Дело № 2-227/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Нежмединовой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к <данные изъяты> о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском, в котором просит признать недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, и истребовать его в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, исключить сведения о границах земельного участка из Государственного кадастра недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 01.04.2010 №900-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе Сапун-гора» ответчику в собственность предоставлен спорный земельный участок, выдано свидетельство о праве частной собственности на земельный участок, определено целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), присвоен кадастровый номер земельного участка №. Далее сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации как о ранее учтенном с присвоением кадастрового номера №.
Вместе с тем, на основании данных, полученных из государственного архива города и материалов проверки, поступивших из прокуратуры района, истец пришел к выводу, что заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства не разрабатывался и не утверждался, и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Кроме того, в соответствии с регулирующим спорные правоотношения законодательством, действующим на момент в период их возникновения, СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет. Вместе с тем, в результате вышеуказанных действий незаконно было изменено целевое назначение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Истец полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) в судебное заседание не явился, ранее представил письменные пояснения, в которых исковые требования поддержал.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о судебном заседании извещено, своего представителя в судебное заседание не направило.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.
Суд с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1. Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» установлено, что до 01 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение данной нормы конституционного закона принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Согласно статье 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В частности, государственные акты, свидетельства или иные документы, подтверждающие право постоянного пользования гражданина на земельный участок являются основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке, установленном статьей 25.2 Закона о регистрации.
Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года №202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.
Согласно данному Перечню к числу таковых, в частности, отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Судом установлено, что 13 марта 2010 года издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 607-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов».
На основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 01.04.2010 №900-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе Сапун-гора» ответчику в собственность предоставлен спорный земельный участок, выдано свидетельство о праве частной собственности на земельный участок, определено целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), присвоен кадастровый номер земельного участка №. Далее сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации как о ранее учтенном с присвоением кадастрового номера №.
Истец указал, что в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № 7-4-2015 от 19.11.2015 (вх. № 8536 от 20.11.2015) поступили материалы проверки, проведенной прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, в ходе которой установлено, что распоряжение о передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» (далее - ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8») земельных участков в городе Севастополе в районе Сапун-горы от 01.04.2010 № 900-р, изданное на бланке № 001630, Севастопольской городской государственной администрацией фактически не издавалось. В действительности на бланке № 001630 издано Распоряжение «О предоставлении обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «Усадьба» разрешения на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отвода и передачи в собственность членам кооператива земельного участка в районе ул. Древней».
Согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» исх. № 251/з от 08.04.2015 по запросу Прокуратуры города Севастополя, в архивном фонде СГГА за 2010 год имеется распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 01 апреля 2010 года № 900-р «О предоставлении разрешения <данные изъяты> на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)» на бланке №.
Согласно информации, предоставленной Государственным казенным учреждением «Архив города Севастополя» № 1452/з от 17.09.2015, в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации других распоряжений, принятых в отношении ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» не выявлено.
Доводы, изложенные в иске Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополя, также подтверждаются ответом Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», согласно которому в архивном фонде СГГА за 2010 год распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 01 апреля 2010 года № 900-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дружба-8» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе Сапун-гора» (бланк №), а также приложений к нему, а именно документов (проект землеустройства, заявления ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» и граждан-членов кооператива), послуживших основанием для издания указанного распоряжения, отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с журналом выдачи бланков СГГА, хранящегося в архиве г. Севастополя, бланк № был выдан только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как представленное ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» распоряжение, издано по их данным ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 5 дней до выдачи бланка.
При рассмотрении дела также установлено, что копия распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, поданная гражданами - членами указанного кооператива в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для постановки на кадастровый учет и регистрации права согласно российскому законодательству в 2015 году по содержанию и текстуально отличается от копии распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием для регистрации права согласно украинскому законодательству в 2013 году, что также, по мнению суда, подтверждает доводы истца о том, что вышеуказанное распоряжение о выделении гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Дружба-8» не издавалось.
Доводы истца о том, что СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет, суд во внимание не принимает.
По мнению суда, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка гражданину (если его категория позволяет предоставление в частную собственность с установлением соответствующего целевого назначения), допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.
Вместе с тем, при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день издания Распоряжения, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Статьей 14 Конституции Украины земля отнесена к основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
В свете изложенного земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим использования, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства. По смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в составе угодий, которые Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №-р от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № распределены Севастопольскому лесхоззагу.
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово–картографические материалы лесоустройства.
В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 2001 года и 2011 года, планово-картографические материалы как 1999-2001 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Севастопольского участкового лесничества.
Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Севастопольского участкового лесничества подтверждается заключением специалиста.
На основании совокупности доказательств установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесохозяйственного назначения, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства.
При выделении земельного участка ответчику ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйства» своего согласия на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давал. Потери лесохозяйственного назначения ОК ЖСТИЗ «Дружба-8» не уплачивались.
ОК ЖСТИЗ «Дружба-8» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 4,1864 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью 8,0171 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК ЖСТИЗ «Дружба-8», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование названному потребительскому кооперативу в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.
Земельный участок площадью 8,0171 га мог быть передан в пользование или в собственность с изменением целевого назначения только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
Таким образом, судом установлено, что решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью 8,0171 га из состава земель лесохозяйственного назначения не принималось.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р (далее – Распоряжение КМУ №-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
По данным кадастрового учёта спорный земельный участок имеет целевое назначение (вид разрешенного использования) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В силу ст. 38 Земельного кодекса Украины указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Между тем, заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.
Из вышеизложенного следует, что Севастопольской городской государственной администрацией при принятии решения о передаче спорного земельного участка в собственность ответчику нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины, при этом был незаконно изменен вид целевого назначения земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-С "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" предусмотрено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона).
Статьей 34 Устава города Севастополя управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя, отнесено к полномочиям Правительства города Севастополя.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».
Земельный участок с кадастровым номером № сформирован на основании материалов лесоустройства 2001 года, находится в собственности города Севастополя и закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории утверждены распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, (кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ.
Таки образом, спорный земельный участок входит в состав земель Севастопольского лесничества, квартала 19, 21. Категория земель «земли населенного пункта», вид разрешенного использования «использование лесов».
Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Как установлено судом, спорный земельный участок, расположен в пределах территории Севастопольского участкового лесничества.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусматривает исчерпывающее описание вида разрешенного использования земельного участка «использование лесов».
Предоставление земельного участка для «дачного строительства», для «строительства и обслуживания жилого дома», малоэтажной жилой застройки и т.п. в границах земельного участка с видом разрешенного использования «использование лесов», противоречит законодательству Российской Федерации.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Севастопольского лесничества, утвержденного приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № (опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя), Перечнем лесных участков, отнесенных к защитным лесам на территории Севастопольского лесничества города Севастополя, определенных Приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании статьи 81 Лесного Кодекса РФ, целевое назначения лесов, расположенных на данном земельном участке - «противоэрозионные леса».
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях (пункт 2 статьи 302 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 23 Закона №-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
В свете изложенного Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту имущественных прав города Севастополя.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, то есть земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит исковые требования об истребовании земельного участка из владения ответчика подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения <данные изъяты> земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, кадастрового номера №.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с <данные изъяты> в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись И.А. Анашкина
Решение в окончательной форме принято 30 января 2018 года.