Дело №2а-842/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Разиньковой О.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеевой Виктории Владимировны к ДИЗО ВО:
- о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, изложенного в письменном сообщении №з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>
- о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Алексеева В.В. обратилась в Центральный районный суд с административным иском, указав, что является членом СНТ «Гигиенист» и имеет в пользовании земельный участок №, переименованный в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «Гигиенист» и «ВАСТ» в садоводческое товарищество «Гигиенист» из участка № в садоводческом товариществе «ВАСТ».
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой В.В. было подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 683 кв.м., кадастровый номер квартала №; земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и дачного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ письмом №з было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по вышеуказанному адресу.
С указанным отказом Алексеева В.В. не согласна, на основании чего, с учетом дополнения заявленных административных исковых требований (л.д. 46), просит суд отменить решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>
Административный истец Алексеева В.В. и представитель административного истца по ордеру адвокат Бутусов С.В. административный иск поддержали, просили суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующая на основании доверенности, Спесивцева Е.В. заявленные требования полагала необоснованными, просила отказать в удовлетворении административного иска. Предоставлены письменные возражения (л.д. 70-75).
Представитель заинтересованного лица СНТ «Гигиенист» председатель Пригородов О.Н. поддержал административный иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной СНТ «Гигиенист» (л.д. 84), следует, что Алексеева В.В. является членом СНТ «Гигиенист» и имеет в пользовании земельный участок №, переименованный в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «Гигиенист» и «ВАСТ» в садоводческое товарищество «Гигиенист» из участка № в садоводческом товариществе «ВАСТ».
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой В.В. было подано заявление (л.д. 78) в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 683 кв.м., кадастровый номер квартала №; земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и дачного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом №з (л.д. 8-10) было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по вышеуказанному адресу со ссылкой на п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как информация об утверждении проекта организации и застройки СНТ «Гигиенист» в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 15.04.1998 года № 166-ФЗ «О садоводческим, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан», отсутствует.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.п. 3,5,6 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. В целях направления решения (соглашения) об утверждении схемы расположения земельного участка и схемы расположения земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса для отображения сведений на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, схема расположения земельного участка изготавливается в форме электронного документа, в котором местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить, должно соответствовать местоположению границ земельного участка или земельных участков, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом.
В схеме расположения земельного участка приводятся:
- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015г. №1257 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками»
предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Оценивая представленные в материалы документы, суд принимает во внимание следующее.
На основании решения исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов от 22.05.1986 года № 303 (л.д. 55-56) областной санитарно-эпидемиологической станции предоставлен земельный участок для коллективного садоводства из земель совхоза «Воронежский», площадью 7,0 га (л.д. 57).
Решением исполнительного комитета Новоусманского районного Совета народных депутатов от 15.12.1987 года № 530 утвержден проектный план внешних границ и размеров землепользования коллективных садов областной санитарно-эпидемиологической станции, предусматривающий закрепление за ним земельного участка, площадью 7 га из земель совхоза «Воронежский» (л.д. 69а).
В соответствии с п. 3 решения постановлено выдать областной СЭС государственный акт на право пользования землей.
Суду предоставлен государственный акт на право пользования землей (л.д. 51-54), выданный 15.12.1987 года Областной санитарной эпидемической станции, подтверждающий право бессрочного и бесплатного пользования 7 га земли в границах согласно плану землепользования.
Суду предоставлен государственный акт на право пользования землей, выданный Воронежской АСТ 25.12.1990 года, подтверждающий право бессрочного и бесплатного пользования 3,4 га земли в границах согласно плану землепользования (л.д. 47-50).
В соответствии с постановлением администрации Новоусманского района Воронежской области от 25.04.1994 г. № 204 земельный участок, площадью 4,2 га, ранее предоставленный Воронежской ACT для коллективного садоводства, передан в коллективно-совместную собственность садоводческого товарищества «ВACT» (0,8 га) и собственность граждан (3,4 га) (л.д. 58).
Согласно выписке из протокола общего собрания садоводческого товарищества «Гигиенист» от 12.06.1994 г. земельные участки площадью 3,4 га, 0,8 га (земли общего пользования) садоводческого товарищества Воронежской ACT объединены с земельными участками площадью 7 га, 1 га (земли общего пользования) садоводческого товарищества областной санитарной эпидемической станции, при этом создано единое совместное товарищество «Гигиенист», общей площадью 10,4 га и 1,8 га (земли общего пользования) (л.д. 65, 66, 67).
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 17) следует, что СНТ «Гигиенист» был создан 27.08.1998 г.
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 10.04.2006 № 448 «Об утверждении проекта границ земельного участка, фактически занимаемого Садоводческим товариществом «Гигиенист» (ИНН 3663029120) в <адрес>» утвержден проект границ земельного участка, фактически занимаемого садоводческим товариществом «Гигиенист», общей площадью 87 614 кв. м. (л.д. 62-64).
На данный участок проект планировки территории не разрабатывался и не утверждался (л.д. 85-87, 88).
Сведения об утверждении проекта организации и застройки территории СНТ «Гигиенист» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1988 года № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», отсутствуют.
Земельный участок, с разрешенным использованием «для коллективного садоводства», по адресу: <адрес>», состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером № (л.д. 59, 60-61).
Как указывает административный истец и представитель заинтересованного лица, земельный участок №, площадью 683 кв.м., расположенный по адресу <адрес>», был переименован в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «Гигиенист» и «ВАСТ» в садоводческое товарищество «Гигиенист» из участка № в садоводческом товариществе «ВАСТ».
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела планами размещения земельных участков СНТ «Гигиенист» и садоводческого товарищества «ВАСТ», справкой СНТ «Гигиенист» (л.д. 68, 84, 89).
Испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в пределах кадастрового квартала №, предназначенного для ведения садоводства применительно к Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденным Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-П, и расположен в пределах СНТ «Гигиенист» (л.д. 13).
Указанный земельный участок является смежным земельному участку с кадастровым номером № и граничит с ним по точкам, определенным в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории 1-3 (л.д. 11-12), и является смежным с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, а также с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Согласно письменному заключению специалиста ЗАО НПП «Геосервис» (л.д. 15-16) земельный участок 58 расположен в пределах СНТ «Гигиенист» и не пересекает границ земельных участков с кадастровым номером №, № и №
Обосновывая отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, представитель административного ответчика ссылается на п. 1 ст. 32 ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При разрешении требований суд принимает во внимание, что ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в настоящее время действует в редакции от 23.06.2014г., не имеет обратной силы и не может распространяться на СНТ, которые были образованы ранее вступления закона в силу.
Из содержания п. 2.8 ст. 3 Закона N 137-ФЗ Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует одно исключение, предусматривающее, что земельный участок, образуемый из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, может образовываться и при отсутствии проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной гражданином.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Таким образом, для передачи земельного участка члену садоводческого товарищества в собственность бесплатно необходимо установление трех имеющих существенное правовое значение обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 г.;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Принимая во внимание, что земельный участок, составляющий территорию СНТ «Гигиенист», был предоставлен садоводческому товариществу «ВАСТ», впоследствии объединенному в СНТ «Гигиенист», до вступления в силу названного Федерального закона, Алексеева В.В., являющаяся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Земельный участок №, площадью 683 кв.м., расположенный по адресу <адрес>» был переименован в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «Гигиенист» и «ВАСТ» в садоводческое товарищество «Гигиенист» из участка № в садоводческом товариществе «ВАСТ».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с порядком распределения земельных участков в садоводческом товариществе «ВАСТ», земельный участок №, площадью 683 кв.м., предоставлен и на законных основаниях используется Алексеевой В.В.
Установив, что земельный участок, площадью 683 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с заявлением об утверждении схемы расположения которого обратилась Алексеева В.В., входит в состав территории СТН «Гигиенист», данное некоммерческое объединение создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 г., а Алексеева В.В. является членом данного некоммерческого объединения и пользуется этим участком на законных основаниях, отказ Департамента земельный и имущественных отношений Воронежской области от 12.10.2017г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не основан на нормах действующего законодательства.
Оспариваемым отказом нарушаются права административного истца, так как создаются препятствия для реализации права, предусмотренного законом - предоставление земельного участка в собственность.
С целью восстановления права суд полагает необходимым обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области рассмотреть заявление Алексеевой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения (л.д. 78) земельного участка, площадью 683 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с учетом решения суда о незаконности оснований для отказа, изложенных в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Алексеевой Виктории Владимировны к ДИЗО Воронежской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ ДИЗО Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 683 кв.м., изложенный в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №з.
Возложить на ДИЗО по Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление Алексеевой Виктории Владимировны от ДД.ММ.ГГГГ с учетом решения суда о незаконности оснований для отказа, изложенных в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №з.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 07.02.2018 года.
Судья: Е.С. Шумейко