№33а-3971 судья Румянцева В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Щербаковой Н.В., Дорохина О.М.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 4 июля 2019 года по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой в период с 23.10.2018 по 15.11.2018 проведена проверка исполнения администрацией МО Узловский район обязанности по передаче прав пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в порядке, установленном Федеральным Законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В ходе проверки установлено, что администрация муниципального образования Узловский район является собственником недвижимого имущества, нежилых зданий котельных, расположенных на территории района: № 5 - <...>; модульная котельная - <...>; № 7 - <...>; № 29 - <...>; № 30 - <...>; котельная - <...>.
В соответствии с постановлением АМО Узловский район от 06.12.2017 № 1571 вышеуказанное имущество по договору аренды № <...>, заключенному в тот же день Комитетом по земельным и имущественным отношениям АМО Узловский район с ООО «Региональная генерирующая компания», передано последнему для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Администрация муниципального образования город Узловая Узловского района также является собственником нежилых зданий - котельных, расположенных на территории города <...>: котельной по <...>; № 34 <...>; № 3 <...>; котельной <...>; котельной <...>; котельной по <...>; № 11 <...>; № 12 <...>; котельной <...>; котельной <...>; котельной <...>; № 8 <...>; ЦТП № 1 <...>; ЦТП № 2 <...>; котельной <...>; котельной <...>; котельной <...>; № 37 <...>; ЦТП № 3 <...>; ЦТП № 4 <...>; ЦТП № 6 <...>; бойлерной <...>.
Органы местного самоуправления МО Узловский район исполняют часть полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления МО город Узловая Узловского района по соглашению от 29.12.2014. Так, Решением собрания представителей 5-го созыва МО Узловский район от 26.12.2016 органами местного самоуправления МО Узловский район с 01.01.2017 принято полномочие органов местного самоуправления МО город Узловая Узловского района в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Впоследствии такие полномочия Решением Собрания представителей 5-го созыва МО Узловский район от 27.12.2018 приняты с 01.01.2018.
В соответствии с постановлением администрации МО Узловский район от 06.12.2017 № 1571 вышеперечисленное имущество, принадлежащее администрации МО город Узловая, по договору № 9/17 Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район передано в аренду ООО «Региональная генерирующая компания» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Решение вопросов по организации теплоснабжения, предусмотренных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Решением Собрания депутатов МО город Узловая Узловского района от 14.12.2017 на 2018 год также переданы органам местного самоуправления МО Узловский район, внесены изменения в Устав МО. 18.06.2018 Собранием депутатов МО город Узловая Узловского района принято решение, в соответствии с которым все полномочия администрации МО город Узловая Узловского района исполняет администрация МО Узловский район.
Решением Собрания депутатов 4-го созыва муниципального образования город Узловая Узловского района от 19.09.2018 № 1-11 принято решение о ликвидации администрации муниципального образования город Узловая Узловского района.
До настоящего времени объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с законами о теплоснабжении, о концессионных соглашениях не переданы. Считает бездействием не проведение административным ответчиком в трехлетний срок мероприятий по подготовке и заключению концессионных соглашений, вследствие которого не проводится реконструкция объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в длительной эксплуатации, что нарушает права потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Узловский район, выразившееся в не передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, и обязать обеспечить передачу этого права в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях в отношении объектов недвижимости - нежилых зданий котельных, расположенных на территории города Узловой и Узловского района Тульской области: № 5 - <...>; модульная котельная - <...>; № 7 - <...>; № 29 - <...>; № 30 - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; № 34 - <...>; № 3 - <...>; котельная - <...>; котельная №10 - <...>; котельная - <...>; № 11 - <...>; № 12 - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; № 8 - <...>; ЦТП № 1 - <...>; ЦТП № 2 - <...>; котельная - <...>; котельная 5-го квартала с надворными постройками - <...>; котельная - ул<...>; № 37 - <...>; ЦТП № 3 - <...>; ЦТП № 4 - <...>; ЦТП № 6 - <...>; бойлерная - <...>.
В процессе рассмотрения дела к участию в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «РГК-Тула».
Ввиду частичного отказа прокурора от иска производство по делу было прекращено в части передачи права пользования для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях на нежилое здание (котельную № 3) по адресу: <...>; нежилое здание (котельной № 29) по адресу: <...>; нежилого здания (котельной № 30) по адресу: <...>; нежилого здания (котельной) по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Узловского межрайонного прокурора Черных Н.Г. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков по доверенности Просалова О.Г. возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица ООО «РГК-Тула» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 4 июля 2019 года административные исковые требования Узловского межрайонного прокурора удовлетворены частично. Администрация муниципального образования Узловский район обязана в срок до 01 декабря 2019 года для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях передать право пользования на объекты недвижимости – нежилые здания котельных, расположенных на территории города Узловая и Узловского района Тульской области: № 5 - <...>; модульная котельная - <...>; № 7 - <...>; котельная - <...>; № 34 - <...>; котельная - <...>; котельная №10 - <...>; котельная - <...>; № 11 - <...>; № 12 - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; № 8 - <...>; ЦТП № 1 - <...>; ЦТП № 2 - <...>; котельная - <...>; котельная 5-го квартала с надворными постройками - <...>; котельная - <...>; № 37 - <...>; ЦТП № 3 - <...>; ЦТП № 4 - <...>; ЦТП № 6 - <...>; бойлерная - <...>.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Узловский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Тульской области Чебоксаровой О.В., представителя административного ответчика муниципального образования Узловский район и администрации муниципального образования г.Узловая Узловский район по доверенности Просаловой О.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из содержания взаимосвязанных нормативных положений, закрепленных в п.4 ч.1, ч.ч.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в настоящее время относится к вопросам местного значения муниципального района, в данном случае – муниципального образования Узловский район Тульской области, исполнительным органом которого является администрация муниципального образования Узловский район.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, администрация муниципального образования Узловский район является собственником нежилых зданий - котельных, расположенных на территории района: № 5 - <...>; модульная котельная - <...>; № 7 - <...>.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 06.12.2017 № 1571 по договору аренды № 21/17, заключенному в тот же день Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации МО Узловский район с ООО «Региональная генерирующая компания», последнему для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения передано недвижимое имущество – нежилые здания (котельные), принадлежащие администрации Узловский район.
Администрация муниципального образования город Узловая Узловского района также является собственником нежилых зданий - котельных, расположенных на территории города Узловой: <...>; № 34 <...>; <...>; котельной №10 <...>; <...>; № 11 <...>; № 12 <...>; <...>; <...>; <...>; № 8 <...>; ЦТП № 1 <...>; ЦТП № 2 <...>; <...>; котельной 5-го квартала с надворными постройками по <...>; <...>; № 37 <...>; ЦТП № 3 <...>; ЦТП № 4 <...>; ЦТП № 6 <...>; бойлерной <...>.
По договору от 06 декабря 2017 года № 9/17 нежилые здания (котельные), являющиеся собственностью администрации МО город Узловая передано ООО «Региональная генерирующая компания» в аренду для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения.
До настоящего времени концессионное соглашение с оказывающей коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению организацией в установленном законом порядке не заключено.
Данные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами и не оспаривались участвующими в деле лицами.
Суд правомерно рассмотрел административное дело по существу заявленных требований, поскольку нарушение прав неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, носит длящийся характер, в связи с чем административным истцом, установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Узловский район, суд исходил из того, что при осуществлении возложенных на администрацию полномочий, последняя предпринимала действия, направленные на заключение концессионных соглашений.
С данными выводами судьи судебная коллегия согласиться не может.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Поскольку администрация муниципального образования Узловсий район в течение длительного времени не осуществила передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем по заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с организацией, оказывающей коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, концессионным соглашениям, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении административным ответчиком ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
При этом, указанное нарушение закона может привести к нарушению права неопределенного круга лиц, проживающих в г.Узловая Узловский района, на получение в необходимых объемах соответствующих коммунальных услуг надлежащего качества, так как в данном случае организация, оказывающая коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, которая осуществляет на законных основаниях права владения и (или) пользования этими централизованными системами теплоснабжения и горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем и несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг, отсутствует.
Бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него законодательством обязанностей в течение длительного времени привело к не устранению нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц до настоящего времени.
Приведенные административным ответчиком доводы о наличии обстоятельств, препятствующих заключению концессионных соглашений, не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия администрации муниципального образования Узловский район.
При таких обстоятельствах, оснований к отказу в удовлетворении заявленных административных исковых требований у суда не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц путем осуществления передачи права владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Узловский район, указанными в приложении к распоряжению правительства Тульской области от 2 августа 2019 года №540-р, по заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с организацией, оказывающей коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, концессионным соглашениям.
С учетом положений данного Федерального закона, иных нормативных актов и характера выявленных нарушений, судебная коллегия считает необходимым установить срок на исполнение требований постановленного по делу решения до 1 октября 2020 года.
При таких обстоятельствах решение Узловского городского суда Тульской области от 4 июля 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 4 июля 2019 отменить, постановить новое решение, в соответствии с которым административные исковые требования Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципального образования Узловский район и муниципального образования г. Узловая о признании незаконным бездействия и передаче права пользования объектами недвижимости в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Узловский район выразившееся в не передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.
Обязать администрацию муниципального образования Узловский район в срок до 1 октября 2020 года для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях передать право пользования на объекты недвижимости – нежилые здания котельных, расположенных на территории города Узловая и Узловского района Тульской области: № 5 - <...>; модульная котельная - <...>; № 7 - <...>; котельная - <...>; № 34 - <...>; котельная - <...>; котельная №10 - <...>; котельная - <...>; № 11 - <...>; № 12 - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; котельная - <...>; № 8 - <...>; ЦТП № 1 - <...>; ЦТП № 2 - <...>; котельная - <...>; котельная 5-го квартала с надворными постройками - <...>; котельная - <...>; № 37 - <...>; ЦТП № 3 - <...>; ЦТП № 4 - <...>; ЦТП № 6 - <...>; бойлерная - <...>.
Председательствующий:
Судьи: