя из положений ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

По смыслу вышеуказанных требований ст. 168 ГК РФ истцы, не обжалуя торги, вправе предъявить требования о признании недействительной сделки, совершенной по результатам торгов, только в том случае, если основаниями недействительности сделки явились нарушения, не относящиеся к процедуре подготовки и проведения торгов.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на основании признанных судом незаконными действий администрации г. Пензы по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) от 10.07.2012 г., которому в последующем присвоен кадастровый №..., по итогам проведенного аукциона между УМИ администрации г. Пензы и Синдяевым Д.А. заключен договор аренды №... от 02.08.2018 г., указанный договор, как не соответствующий требованиям закона и при этом посягающий на права и охраняемые законом интересы истцов на предоставление земельного участка для размещения принадлежащих им на праве собственности жилого дома, по смыслу вышеуказанных требований ст.ст. 166, 168 ГК РФ является недействительным.

При этом, истцы, имеющие охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной, являются лицами, уполномоченными на обращение в суд с указанным иском; основание для признания недействительным оспариваемого договора аренды, которым является незаконность формирования земельного участка, не связано с нарушениями процедуры подготовки и проведения торгов, в связи с чем, по мнению суда, избранный истцами способ защиты нарушенного права является правильным.

Кроме того, согласно руководящим разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Данный вывод суда также подтверждается правовыми позициями Верховного Суда РФ, неоднократно изложенными, в том числе, в определении Верховного Суда РФ от 26.02.2019 г. №306-ЭС18-26145 по делу №А06-9099/2017 г., согласно которым положения ст. 449 ГК РФ о недействительности торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, не исключают возможность самостоятельного оспаривания заключенных на торгах сделок по иным основаниям, не связанным с нарушениями процедурного характера.

В соответствии с пп. 2,7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Исходя из требований подп.1,2 п.2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

Согласно подп.7 п. 4 ст. 8 4. Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

При таких обстоятельствах, поскольку действия по формированию земельного участка являются незаконными, договор аренды земельного участка является ничтожным, спорный земельный участок подлежит снятию с государственного кадастровым учета, с одновременным прекращением права аренды Синдяева Д.А. на него и исключением из ЕГРН соответствующих сведений о заключенном договоре аренды.

При этом, суд считает несостоятельными доводы представителей ответчиков о том, что разрешение заявленных исковых требований не приведет к восстановлению нарушенных прав истцов, поскольку наличие на кадастровом учете спорного земельного участка препятствует осуществлению истцами необходимых действий по формированию соответствующего требованиям земельного законодательства и градостроительным требованиям земельного участка, расположенного под жилым домом, принадлежащим им на праве собственности и внесению изменений в существующий проект межевания территории; вывод суда об исполнимости решения в случае удовлетворения исковых требований в заявленной истцами редакции также подтвержден в письменном отзыве Управления Росреестра по Пензенской области от 15.11.2019 г.

Суд также учитывает то обстоятельство, что постановка на учет спорного земельного участка с кадастровым номером №... производилась на основании оспариваемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной администрацией г. Пензы, в связи с чем, заявление исковых требований о внесении изменений в проект межевания территории, вопреки доводам представителей ответчиков, не повлечет восстановления нарушенного права; процедура внесения изменений в проект межевания территории регламентирована требованиями ст. 45 ГрК РФ, и в данном случае наличие утвержденного проекта изменений в проект межевания территории от 07.12.2018 г. прав и законных интересов истцов не нарушает.

Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования, предъявленные к Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы, поскольку, как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) от 10.07.2012 г., она была утверждена администрацией г. Пензы, при этом, в Положении об Управлении градостроительства и архитектуры г. Пензы, утвержденном администраций г. Пензы 06.09.2019 г. №..., не содержится сведений о том, что указанное юридическое лицо несет ответственность за утверждение схем расположения земельных участков, образованных до создания Управления.

Кроме того, как следует из ст. 4 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры г. Пензы, утвержденного администраций г. Пензы 06.09.2019 г. №..., полномочия по утверждению схем расположения земельных участков у Управления отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Пузановой С.В., Горшкова И.О., Горшковой Г.А., Будниковой И.А., Фроловой Н.А., Фролова В.А. к администрации г. Пензы, Симдяу С.В., Управлению муниципального имущества г. Пензы о признании незаконными действий по формированию земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета - удовлетворить.

Признать незаконным утверждение администрацией г. Пензы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №...) от 10.07.2012 г.

Признать недействительным договор аренды №... от _._._г. земельного участка с кадастровым номером №..., заключенный между Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Симдяевым С.В..

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №... площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: ...

Исковые требования Пузановой С.В., Горшкова И.О., Горшковой Г.А., Будниковой И.А., Фроловой Н.А., Фролова В.А. к Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы - оставить без удовлетворения.

Решение суда является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 58:29:3001006:231 и исключения из ЕГРН сведений о регистрации договора аренды №... от 02.08.2018 г., заключенного между Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и Симдяевым С.В..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 г.

Судья:

2-135/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пузанова Сталина Васильевна
Ответчики
Синдяев Денис Анатольевич
Администрация г.Пензы
Суд
Первомайский районный суд г. Пенза
Судья
Гошуляк Татьяна Витальевна
Дело на странице суда
pervomaisky.pnz.sudrf.ru
13.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее