Дело № 2-414/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2016 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре А.О.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемеринского Р.С. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с указанными требованиями по тем основаниям, что он является собственником здания столовой и здания гаража, расположенных по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия с просьбой о предоставлении в собственность указанного земельного участка, указав на свое преимущественное право. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу было отказано, со ссылкой на то, что в обращении указан не соответствующий данным ГКН вид разрешенного использования земельного участка, вместо «спецназначения» - «промышленное». ДД.ММ.ГГГГ г. истец вновь обратился к ответчику с аналогичным заявлением, устранив замечания, послужившие основанием для отказа. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу вновь было отказано в предоставлении участка в собственность, по тем основаниям, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, не являющиеся объектами спецназначения в связи с их реализацией на аукционе в порядке высвобождаемого ... недвижимого имущества, что по мнению ответчика, является предусмотренным п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа. С таким решением истец не согласен, считает решение ответчика необоснованным, ограничивающим его исключительное право на приобретение участка в собственность. По мнению истца, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, указанного в кадастровом паспорте, назначению объектов недвижимости, расположенных на нем, не может служить препятствием для приобретения права собственности на участок, занятый этими объектами. Ответчиком не учтено, что согласно Правилам землепользования и застройки территории ... сельского поселения внесены изменения, согласно которым в зоне спецназначения имеется такой вид условно разрешенного использования земельных участков как столовая и гараж. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, как и назначение расположенных на нем объектов недвижимости может быть изменен по усмотрению его собственника в заявительном порядке. Истец, с учетом уточнений заявленных требований от ДД.ММ.ГГГГ г., просил суд признать незаконным решение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, северо-восточная часть кадастрового квартала №, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - спецназначение, и обязать ответчика не позднее тридцати дней после вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Истец в судебное заседание не явился, представитель истца по доверенности адвокат Уханова А.П. подержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Михеева Н.А., действующая по доверенности, не согласилась с заявленными требованиями, считала спариваемое решение ответчика законным и обоснованным.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим же Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, ТУ Росимущества в РК осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по его приватизации (отчуждению).
Согласно пункту 4.6 названного Положения ТУ Росимущества в РК заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно действовавшей до 01.03.2015 статье 36 ЗК РФ и действующей в настоящее время статье 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из представленных материалов дела следует, что Чемеринский Р.С. обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, северо-восточная часть кадастрового квартала №.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, северо-восточная часть кадастрового квартала №, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - спецназначение.
На земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности за Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером № располагаются объекты недвижимости: здание с кадастровым №,местоположение: ..., дом без номера, назначение - нежилое здание, наименование - здание столовой, здание с кадастровым №, местоположение: ..., дом без номера, назначение - нежилое здание, наименование - здание гаража. На данные объекты недвижимости зарегистрировано право собственности за Чемеринским Р.С.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ г. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК сообщило истцу об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - спецназначение, однако целью использования земельного участка заявителем является эксплуатация зданий столовой и гаража.
Истец считает отказ ТУ Росимущества в РК незаконным по тем основаниям, что, как собственник зданий, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для его эксплуатации; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка назначению объекта недвижимости, расположенного на нем, не может служить препятствием для приобретения права собственности в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № согласно Правил землепользования и застройки территории ... сельского поселения располагается в зоне градостроительного использования. Вид разрешенного использования размещение столовой и гаража предусмотрен как условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося в зоне градостроительного использования.
В силу пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
При этом исключительный характер данного права не означает, что при его реализации не должны соблюдаться условия, невыполнение которых является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу статьи 39.16 ЗК РФ.
По мнению суда, поскольку разрешенное использование спорного участка не соответствует целям его использования, указанным истцом, ответчиком обоснованно было принято решение об отказе в предоставлении спорного участка в собственность истцу.
Относительно доводов стороны истца о том, что вид разрешенного использования размещение и эксплуатация столовой и гаража предусмотрен как условно разрешенный для территориальной зоны, где находиться участок, суд полагает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1). Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса (часть 6).
Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок относится согласно Правил землепользования и застройки ... сельского поселения к территориальной зоне градостроительного использования, где вид разрешенного использования эксплуатация гаража и столовой как основной не предусмотрен, а специальное разрешение, позволяющее применять условно разрешенный вид использования, заявителем не получено, учет изменений вида разрешенного использования земельного участка не осуществлен, изменения в ГКН не внесены, соответственно, по мнению суда, оснований полагать, что истцом испрошен участок в соответствии с установленным целевым назначением участка, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Леккерева
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2016 года.