Дело № 2-1008/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.
При секретаре - Свеженец Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Евпатории – Кравченко Т.А., представителя ответчика по доверенности Демьяновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Евпатории Ермоленко А.В. в интересах Сулла Владимира Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о возложении обязанности принятия к исчислению среднемесячного заработка по сведениям о заработной плате, содержащихся в архивной справке,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Евпатории Ермоленко А.В. обратился в суд с иском в интересах Сулла Владимира Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о возложении обязанности принятия к исчислению среднемесячного заработка по сведениям о заработной плате, содержащихся в архивной справке. Требования мотивированы тем, что Сулла В.В. является пенсионером, пребывает на учете в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым как получатель пенсии по возрасту с 01.09.2004 года, что подтверждено копией удостоверения серии АГ № от 27.01.2005 года и страховым свидетельством №. В силу преклонного возраста и состояния здоровья он не может самостоятельно обратиться в суд за разрешением оспариваемых интересов в сфере защиты его прав на пенсионное обеспечение, в связи с чем, 13.02.2018 года он обратился в прокуратуру г. Евпатории с заявлением о защите его конституционного права путем представительства его интересов в суде. Основанием обращения Сулла В.В. в прокуратуру города Евпатории послужили обстоятельства, что специалистами Управления ПФ было отказано в перерасчете ранее назначенной суммы пенсии по имеющимся архивным документам (ввиду отсутствия в архивной справке о заработной плате за 1992 год денежных единиц, в которых фактически было осуществлено начисление и выплата заработной платы в указанный период). Отказ в перерасчете пенсии Управление ПФ мотивирован тем, что отсутствует возможность перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли, и принять к исчислению среднемесячного заработка по представленной архивной справке суммы заработной платы за период с января по декабрь 1992 года включительно не представляется возможным. Ранее проведенной прокуратурой города Евпатории проверкой Управления ПФ по указанным доводам Сулла В.В. установлено, что правовые основания для осуществления перерасчета ранее назначенной пенсии отсутствуют, так как выданная МБУ «Архив города Евпатории» справка от 30.10.2017 года № о сумме начисленной заработной платы за период работы в Открытом акционерном обществе «Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363» (далее - ОАО «Евпаторийское АТП 14363»), с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года, не содержит сведений в каких денежных единицах она была выплачена, тем самым, не может быть принята для перерасчета страховой пенсии в соответствии с действующими нормами законодательства в сфере пенсионного обеспечения. Согласно архивной справке МБУ «Архив города Евпатории» от 14.02.2018 года за №, в документах архивного дела ОАО «Евпаторийское АТП 14363» в лицевых счетах рабочих и служащих Евпаторийского автотранспортного предприятия 14363 (на период 1992 года) имеются сведения о сумме начисленной заработной плате водителю предприятия Сулла В.В. с указанием помесячной суммы за период с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года без сведений о денежных единицах ее выплаты. 29.08.1996 года Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363 перерегистрировано в ОАО «Евпаторийское АТП 14363» на основании распоряжения исполнительного комитета городского совета депутатов г. Евпатории № 448 ПР от 29.08.1996 г. В указанных архивных лицевых счетах предприятия за 1992 год (в том числе и лицевого счета Сулла В.В.) в графе «итого начисл.» вид денежных единиц, в которых производилось начисление заработной платы, не указан. Ссылается на то, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21.07.2014 (далее - Закон № 208-ФЗ), с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно законодательству Российской Федерации, страховая часть пенсии за период работы до 01.01.2002 года исчисляется в соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 г., из среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В соответствии со статьей 5 Закона № 208-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»), (далее - Закон № 208-ФЗ) и случае, если среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1. Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается. В настоящее время на территории Российской Федерации действует Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от t 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» (далее — Указание), которым утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. При этом в рекомендуемой Указанием форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц. Указание применяется на всей территории Российской Федерации, и установление каких - либо особых правил подтверждения среднемесячного заработка для исчисления страховых пенсий, в частности принятие к производству в целях исчисления размера страховой пенсии архивных документов, содержащих сведения о суммах заработка без указания денежных единиц измерения, и при отсутствии сведений о расшифровке шифров заработной платы, использованных в лицевых счетах по организации, не предусмотрено. В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992), пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13.03.1992). В соответствии с п. 11 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» в периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. При этом Министерство разъясняет, что в этом случае принимается во внимание, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства. Согласно п. 10 данного Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У, в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета. Приложением № 1 к Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У установлено, что до 01.04.1992 заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01.04.1992 по 11.11.1992 была введена и действовала переходная денежная единица «купон», а с 12.11.1992 введена национальная валюта «карбованец». В соответствии с Указом Президента Украины от 07.11.1992 № 549/92 «О реформе денежной системы Украины» с 23 часов 00 минут 12.11.1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал карбованец. В дальнейшем, согласно соответствующему Указу Президента Украины от 25.08.1996 года № 762/96, с 02.09.1996 года введена денежная единица - гривна. Учитывая вышеизложенное указывает, что заработная плата по представленной архивной справке начислялась и выплачивалась Сулла В.В. в следующих денежных единицах: в период с 01.01.1992 - по 31.03.1992 в рублях; с 01.04.1992 - по 11.11.1992 в купонах; с 12.11.1992 - по 31.12.1992 в карбованцах. На основании вышеизложенного, просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым принять к исчислению среднемесячного заработка Сулла Владимира Викторовича для перерасчета страховой пенсии по старости сведения о заработной плате в денежных единицах, в которых производилось ее начисление за период работы в Открытом акционерном обществе «Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363» с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года, содержащиеся в архивной справке Муниципального бюджетного учреждения «Архив города Евпатории» от 30.10.2017 года № 3228/03-20, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: за период с 01.01.1992 года - по 31.03.1992 года в «рублях»; с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года в «купонах»; с 12.11.1992 года по 31.12.1992 года в «карбованцах».
В судебном заседании помощник прокурора г. Евпатории Кравченко Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым Демьянова И.А. возражала против удовлетворения исковых требований, просила в исковых требованиях отказать. Дополнила, что на территории Российской Федерации действует Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992г. №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», которым утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. В рекомендуемой форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц. В связи с отсутствием возможности перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли, принять к исчислению среднемесячного заработка Сулла В.В. спорную справку о заработной плате не представляется возможным.
Истец Сулла В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд подано заявление о рассмотрении иска, поданного заместителем прокурора г. Евпатории в его интересах, в его отсутствие ввиду состояния здоровья.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Заместитель прокурора г. Евпатории Ермоленко А.В., подавая настоящий иск в интересах Сулла В.В. обосновал подачу иска в интересах Сулла В.В., обратившегося в прокуратуру г. Евпатории 13.02.2018 года с соответствующим заявлением (л.д. 4).
В силу статьи 11 ГК Российской Федерации, судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК Российской Федерации, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании статьи 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7 и часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления социального обеспечения, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 12 данного закона установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерацией в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, согласно ст. 34 которого с момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Судом установлено, что Сулла В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.09.2004 года является пенсионером по возрасту, что подтверждается удостоверением серии АГ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
С 01.01.2015 года Сулла В.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Сулла В.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив архивную справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ за период его работы в ОАО «Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363» за 1992 год, в которой не указаны денежные единицы, в которых ему выплачивалась заработная плата.
В связи с отказом ГУ-ПФ РФ по г. Евпатории Республики Крым принять вышеуказанную справку о заработной плате за 1992 года, Сулла В.В. обратился к прокурору г. Евпатории для обращения в его интересах в суд за защитой нарушенного права.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке истца, а также предоставленной архивной справки усматривается, что истец Сулла В.В. в период с января 1992 года по декабрь 1992 года работал в Евпаторийском АТП 14363.
Страховая часть пенсии за период работы до 01.01.2002 года исчисляется в соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 от 17.12.2001 года, из среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21.07.2014 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 №235-Ф3, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Из архивной справки, выданной МБУ «Архив города Евпатории» № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Сулла В.В. следует, что в документах архивного фонда Открытого акционерного общества «Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363», в лицевых счетах рабочих и служащих Евпаторийского автотранспортного предприятия 14363 за 1992 год имеются сведения о начисленной заработной платы Сулле Владимиру Викторовичу, 04 февраля 1944 года рождения, шоферу, за период с 01 января 1992 года по 31 декабря 1992 года. В графе «Итого начисл.» вид денежных единиц, в которых производились начисления, не указан (л.д. 11).
Суд разрешая заявленные исковые требования исходит из того, что официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ruраздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992 года и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Таким образом, доводы ответчика о том, что представленная истцом справка о заработной плате не отвечает необходимым требованиям, являются несостоятельными.
Предусмотренных законом оснований не учитывать данную справку при перерасчете страховой части трудовой пенсии у ответчика не имелось, ее содержание может влиять на размер установленной истцу пенсии.
На основании изложенного, суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора г. Евпатории Ермоленко А.В. в интересах Сулла Владимира Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о возложении обязанности принятия к исчислению среднемесячного заработка по сведениям о заработной плате, содержащихся в архивной справке удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым принять к исчислению среднемесячного заработка Сулла Владимира Викторовича для перерасчета страховой пенсии по старости сведения о заработной плате в денежных единицах, в которых производилось ее начисление за период работы в Открытом акционерном обществе «Евпаторийское автотранспортное предприятие 14363» с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года, содержащиеся в архивной справке, выданной Муниципальным бюджетным учреждением «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: за период с 01.01.1992 года - по 31.03.1992 года в «рублях»; с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года в «купонах»; с 12.11.1992 года по 31.12.1992 года в «карбованцах».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья: Маркина Т.И.