Дело № 2-198/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.,
при секретаре Россихиной Ю.В.,
с участием истца Маркевича О.В.,
представителя ответчика - администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Абушахминой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркевич Олега Викторовича к Правительству Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области об обязании предоставить отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Маркевич О.В. обратился в суд с иском, указав в его обоснование, что он является инвалидом 1 группы, согласно справке МСЭ-2012 № №, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание граждан в квартире невозможно, что подтверждается Постановлением № № от 12.03.2018 года, выданным администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. При наличии такого диагноза необходимы особые условия проживания, а именно отдельное жилое помещение.
Указывает, что проживает в доме родителей с матерью – Маркевич В.Н., площадью 100 кв.м, по адресу: <адрес> Данное жилое помещение находится в собственности у его матери.
На основании Постановления администрации МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 12.03.2018 года он был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно».
В соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817, а также утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, его заболевание соответствует заболеванию, указанному в данном перечне, поэтому он имеет право на получение жилого помещения вне очереди в виде благоустроенной квартиры.
Просит суд обязать Правительство Оренбургской области, Министерство социального развития Оренбургской области, администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрацию муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства.
В судебном заседании Маркевич О.В. свой иск по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что в силу закона люди, которые окружают инвалида, имеют право на обращение с заявлением о выдачи жилья, не принимается во внимание наличие жилого помещения у родственников инвалида. Невозможность проживания с инвалидом, подтверждена его медицинским заключением. Согласно закону он может состоять на учете по своему выбору, он не был признан недееспособным. Наставил на том, что в последующем был снят с данного учета неправомерно. Указал, что проживает вместе со своей матерью, у них общий бюджет, истец приобретает продукты питания на обоих. Также в указанном доме зарегистрирована дочь истца, однако она в доме не проживает.
В судебное заседание не явились представители ответчиков – Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области, администрации муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургский район Оренбургской области, которые о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не заявляли, уважительности причин неявки в суд не сообщили.
Согласно, представленному в материалы дела отзыву Правительства Оренбургской области, считают себя и Министерство социального развития Оренбургской области не надлежащими ответчиками. Учитывая, что данные органы не проводят анализ документов, послуживших основанием для признания Маркевич О.В. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание третье лицо Маркевич В.Н. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Представитель администрации МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Кузьмина Л.Б., в судебном заседании 26.12.2018 года исковые требования Маркевич О.В. не признала. Дополнительно суду пояснила следующее, что никто, из привлеченных к делу ответчиков, не опротестовывал право на жилое помещение. У каждого органа имеется свой ряд полномочий. Администрация МО Южноуральский сельсовет поставила истца на учет на получение жилья во внеочередном порядке. Когда подошла очередь для обеспечения жилым помещением, администрация запросила учетное дело. Специалист администрации нашел некие расхождения в учетном деле Маркевич О.В. и законодательстве РФ, в связи с чем был направлен запрос о выяснении оснований для постановки на учет. В ходе проверки было выяснено, что истец проживает в доме с мамой. 10.12.2018 года было вынесено Постановление администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в лице его главы Коростелева В.В. о снятии с учета истца в связи с тем, что выявлены обстоятельства, которые не дают право на получение жилья, так как превышен уровень обеспеченности жилой площадью. Из представленных документов Маркевич О.В. следует, что жилое помещение занято одной семьей, а также учитывая, что общая площадь занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 106,1 кв.м., что превышает учетную норму для предоставления жилого помещения в несколько раз, просила отказать в удовлетворении иска, на основании ст. 31, п. 4 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области – Абушахмина Т.И. возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве. В результате проверки документов установлено, что в настоящее время Маркевич О.В. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> площадь дома составляет 106 кв.м., которое находится в собственности его матери Маркевич В.Н.. Также в указанном доме зарегистрирована дочь истца, по информации, представленной сотрудниками администрации МО Южноуральский сельсовет, в доме фактически проживают только истец и его мать, а дочь только зарегистрирована, но не проживает.
Таким образом, истец и его мать проживают одной семьей в доме площадью 100 кв.м. в силу ст. 1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 01.09.2017 года) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Также, дополнительно сообщила, в ходе подготовки ответа на обращение граждан выяснено, что Маркевич О.В. построил дом, который не введен в эксплуатацию, однако он был несанкционированно подключен к системе газоснабжения. По имеющимся сведениям, данный дом сдается посторонним гражданам.
Согласно, дополнительному отзыву, сообщают, что в настоящее время согласно Постановлению администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 10.12.2018 года № № истец – Маркевич О.В. снят с учета в связи с превышением уровня обеспеченности жилой площадью.
Просили суд в иске Маркевичу О.В. отказать в полном объеме, поскольку у него отсутствует право на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Маркевич О.В. по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года № 859, который действует с 01.01.2018 года, о тяжелых формах хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 года № 987н в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Частью 2, 3 статьи 6 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 6.1, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются вне очереди по решению органа местного самоуправления.
Таким образом, ЖК РФ, Законом Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлен особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Судом установлено, что Маркевич О.В. является инвалидом 1 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года № 859.
Справкой о составе семьи от 09.11.2018 года, выданной администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, подтверждается факт регистрации и истца – Маркевич О.В. с 18.12.2013 года и его матери – Маркевич В.Н. с 09.11.2017 года по адресу: <адрес> общая площадь дома составляет 106,1 кв.м.,
Действительно в соответствии с Постановлением администрации МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 12.03.2018 года № № истец был поставлен на учет в улучшении жилищных условий.
Администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было заведено учетное дело в отношении истца, согласно которому, была запрошена необходимая информация, проверены сведения и основания постановки его на учет.
Из материалов учетного дела следует, что у Маркевич О.В. отсутствует недвижимое имущество, зарегистрированное в ЕГРН, согласно уведомлению от 16.11.2018 года.
Вместе с тем, из выписки ЕГРН от 23.11.2018 года следует, что у матери истца Маркевич В.Н. имеются в собственности: земельный участок, площадью 835 кв.м. по адресу: <адрес> земельный участок, площадью 600 кв.м. и жилой дом, площадью 106,1 кв.м. по адресу: <адрес>; земельный участок, площадью 1435 кв.м. по этому же адресу.
Кроме того, согласно выписке ЕГРН от 30.03.2018 года, у Маркевич В.Н. в общей долевой собственности имеется земельный участок, площадью 729 кв.м. по адресу: <адрес> в собственности - земельный участок, площадью 750 кв.м. по адресу: <адрес> в собственности – жилое помещение, площадью 42,30 кв.м. по адресу: <адрес> в собственности – жилое помещение, площадью 56,40 кв.м. по адресу: <адрес> в общей долевой собственности - жилое помещение, площадью 41,60 кв.м. по адресу: <адрес> в собственности – жилое помещение, площадью 32,90 кв.м. по адресу: <адрес> в общей долевой собственности – жилое помещение, площадью 49,10 кв.м, по адресу: <адрес> в собственности – жилое помещение, площадью 44,50 кв.м, по адресу: <адрес> в собственности – жилое помещение, площадью 50,60 кв.м, по адресу: <адрес>; в общей долевой собственности – жилой дом, площадью 55,80 кв.м. по адресу: <адрес> в общей долевой собственности в размере 1/3 доли – нежилой и жилой дом, площадью 49,90 кв.м. по адресу: <адрес>
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела, объяснений истца следует, что в настоящее время Маркевич О.В. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> площадь дома составляет 106,1 кв.м., которое находится в собственности его матери Маркевич В.Н., у них общий бюджет, истец приобретает продукты питания на обоих. Также в указанном доме зарегистрирована дочь истца, по информации, представленной сотрудниками администрации МО Южноуральский сельсовет, а также из объяснений самого истца, данных в ходе судебного заседания следует, что в доме фактически проживают только истец и его мать, а дочь только зарегистрирована, но не проживает.
В результате проверки и выясненных обстоятельств 10.12.2018 года было вынесено Постановление администрацией МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в лице его главы Коростелева В.В. о снятии Маркевич О.В. с учета в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, поскольку превышен уровень обеспеченности жилой площадью.
Принимая во внимание, что истец является близким родственником и членом семьи собственника жилого помещения, проживает со своей матерью Маркевич В.Н. в доме площадью 106, 1 кв.м., учитывает, что Маркевич В.Н. на праве собственности принадлежат также иные жилые помещения, следовательно, по смыслу действующего законодательства они не являются разными семьями и истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека более 53 кв.м., что превышает размер учетной нормы, установленной на территории МО Южноуральский сельсовет (10 кв.м. на человека), суд приходит к выводу, что оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось.
Ввиду изложенного истец обоснованно был снят с учета нуждающихся в жилом помещении.
При этом суд обращает внимание истца, что наличие инвалидности и заболевания, дающего право на льготы само по себе не является основанием для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на жилищный учет инвалид должен быть обеспечен жилым помещением менее учетной нормы, что следует из п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При этом обеспеченность жилым помещением определяется в зависимости от площади всех жилых помещений, находящихся в пользовании или собственности инвалида и членов его семьи, а доводы истца об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Маркевич О.В. в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.