Дело № 33-5501/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей областного суда Донцовой Ю.И., Каменцовой Н.В.
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
рассмотрела 25 июля 2019 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Филиппова А.В. к администрации города Оренбурга о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., пояснения представителя истца Примачевой Л.Ю. (доверенность от 07.05.2018), полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппов А.В. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации г. Оренбурга, указав, что кв. № (адрес) в (адрес) является собственностью муниципального образования «город Оренбург». Указанный дом ранее являлся общежитием и был передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25.09.2006 № 3473-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность муниципального образования «город Оренбург». В январе 2005 году он и члены его семьи вселились в квартиру № (адрес) для проживания. Указанное помещение было предоставлено его отцу по месту работы в МУП «Оренбургсвет». В 2009 году, по достижению 18 лет, его зарегистрировали по месту жительства в указанном жилом помещении, родители ранее по указанному месту жительства не регистрировались. В настоящее время он проживает по указанному адресу, несет расходы по содержанию жилого помещения и оплачивает коммунальные услуги. Заключить договор социального найма не представляется возможным в связи с тем, что он был зарегистрирован по месту жительства в 2009 году, то есть после передачи общежития в муниципальную собственность, вместе с тем, с семьей с 2005 года проживал в указанном помещении, не регистрировался по месту жительства по тому основанию, что имел, регистрацию в другой квартире, которая была продана в 2004 году, в связи с чем, его с семьей вселили в служебную квартиру.
В связи с вышеизложенным просил признать за собой право пользования жилым помещением - квартирой № (адрес) на условиях социального найма. Обязать администрацию города Оренбурга заключить с ним договор социального найма квартиры № (адрес)
При рассмотрении дела судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
Суд постановил:
признать за Филипповым А.В. право пользования жилым помещением - квартирой № № (адрес) по договору социального найма;
обязать администрацию г. Оренбурга заключить договор социального найма квартиры № № (адрес) с Филипповым А.В.
С таким решением суда администрация города Оренбурга не согласилась и в своей апелляционной жалобе просила судебное постановление отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по основаниям указанным в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением Федерального агентства по управлению федеральном имуществом от 25.09.2006 № 3473-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность муниципального образования «город Оренбург» (Оренбургская область)» общежитие по (адрес) было передано в муниципальную собственность.
С 30.12.2009 года Филиппов А.В. зарегистрирован в квартире № (адрес)
Разрешая спор и приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, суд учитывал, что здание (адрес) было передано в муниципальную собственность, согласно нормам Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», в связи с чем, пришел к выводу, что к данному зданию применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом суд исходил из доказанности обстоятельств, на которых истец основывал свои требования, а именно что в 2005 году он вселился с семьей в квартиру № (адрес), которая была предоставлена Филиппову В.А., состоящему в трудовых отношениях с МУП «Оренбургсвет», в качестве служебного помещения.
.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением материального закона.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу положений ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер и норма статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определяет правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, а затем переданных в ведение органов местного самоуправления. Из содержания данной нормы следует, что такие помещения утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
Таким образом, граждане, занимающие указанные жилые помещения на законных основаниях, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
В обоснование исковых требований истец Филиппов А.В. указывал, что спорные комнаты были предоставлены по месту работы его отца В.А. – МУП «Оренбургсвет».
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие право истца, в том числе в качестве члена семьи Филиппова А.В., на вселение в спорное жилое помещение до передачи дома в муниципальную собственность. Доказательства обратного истцом в материалы дела не представлены.
Поскольку истец был зарегистрирован в жилом помещении 30 декабря 2009 года после того, как дом был передан в муниципальную собственность, положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» применены быть не могут, подлежат применению общие нормы ЖК РФ, регулирующие правоотношения по договору социального найма.
Имеющиеся в материалах дела копия справки о регистрации истца Филиппова А.В., копия поквартирной карточки, копия лицевого счета, копия трудовой книжки В.А. не являются надлежащими и допустимыми доказательствами, подтверждающими факт того, что Филиппову А.В. комнаты № (адрес) были предоставлены на законном основании.
Оснований, предусмотренных разделом III (жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма) ЖК РФ для возникновения у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, также не имеется. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении его требований о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2019 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Филиппова А.В. к администрации города Оренбурга о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма – отказать.
Председательствующий:
Судьи: