Дело № 2-478/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,
с участием помощника Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А.М.,
при секретаре Демко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большекосульского сельсовета Боготольского района Красноярского края о возложении обязанности организовать проведение межевания земельных участков под общественными кладбищами, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, организовать установку санитарно-защитных зон в отношении общественных кладбищ, разработать и утвердить проекты устройств кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края, обустроить подъездные пути, произвести благоустройство территории, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж,
У С Т А Н О В И Л:
Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к администрации Большекосульского сельсовета Боготольского района Красноярского края о возложении обязанности организовать проведение межевания земельных участков под общественными кладбищами, находящихся в ведении администрации муниципального образования Критовский сельсовет, организовать установку санитарно-защитных зон в отношении общественных кладбищ, разработать и утвердить проекты устройств кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края, обустроить подъездные пути, произвести благоустройство территории, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж.
Требования обоснованы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства о погребении на поднадзорной территории Боготольского района, в ходе которой установлено, что в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края находятся 6 общественных кладбищ, общей площадью 7 га. В нарушение Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 земельные участки, выделенные для размещения мест погребения, на государственном кадастровом учете не состоят, права на земельные участки под действующими кладбищами не зарегистрированы. Границы общественных кладбищ, расположенных на территории Большекосульского сельсовета, не определены, что ведет к бесконтрольному захоронению, право собственности за муниципальным образованием на земельные участки не зарегистрировано, в силу чего неопределенно долго функционирование кладбищ невозможно. Утвержденные проекты устройства кладбищ на территории Большекосульского сельсовета Боготольского района отсутствуют. Таким образом, не проведение межевания занятых под кладбищем земельных участков, не приведение территорий мест захоронений в соответствие с нормами действующего законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, ведет к обезличиванию территорий кладбищ муниципального образования, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию прав собственности муниципального образования на территорию кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребений в целях безопасности жизни и здоровья населения. Просит суд обязать администрацию Большекосульского сельсовета организовать проведение межевания земельных участков под общественными кладбищами, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, организовать установку санитарно-защитных зон в отношении общественных кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, разработать и утвердить проекты устройств кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, обустроить подъездные пути, произвести благоустройство территории, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж.
В судебном заседании представитель истца – помощник Боготольского межрайонного прокурора Коняшкин А.М. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям, просил установить срок исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика администрации Большекосульского сельсовета в судебное заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, будучи в судебном заседании 16 апреля 2018г. исковые требования признал частично, суду пояснил, что на территории Большекосульского сельского совета действует 5 кладбищ. Ограждение и отсыпка территории имеется не везде, мусор с территории кладбищ вывозится своими силами. Работы по межеванию земельных участков ведутся, но в настоящее время не закончены. В виду того, что Большекосульский сельский Совет является глубоко дотационным, собственных денежных средств для производства указанных прокурором работ не имеется.
Представитель третьего лица администрации Боготольского района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Боготольского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии со следующим.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Как установлено судом, Боготольской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства о погребении на поднадзорной территории Боготольского района.
По результатам проведения проверки установлено, что на территории муниципального образования Большекосульский сельсовет размещено 6 кладбищ. В нарушение Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 земельные участки, выделенные для размещения мест погребения, на государственном кадастровом учете не состоят, права на земельные участки под действующими кладбищами не зарегистрированы. Границы общественных кладбищ, расположенных на территории Большекосульского сельсовета, не определены, что ведет к бесконтрольному захоронению, право собственности за муниципальным образованием на земельные участки не зарегистрировано, в силу чего неопределенно долго функционирование кладбищ невозможно. Утвержденные проекты устройства кладбищ на территории Большекосульского сельсовета Боготольского района отсутствуют, подъездные пути не обустроены, территории кладбищ не благоустроены, отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж.
В соответствии с п.п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В силу п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним.
Таким образом, администрацией Большекосульского сельсовета ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории кладбища, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Несоблюдение администрацией Большекосульского сельсовета требований санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Непринятия мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.
С учетом изложенного, суд считает требования Боготольского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Как установлено требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, с учетом особенностей финансирования данного муниципального образования, полагает установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая указанный срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большекосульского сельсовета Боготольского района Красноярского края о возложении обязанности организовать проведение межевания земельных участков под общественными кладбищами, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, организовать установку санитарно-защитных зон в отношении общественных кладбищ, разработать и утвердить проекты устройств кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края, обустроить подъездные пути, произвести благоустройство территории, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж, - удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать проведение межевания земельных участков под общественными кладбищами, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет, организовать установку санитарно-защитных зон в отношении общественных кладбищ, разработать и утвердить проекты устройств кладбищ, находящихся в ведении администрации муниципального образования Большекосульский сельсовет Боготольского района Красноярского края, обустроить подъездные пути, произвести благоустройство территории, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, ограждения, дренаж.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года.
Судья И.В. Гусева