Дело №2-85/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2015 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М.,
при секретаре Маргушовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии о включении в общий трудовой стаж периодов работы в колхозе имени Ульянова Цивильского района Чувашской АССР и обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости,
Установил:
М.Г.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР о включении периодов работы в колхозе имени Ульянова в общий трудовой стаж. Исковые требования мотивированы тем, что он с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год в период летних каникул с <данные изъяты> по <данные изъяты> работал в колхозе имени «Ульянова» Цивильского района ЧР. Данный факт могут подтвердить свидетели С. и А. Документы по личному составу колхоза имени «Ульянова» на хранение в муниципальный архив Цивильского района не поступали. Данные по личному составу колхоза имени «Ульянова» ( ныне СХПК «Память И.Н. Ульянова») в хозяйстве также не сохранились. Полагает, что ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя законом не предусмотрено.
Просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Цивильском районе ЧР-Чувашии включить в общий трудовой стаж периоды его работы в колхозе имени «Ульянова» Цивильского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет трудовой пенсии на основании новых данных о трудовом стаже с момента обращения в Пенсионный фонд.
Определением суда производство по делу в части включения в общий трудовой стаж периода работы в колхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прекращено, в связи с отказом М.Г.И. от иска в этой части.
В судебном заседании истец М.Г.И. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что в дни школьных каникул он работал в колхозе имени Ульянова на прополке сорняков, поливе овощей, на сенокосе, на зернотоке сушили зерно. Документы о его работе в колхозе не сохранились. Ранее правление колхоза располагалось в д.Синьялы. Со слов односельчан, документы были сожжены в печке. Затем правление колхоза переезжало с одного места на другое.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Н., действующая на основании доверенности, исковые требования М.Г.И. не признала и просила в удовлетворении иска отказать, поскольку данных о начислении заработной платы М.Г.И. в спорный период не имеется.
Третье лицо – представитель СХПК «Память И.Н. Ульянова» Я., действующая на основании доверенности, исковые требования М.Г.И. поддержала. Суду пояснила, что документы колхоза имени Ульянова с муниципальный архив не сдавались. Документы по личному составу колхоза имени «Ульянова» за 1963-1969 годы сохранились не в полном объеме, данные в отношении истца не сохранились.
Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей, изучив представленные суду письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной муниципальным архивом Цивильского района Чувашской Республики видно, что документы по личному составу колхоза «Память Ульянова» на хранение в муниципальный архив не поступали.
Из справки, выданной администрацией СХПК «Память И.Н. Ульянова» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что архивные данные по личному составу колхоза имени «Ульянова» за <данные изъяты> годы в райгосархив не сдавались и в хозяйстве не сохранились.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах <данные изъяты> сельского Совета депутатов в похозяйственных книгах колхозников за <данные изъяты> годы дер. <адрес> в хозяйстве С.И.С. значится сын М.Г.И., <данные изъяты> года рождения, за <данные изъяты> годы - учащийся <данные изъяты> 8-летней школы.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, подлежащие включению в стаж, подтверждаются соответствующими документами, выдаваемыми работодателями, а в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам ( вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 29,30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Аналогичное положение о подтверждении стажа содержалось и в статьях 96,97 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Согласно п.3 Примерного Устава колхоза, утвержденного постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР за 28 ноября 1969 года, членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза. На каждого члена колхоза ведется "Трудовая книжка колхозника" единого образца.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит ограничений по возрасту для включения периодов работы в трудовой стаж. Пенсионное законодательство, по общему правилу, исходит из того, что трудовые правоотношения могут возникнуть лишь с возраста, с наступлением которого возможно заключение трудового договора по нормам трудового законодательства.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Исходя из изложенного, ограничение права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву не достижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым при доказанности факта его работы.
Судом установлено, что истец М.Г.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> Цивильского района Чувашской АССР.
Его возраст в спорные периоды работы в колхозе, которые он просит включить в общий трудовой стаж, составлял 12-15 лет. В этот период он проживал в д. <адрес> Цивильского района и обучался в <данные изъяты> восьмилетней школе.
Нормы Кодекса законов о труде от 1922 года, в силу статьи 1, распространялись на лиц, работающих по найму, к каковым членские отношения членов колхоза не относились, в связи с чем, запрет на заключение трудового договора на прием на работу лиц моложе 16 лет, закрепленный в ст. 135 КЗоТ РСФСР от 1922 года не распространялся на истца. КЗоТ РСФСР от 1922 года распространялся только на временных рабочих, которые принимались в силу исключительных обстоятельств, на основании п. 13 Примерного устава сельскохозяйственной артели, утвержденной СНК и ЦИК ВКП "б" 17.02.1935 года.
Примерный устав сельскохозяйственной артели, согласно пункта 7 которого, членами артели (колхоза) могли быть, достигшие 16-летнего возраста не был типовым, а являлся примерным, в силу чего его положения не носили обязательный характер. В связи с чем, в каждой сельскохозяйственной артели и колхозе условия приема в колхоз могли быть урегулированы по-разному. Кроме того, в силу того, что Устав был примерным, и не был императивным, нарушения его положений, в частности, касающегося ограничения в возрасте по приему в члены колхоза не карались так сурово, как в случае с нарушениями КЗоТ 1992 года, во вводной части которого указывалось, что наниматели, нарушающие правила, установленные настоящим Кодексом могли привлекаться к уголовной ответственности.
Факт работы М.Г.И. в колхозе имени «Ульянова» подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели С. и А., Г., работавшие в спорный период в данном колхозе. Свидетели пояснили, что истец работал в колхозе в период летних каникул наравне со взрослыми, ему начислялись трудодни. Учет трудодней велся бригадиром. Школьники работали в полеводстве: прополке сорняков, поливе овощей, на сенокосе, на зернотоке сушили и сортировали зерно.
Факт совместной работы свидетелей подтверждается записями в трудовых книжках.
Так, свидетель А., <данные изъяты> года рождения, работала в колхозе имени Ульянова до прекращения его деятельности – ДД.ММ.ГГГГ. Стаж непрерывной работы составляет 26 лет 01 месяц 06 дней.
Свидетель С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в колхозе имени Ульянова 17 лет 01 месяц 06 дней.
Свидетель Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в колхозе имени Ульянова – 21 год 01 месяц 06 дней.
Суд принимает во внимание, что установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и показаний свидетелей, суд находит подлежащим включению в общий трудовой стаж работы М.Г.И. периодов его работы в колхозе имени «Ульянова» Цивильского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом обязанность по включению указанных периодов в общий трудовой стаж М.Г.И. суд считает необходимым возложить на Управление Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР-Чувашии.
Согласно ст. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Принимая во внимание, что М.Г.И. обратился с заявлением в УПФР в Цивильском районе ЧР-Чувашии 11 декабря 2013 года, то перерасчет размера трудовой пенсии производится с 01 января 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Цивильском районе ЧР-Чувашии включить в общий трудовой стаж М.Г.И. для оценки его пенсионных прав в порядке статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в колхозе имени «Ульянова» Цивильского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет трудовой пенсии на основании новых данных о трудовом стаже с 01 января 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд ЧР.
Председательствующий: В.М. Крылова