Административное дело № 2а-968/2021
УИД 21RS0006-01-2021-001362-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Карлиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на «Интернет-странице», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
<данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора В. обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» по результатам осуществления мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокуратурой выявлен Интернет-ресурс, на котором размещена информация о продаже медицинских документов (справок, анализов, книжек, больничных листов и т.п.) без прохождения медицинского обследования. На данном сайте представлены медицинские документы с указанием их вида и стоимости, разъяснен способ оплаты и доставки. Контент сайтов ориентирован на совершение потребителем покупки, для этого на странице размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Использование медицинского документа, содержащего ложные сведения, является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе и уголовная ответственность по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Указанные данные позволяют покупателю приобрести выбранный товар. Информация на указанном интернет-странице доступна на территории Российской Федерации. Установить владельцев/администраторов указанного сайта, а также хостинг-провайдеров указанного сайта с целью привлечения их в качестве ответчиков путем изучения указанного сайта не представилось возможным ввиду отсутствия указанной информации. Также не представилось возможности установить иных лиц (организаций и граждан, которые были бы указаны как лица, разместившие соответствующую информацию, или лица, являющиеся ее авторами). При таких обстоятельствах имеются правовые основания для установления факта признания указанной выше информации запрещенной к распространению.
Помощник прокурора Карлина О.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по П. федеральному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия своего представителя, в отзыве по делу указало, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступ к указанному в просительной части административного иска Интернет-ресурсу <данные изъяты> - не ограничен (л.д. №).
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5 Закона №149-ФЗ).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, содержащаяся на указанном сайте, медицинскими учреждениями не размещается и носит противоправный характер.
Из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлен Интернет-ресурс, расположенный по адресу <данные изъяты>, который содержит информацию о продаже медицинских документов на территории РФ, что подтверждается распечатками скриншотов страниц указанного сайта (л.д. №).
При этом судом установлено, что вход на сайт свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Согласно пункту 11 статьи 2
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В силу пунктов 3, 3.1 части 1 статьи 78 названного Федерального закона медицинская организация имеет право выдавать справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 года № 441 н. Согласно пп. 7, 13 указанного Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм размещение в сети Интернет информации о возможности приобретения за вознаграждение медицинских документов о состоянии здоровья создает предпосылки к совершению правонарушений, а также ставит под угрозу состояние здоровья граждан.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделки штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Указанная на интернет - странице информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная либо административная ответственность, может способствовать их совершению.
Информация, размещенная на указанной выше интернет-странице, также потворствует совершению правонарушений в сфере медицинской деятельности, препятствует надлежащему осуществлению деятельности по оказанию медицинских услуг на равных условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования медицинской справки за плату без прохождения соответствующего медицинского обследования.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты> указанного материала нарушает права неопределенного круга лиц.
Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц.
На момент проверки прокуратурой, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Предоставление доступа к указанному в иске сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на Интернет - странице: <данные изъяты> следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требование заместителя прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению.
Определением К районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на спорной интернет-странице, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения ст. 89 КАС РФ, суд считает необходимым отменить принятые меры предварительной защиты по вступлении в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - странице: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в территориальный отдел в ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по П. федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице: <данные изъяты>, принятые определением К. районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.