Решение по делу № 12-359/2018 от 12.11.2018

Дело № 12-359/2018

РЕШЕНИЕ

город Кунгур Пермского края 24 декабря 2018 года

Судья Кунгурского городского суда Пермского края Пономарева Л.В.,

при секретаре Луковниковой К.С.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шаховой И.Д.,

защитника Спицына С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края жалобу МАОУ «Комсомольская СОШ» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

на основании постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «Комсомольская СОШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

МАОУ «Комсомольская СОШ» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление признать незаконным и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов указывает, что согласно журналу регистрации инструктажей на рабочем месте МБДОУ «Комсомольский детский сад» работники, в том числе ФИО3, прошли вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем имеется подпись от ДД.ММ.ГГГГ. После реорганизации учреждения в порядке присоединения МБДОУ «Комсомольский детский сад» к МАОУ «Комсомольская СОШ» с работниками детского сада были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, наименование должностей работников, их функции и условия труда не изменились. Из всех условий трудового договора изменилось лишь наименование учреждения, следовательно, рабочее место не является вновь образованным. МАОУ «Комсомольская СОШ» для всех работников детского сада провела повторный инструктаж в объеме не менее требуемого при проведении вводного и первичного инструктажей на рабочем месте. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволилась по собственному желанию.

В судебном заседании законный представитель МАОУ «Комсомольская СОШ» Шахова И.Д., ее защитник Спицын С.С. на доводах жалобы настаивали, пояснив, что работник ФИО3 с момента заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ДД.ММ.ГГГГ прошли обучение согласно программе по охране труда для работников МАОУ «Комсомольская СОШ», с ней проведен инструктаж, о чем имеется запись в соответствующем журнале, ФИО3 ознакомлена под роспись с должностной инструкцией воспитателя структурного подразделения для детей дошкольного возраста.

ФИО3 в суд не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу без ее участия ( л.д. 33-34).

Представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае в суд не явился, административный орган извещен надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав представленные письменные доказательства, судья считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в МАОУ «Комсомольская СОШ», проведенной Государственной инспекцией труда в Пермской крае ДД.ММ.ГГГГ, было установлен нарушение требований абз.8 ч.2 ст.212 и ст.225 ТК РФ и положений «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», утвержденного Постановлением Минтруда и соцразвития и Минобразования от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: работник ФИО3 после перевода на иную должность допущена с ДД.ММ.ГГГГ к работе и длительное время исполняла трудовые обязанности без проведения обучения по охране труда и без проверки знаний требований охраны труда. Ранее также указанный работник обучение по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда не проходил. Работодателем предоставлен только журнал учета инструкций по охране труда.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МАОУ «Комсомольская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5. 27.1 ч.3 КоАП РФ, на основании которого МАОУ «Комсомольская СОШ» обжалуемым постановлением привлечено к административной ответственности.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушении.

Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Из абз.8 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель обязан обеспечить, в том числе, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ст.225 Трудового кодекса РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, трудовой договор между ФИО3 и МБДОУ «Комсомольский детский сад» был заключен ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 принята на должность воспитателя. В результате реорганизации МБДОУ «Комсомольский детский сад» было присоединено к МАОУ «Комсомольская СОШ». ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в части изменения наименования работодателя и условий оплаты труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29 (далее Порядок).

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3).

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда (п. 3.1).

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (п. 3.4).

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Проверка знаний требований охраны труда работников организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Приказом -пр от ДД.ММ.ГГГГ директором МАОУ «Комсомольская СОШ» утверждены программы первичного и вводного инструктажа по охране труда для работников Учреждения ( л.д. 21, 22).

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 успешно прошла проверку знаний требований охраны труда по программе вводного и первичного инструктажа в связи с реорганизацией. Проверка знаний проведена комиссией из трех специалистов, работников учреждения (л.д.45).

Согласно журналу регистрации инструктажа на рабочем месте с воспитателем ФИО6 проведен повторный инструктаж ДД.ММ.ГГГГ руководителем МАОУ «Комсомольская СОШ» (л.д.25). Данный инструктаж следует расценивать как первичный, поскольку он проведен на момент реорганизации предприятия и начала выполнения работником новой работы.

Таким образом, на момент проведения проверки, послужившей основанием для возбуждения настоящего дела, проверка знаний требований охраны труда и обучение по охране труда работника ФИО3 было проведено.

При составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанные документы должностным лицом не были запрошены у МАОУ «Комсомольская СОШ» и не исследованы.

Судья приходит к выводу о том, что нарушений выше названных норм трудового законодательства, а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок и сроки проведения обучения по охране труда и проверку знаний требований знаний по вопросам охраны труда, МАОУ «Комсомольская СОШ» допущено не было.

В обжалуемом постановлении должностным лицом также указано на то, что ранее работник ФИО3 обучение по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда не проходила.

Материалами дела установлено, что до реорганизации МАОУ «Комсомольская СОШ» ФИО3 являлась работником МБДОУ «Комсомольский детский сад», следовательно, обязанность по проведению обучения и проверке знаний по вопросам охраны труда возлагалась на данного работодателя, а не на МАОУ «Комсомольская СОШ».

Таким образом, суд считает возможным согласиться с доводами жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенных обстоятельств, обжалуемое постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а именно за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья    

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенном в отношении МАОУ «Комсомольская СОШ», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 дней.

Судья          Л.В.Пономарева

12-359/2018

Категория:
Административные
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Пономарева Л. В.
Дело на сайте суда
kungur.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее