Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
9 августа 2019 года г. Калачинск
Калачинский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РћРјСЃРєРѕР№ области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Р•.Р’., РїСЂРё секретаре Саволайнен Р›.Р., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Алафьева Рњ.Рњ. рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– 2– 548/2019 РїРѕ РёСЃРєСѓ Калачинского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє БОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа», Комитету РїРѕ образованию администрации Калачинского муниципального района РѕР± обязании оборудовать систему видеонаблюдения, СЃСѓРґ
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Калачинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что учредителем БОУ «Репинская СОШ» Калачинского муниципального района Омской области является Калачинский муниципальный район Омской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области. Структурное подразделение «Репинский детский сад» БОУ «Репинская СОШ» осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: Омская область, Калачинский район, с. Репинка, ул. Больничная, д. 41, в котором имеется лишь одна камера видеонаблюдения, которая охватывает только вход в образовательное учреждение. В соответствии с 1 разделом Паспорта безопасности структурного подразделения «Репинский детский сад» БОУ «Репинская СОШ» присвоена вторая категория опасности, разделом III Паспорта безопасности установлены потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что, в нарушение п.п. «б» п. 23 Требований, в структурном подразделении «Репинский детский сад» мероприятия по оборудованию потенциально опасных участков и критических элементов указанного объекта системой видеонаблюдения до настоящего времени не проведены, уровень антитеррористической защищенности не соответствует действующему законодательству, 31.05.2019 в адрес руководителя внесено представление, до настоящего времени здание структурного подразделения «Репинский детский сад» БОУ «Репинская СОШ» системой видеонаблюдения не оборудовано, просил обязать БОУ «Репинская СОШ» Калачинского муниципального района Омской области, Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области оборудовать здание детского сада образовательной организации, расположенной по адресу: с. Репинка, ул. Больничная, д. 41, системой видеонаблюдения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности в срок не позднее 01.01.2020.
В судебном заседании прокурор Алафьев М.М. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, полагал возможным установить срок устранения нарушения до 1.09.2020.
Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации Калачинского муниципального района Стурис Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части, суду пояснила, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в пределах собственных финансовых средств, при участии Комитета по образованию приняты меры, направленные на противодействие терроризму, а именно: разработаны «Паспорта безопасности объекта» и плановые работы по антитеррористической защищенности учреждения; отсутствует бездействие со стороны ответчиков в части создания безопасных условий обучения, мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения запланированы на 2020 год, в связи с чем, просила определить срок для устранения нарушений до 31.12.2020 года.
Ответчик БОУ «Репинская СОШ» в судебное заседание представителя не направили, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, не сообщали об уважительности причин своего отсутствия, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 15 ч. 3 и п. 2 ч. б ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, здоровья обучающихся, воспитанников.
На основании ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № l235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п. 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
На основании п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В соответствии с п.п. «б» п. 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются, среди прочего, мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
В силу п. 27 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Как установлено судом Бюджетное образовательное учреждение «Репинская средняя общеобразовательная школа» Калачинского района Омской области зарегистрировано в качестве юридического лица 30.04.1995 года.
Согласно п.2.2 Устава БОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» предметом деятельности учреждения является деятельность по реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования, обучению и воспитанию в интересах личности, общества, государства, обеспечению охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования, оказание дополнительных образовательных услуг.
В силу п.3.22 Устава учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В ходе проверки с соблюдения требований законодательства о несовершеннолетних, о противодействии терроризму и экстремизму в здании, используемом структурным подразделением Репинский детская сад БОУ «Репинская СОШ» выявлено отсутствие системы видеонаблюдения, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта здания от 05.05.2018 года (л.д.16-20).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1.2 Устава БОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» учредителем учреждения выступает Калачинский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района как отраслевой орган местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3 п.3.1 Положения о Комитете по образованию, утвержденном постановлением главы Калачинского муниципального района № 589-п от 27.10.2010 года, Комитет обеспечивает условия по соблюдению законодательства РФ, Омской области, правовых актов Калачинского муниципального района в сфере образования.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно указанию Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включена, в том числе установка систем видеонаблюдения.
В связи с чем, к доводам представителя ответчика Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района Стурис Е.Л. о принятии иных мер по защите образовательных учреждений от терроризма суд относится критически.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Приказом от 11.11.2009 года № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АА 184466, выданного 21.05.2011 года здание Репинская СОШ, расположенное по адресу: Омская область, Калачинский район, с. Репинка, ул. Зеленая, 36, находится в оперативном управлении БОУ «Репинская СОШ», принадлежит Калачинскому муниципальному району на праве собственности (л.д.).
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что установка системы видеонаблюдения является обязательной в силу закона, отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, в связи с чем требования Калачинского межрайонного прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке установки системы видеонаблюдения суд оценивает срок, предлагаемый прокурором до 1 сентября 2020 года, и считает его разумным, позволяющим обеспечить организацию проведения работ.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Калачинского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє БОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа», Комитету РїРѕ образованию администрации Калачинского муниципального района РѕР± обязании оборудовать систему видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать БОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа», Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района оборудовать здание структурного подразделения Репинского детского сада, расположенное по адресу: Омская область, Калачинский район, с. Репинка, ул.Больничная д.41, системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2020 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Р•.Р’.Рванова.
Мотивированное решение изготовлено 12.08.2019 года.