Дело №2-2562/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Биглер Н.А.,
с участием представителя истца Чередниченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Жилобслуживание» о возложении обязанности,
установил:
и.о.Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Сыктывкарский городской суд, действуя в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к ООО «Жилобслуживание» об обязании в срок до 01 июля 2022 осуществить следующие действия: 1) организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственниками многоквартирных домов, расположенных в г.Сыктывкаре по следующим адресам: ... 2) организовать для потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих дамп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки, установлено, что, ООО «Жилобслуживание», осуществляя управление объектами жилого фонда, не в полной мере выполняет требования законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления.
В судебном заседании представитель истца Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры настаивал на заявленных требованиях.
Ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении сбора и передачи для транспортировки и утилизации ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в многоквартирных домах.
Управление многоквартирными домами, расположенными в г.Сыктывкаре по следующим адресам: ... осуществляется ООО «Жилобслуживание».
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.39 ЖК РФ).
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком дом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ РФ).
На основании подпункта «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее Постановление №491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил).
Исходя из вышеизложенных норм, на управляющие организации, с которыми заключены договоры управления МКД, возложена обязанность, в том числе по соблюдению требований по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления) определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Законом об отходах производства и потребления предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (а также ранее действовавшим Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства отнесены к отходам I класса опасности (47110101521).
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 были утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Как установлено р.8.1 Правил, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением N 491.
Согласно пп. д(1) п.11 правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. д(1) п.11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки, установлено, что места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы, сбор операторами также не организован.
Таким образом, ООО «Жилобслуживание», осуществляя управление многоквартирными домами допустило нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, что в свою очередь, влечет за собой нарушение прав граждан, закрепленных ст.42 Конституции Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Учитывая, что ООО «Жилобслуживание» обязано выполнять требования санитарного законодательства, исковое заявление и.о.прокурора Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Жилобслуживание» о возложении обязанности подлежит удовлетворению.
руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск и.о.Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора – удовлетворить.
Обязать ООО «Жилобслуживание» в срок до 01 июля 2022 года осуществить следующие действия: организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственниками многоквартирных домов, расположенных в г.Сыктывкаре по следующим адресам: ...; организовать для потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих дамп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца.
Председательствующий Ф.А.Автушин