Решение по делу № 33-3029/2023 от 25.07.2023

Дело № 33-3029/2023

Судья: Абрамова С.А. (дело № 2-1108/2023,

УИД 68RS0002-01-2023-000911-37)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

          30 августа 2023 года                                       г.Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей      Сорокиной С.Л. и Альчиковой Е.В.,

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

при секретаре Татарцевой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадретдиновой Виктории Тимуровны в интересах несовершеннолетнего ФИО15 к министерству здравоохранения Тамбовской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 мая 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 19 июля 2023 г.)

          Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бадретдинова В.Т. приходится матерью ФИО15., *** года рождения, являющемуся ребенком-инвалидом.

Бадретдинова В.Т. в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО15., *** года рождения, обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Тамбовской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 64300 руб., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

В обоснование иска указала, что приходится матерью ребенку-инвалиду ФИО15., *** года рождения, которому диагностировано ***. В связи с редкостью заболевания, в РФ не существует эффективных средств его лечения, нет специализированных эффективных лекарственных препаратов.

Протоколом консилиума врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им.акад.*** ФГАОУ ВО РНИМУ им.*** Минздрава России № *** от 01.11.2022 ФИО15 по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) «***» по торговому наименованию (далее также ТН) «***», незарегистрированный на территории Российской Федерации.

До настоящего времени ФИО15. лекарственным препаратом не обеспечен.

Министерством здравоохранения Тамбовской области не были предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное обеспечение ребенка данным препаратом. Исходя из раздела 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В связи с жизненной необходимостью приема препарата, она (Бадретдинова В.Т.) была вынуждена приобрести его самостоятельно: 16.11.2022 приобретено 2 упаковки на сумму 23100 руб., 08.01.2023 - 5 упаковок на сумму 41200 руб., всего на 64300 руб. Действиями ответчика ей и сыну причинен моральный вред, который оценивает в 30000 руб. Считает, что такой размер морального вреда является разумным и соответствует сложившейся ситуации и тому риску для вреда жизни и здоровью ребенка, являющегося ребенком-инвалидом, который мог быть нанесен несвоевременным приемом препарата. Такой размер морального вреда компенсирует те переживания, которые ею испытаны при поиске и покупке, а также ожидании, жизненно необходимого лекарственного препарата.

В ходе судебного разбирательства привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Российской Федерации, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова», министерство финансов Тамбовской области.

    Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 мая 2023 г., с учетом определения об исправлении описки от 19 июля 2023 г., исковые требования Бадретдиновой В.Т. в интересах несовершеннолетнего ФИО15. удовлетворены.

    Взысканы с министерства здравоохранения Тамбовской области в пользу Бадретдиновой Виктории Тимуровны денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата с МНН «***», в размере 64300 руб.

    Взыскана с министерства здравоохранения Тамбовской области в пользу Бадретдиновой Виктории Тимуровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО15., компенсация морального вреда в размере 30000 руб.

В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Тамбовской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов жалобы представитель министерства, по доверенности Мамонтова Л.В., указала, что ввоз лекарственного препарата с МНН «***» по торговому наименованию «***», незарегистрированного на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    25.11.2022 в управление здравоохранения Тамбовской области (в настоящее время - министерство) поступила заявка от ТОГБУЗ «***» о приобретении лекарственного препарата с МНН «***» по торговому наименованию «***» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО15, *** года рождения, по жизненным показаниям для длительной терапии, с приложением протокола консилиума.

Закупка данного лекарственного препарата осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, 08.12.2022 управлением здравоохранения Тамбовской области в комитет государственного заказа Тамбовской области направлена документация для проведения торгов.

19.12.2022 объявлена закупка со сроком подачи заявок участников торгов до 27.12.2022. Закупка не состоялась, так как не было подано ни одной заявки.

10.02.2023 повторно объявлена закупка лекарственного препарата.    27.02.2023 заключен государственный    контракт № *** на поставку лекарственного препарата *** (МНН ***); срок поставки по контракту 50 дней.

Другим способом осуществить закупку данного лекарственного препарата в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не представляется возможным.

Согласно исковому заявлению, истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат «***» по торговому наименованию «***», которое не соответствует назначенному консилиумом, что является недопустимым.

Кроме того, представленные к исковому заявлению чеки свидетельствуют о том, что истец приобрела лекарственный препарат у поставщика ***. Данная фирма, согласно официальным источникам, располагается в Чешской Республике, видом ее деятельности является аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью, а не фармацевтическая.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» определена процедура ввоза незарегистрированного лекарственного препарата на территорию РФ по жизненным показаниям для конкретного пациента. Бадретдинова В.Т. в судебном заседании не смогла подтвердить законность приобретения данного лекарственного препарата, также как и представить разрешение на ввоз (в суд первой инстанции не представлено сведений, кому было выдано данное разрешение).

Суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о взыскании денежных средств за лекарственный препарат по МНН, так как консилиум определил конкретно по торговому наименованию «***», а не «***», который приобрела истец; данному обстоятельству судом оценка не дана. У лекарственных препаратов «***» и «***» разная форма выпуска, и назначен был именно «***» в силу возраста ребенка. В протоколе консилиума указано четко по торговому наименованию «***», аналог для возможного применения не указан.

Представленный ФГАОУ ВО РНИМУ им.*** Минздрава России ответ на судебный запрос, не является протоколом консилиума, врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им.*** Минздрава России, согласно которому разрешен к индивидуальному применению и ввозу незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат с МНН «***» по ТН «***» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО15. по жизненным показаниям для длительной терапии.

Таким образом, оснований для взыскания с министерства здравоохранения Тамбовской области денежных средств в размере 64300 руб. за самостоятельное приобретение лекарственного препарата с МНН *** не имеется.

Материалами дела не подтверждается наличие вины причинителя вреда, что является основанием для отказа в возмещении компенсации морального вреда.

Представители третьих лиц, Минздрава России, министерства финансов Тамбовской области, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли; от министерства финансов Тамбовской области и ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, по доверенности Мамонтову Л.В., поддержавшую апелляционную жалобу, истца Бадретдинову В.Т., возражавшую против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Судоргина Д.В., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Также в соответствии с тем же постановлением лицам, которым установлен диагноз "эпилепсия", все лекарственные средства для лечения указанного заболевания предоставляются бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно пункту 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

    Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Положением о министерстве здравоохранения Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Тамбовской области от 26.12.2022 N 75, к функциями данного министерства отнесена, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, а также организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 3.1.15), осуществление полномочия Российской Федерации, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 3.1.27).

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков, компенсацию морального вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Бадретдинова В.Т. В.Т. приходится матерью ФИО15., *** года рождения, имеющему статус ребенка-инвалида; инвалидность установлена бюро МСЭ № 4 федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" впервые *** (т.1 л.д.11, 12).

ФИО15 установлен диагноз: *** (т.1 л.д.13-14, 45-48, 50-55).

ФИО15. наблюдается и состоит на учете в поликлинике ТОГБУЗ «***» (т.1 л.д.42).

Решением консилиума обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика *** ФГАОУ ВО РНИМУ им. *** Минздрава России, изложенным в протоколе от 01.11.2022 № ***, ФИО15. по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) *** (по торговому наименованию «***») (т.1 л.д.13-14, 45-48).

Решением подкомиссии ВК ТОГБУЗ «***» от 15.11.2022 установлено, что ФИО15 по жизненным показаниям нуждается в лекарственном препарате «***» (***) 500 мг № 50, на 2023 год требуется 36 упаковок (т.1 л.д.42, т.2 л.д.21).

Указанное решение подкомиссии от 15.11.2022, содержащее просьбу о включении в дополнительную заявку по лекарственному обеспечению на 2023 год для ребенка-инвалида ФИО15., а также копия выписки ОСП НИКИ педиатрии и детской хирургии им. Академика *** ФГАОУ ВО РНИМУ им. *** Минздрава России письмом ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» от 24.11.2022, были направлены в управление здравоохранения Тамбовской области (в настоящее время министерство) и поступили в управление 25.11.2022 (т.1 л.д.43, т.2 л.д.20).

06.12.2022 управление здравоохранения Тамбовской области направило в министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области заявку (закупочную документацию) на определение поставщика на поставку лекарственного препарата для медицинского применения *** (т.2 л.д.22-23, 25-28).

Из протокола подведения итогов определения поставщика от 27.12.2022 следует, что извещение об осуществлении закупки размещено 19.12.2022 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на сайте Единой электронной торговой площадки, на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (27.12.2022, 07:00) не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе (т.2 л.д.29).

На обращение Бадретдиновой В.Т. от 30.01.2023 министерство здравоохранения Тамбовской области    в письме от 20.02.2023 № *** сообщило о невозможности закупки препарата «***» (***) (т.1 л.д.16, 17-18).

27.02.2023 министерством здравоохранения Тамбовской области заключен государственный контракт № *** на поставку лекарственного препарата «***» (т.1 л.д.81-94).

Рассмотрев обращение Бадретдиновой В.Т. от 07.03.2023 на личный прием к Главе Тамбовской области, министерство здравоохранения Тамбовской области    в письме от 31.03.2023 № *** сообщило, что 27.12.2022 аукцион, объявленный 19.12.2022, признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок; 10.02.2023 закупка объявлена повторно; 27.02.2023 заключен государственный контракт на поставку препарата «***» (ТН ***); ориентировочный срок поставки препарата в область 20.04.2023 (т.1 л.д.100-101).

Бадретдинова В.Т., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО15., самостоятельно приобрела лекарственный препарат с МНН «***» (ТН «***») на общую сумму 61400 руб., в том числе 16.11.2022 3 упаковки за 23100 руб., 08.01.2023 5 упаковок за 41200 руб. (т.1 л.д.15, 104-109, 113-117, 121-125, 110-111, 118-119, 127, 112, 120).

Согласно сообщению обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика *** ФГАОУ ВО РНИМУ им. *** Минздрава России от 10.05.2023, лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) «***», назначенный пациенту ФИО15., выпускается 2 фармацевтическими компаниями - «***» по торговому наименованию «***» и «***» по торговому наименованию «***»; оба лекарственных препарата являются оригинальными, то есть идентичными, имеют одинаковую фармакокинетику, одинаково эффективны и могут заменять друг друга (т.1 л.д.75).

Судебной коллегией также установлено, что обеспечение ФИО15. лекарственным препаратом с МНН «***» началось с 23.05.2023 (т.2 л.д.38-40).

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", обоснованно констатировал, что ФИО15., как ребенок-инвалид, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом с МНН «***» (по ТН «***» либо по ТН «***»), незарегистрированным на территории Российской Федерации и не имеющим аналогов в Российской Федерации, назначенным ему в установленном порядке по жизненным показаниям и разрешенным к ввозу в Российскую Федерацию врачебной комиссией обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика *** ФГАОУ ВО РНИМУ им. *** Минздрава России, установив при этом, что препарат «***» имеет то же международное непатентованное наименование, является аналогом препарата «***», назначенного соответствующим консилиумом, и отклонив доводы представителей ответчика о том, что препарат «***» не назначался ребенку консилиумом врачей федеральной специализированной организации.

    Поскольку ФИО15. не был своевременно обеспечен лекарственным препаратом с МНН «***» и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения Бадретдиновой В.Т., действующей в его интересах, лекарственного препарата с МНН «***» (ТН «***») самостоятельно и оплате стоимости этого лекарственного препарата за счет средств семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого нарушено.

    Учитывая, что вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по организации обеспечения лекарственным препаратом жизнь и здоровье ребенка-инвалида были поставлены в опасность, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае истцу, действующей в своих интересах и интересах ребенка, причинены нравственные страдания, моральный вред должен быть компенсирован за счет ответчика, определив сумму компенсации в размере 30000 руб. с учетом степени вины ответчика, с учетом степени и характера нравственных страданий, с учетом создания рисков для угрозы жизни и здоровью ребенка-инвалида, имеющего орфанное заболевание, длительности непредставления лекарственного препарата, необходимого ребенку по жизненным показаниям, исходя из принципа разумности и справедливости.

    Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, доводами жалобы не опровергаются.

Доводы апелляционной жалобы о приобретении истцом самостоятельно лекарственного препарата «***» по торговому наименованию «***» при назначении консилиумом препарата по торговому наименованию «***» у поставщика, не осуществляющего фармацевтический вид деятельности, не опровергают выводы суда о наличии оснований для взыскания с министерства здравоохранения Тамбовской области денежных средств в размере 64300 руб. за самостоятельное приобретение лекарственного препарата; размер убытков ответчик не оспаривал, а из сообщения института *** от 10.05.2023 № 452 (т.1 л.д.75) следует, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «***», назначенный пациенту ФИО15. по жизненным показаниям, выпускается двумя фармацевтическими компаниями - «***» по торговому наименованию «***» и «***» по торговому наименованию «***»; оба лекарственных препарата являются оригинальными, то есть идентичными, имеют одинаковую фармакокинетику, одинаково эффективны и могут заменять друг друга.

В силу приведенных выше положений законодательства, после получения заключения консилиума обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика *** ФГАОУ ВО РНИМУ им. *** Минздрава России от 01.11.2022 у министерства здравоохранения Тамбовской области возникла обязанность по принятию всех необходимых мер к обеспечению несовершеннолетнего ФИО15. лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием *** (по торговому наименованию «***»), рекомендованным ему к постоянному применению по жизненным показаниям, однако до мая 2023 года ФИО15. не был обеспечен лекарственным препаратом; ссылки на несостоявшиеся торги не имеют правового значения при разрешении спора, поскольку доказательств невозможности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом ответчиком не представлено, ужесточение международных санкций таким доказательством не является, а из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что решение вопроса об обеспечении ребенка лекарственным препаратом фактически началось после ее обращения к губернатору области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правомерно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ответчика вины, что служит основанием для возложения обязанности по выплате компенсации морального вреда, при определении размера которого суд исходил из требований статьи 1101 ГК РФ, дав оценку представленным сторонами доводам и доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                        О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 мая 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 19 июля 2023 г.) оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 06.09.2023

33-3029/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Тамбова
Бадретдинова Виктория Тимуровна, в интересах несовершеннолетнего Серегина Ивана Александровича
Ответчики
Министерство здравоохранения тамбовской области
Другие
ТОГБУЗ «ГКБ г. Тамбова им. Архиепископа Луки»
Министерство Финансов Тамбовской области
Министерство здравоохранения РФ
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Сорокина Светлана Львовна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
25.07.2023Передача дела судье
28.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
30.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее