Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2024 года.
Дело № 2-169/2024
УИД 27RS0021-01-2023-001965-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Переяславка 28 марта 2024 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рогозиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Агарковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Хабаровского края» к Шкурину ФИО6 о взыскании незаконно выплаченного пособия по безработице,
установил:
КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» обратилось в суд с иском к Шкурину А.Ю. и просило взыскать с ответчика незаконно выплаченное пособие по безработице за период с 21 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года в размере 52 705 рублей 52 копейки.
Требования мотивированны тем, что 03 февраля 2022 года Шкурин А.Ю. обратился в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в электронной форме посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости трудовых отношений «Работа в России». Приказом от 10 февраля 2022 года №041Д8/2212 Шкурин А.Ю. был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 21 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года с установлением размера и сроков выплаты пособия по безработице в размере 75% средней заработной платы гражданина (31 736 рублей 00 копеек) – 23 802 рубля 00 копеек, но не выше 16 629 рублей 60 копеек с 21 апреля 2022 года по 20 июля 2022 года; в размере 60% средней зарплаты гражданина (31 736 рублей 00 копеек) – 19 041 рубль 60 копеек, но не выше 6 500 рублей 00 копеек со 02 июля 2022 года по 20 октября 2022 года. На основании постановления от 02 ноября 2021 года №1909 КГКУ ЦЗН «Центр занятости населения района имени Лазо Хабаровского края» в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием ЕЦП в ФНС были запрошены сведения (проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый). На основании поступивших сведений из ФНС было установлено, что Шкурин А.Ю. является самозанятым гражданином, в связи с чем были принято решение о прекращении выплаты ответчику пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного. В период нарушения с 21 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года сумма выплаченного пособия составила 52 705 рублей 52 копейки. Шкурину А.Ю. была направлена претензия с предложением добровольно возвратить сумму незаконно выплаченного пособия, которую ответчик до настоящего времени оставил без удовлетворения. В результате незаконных действий Шкурина А.Ю. КГКУ ЦЗН района имени Лазо причинен ущерб в размере 52 705 рублей 52 копейки.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 05 февраля 2024 года произведена замена истца Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения района имени Лазо» на правопреемника – Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Хабаровского края».
Истец ГКУ «Центр занятости населения Хабаровского края», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Представил письменные пояснения по делу согласно которым 03 февраля 2022 года Шкурин А.Ю. обратился в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо Хабаровского края» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в форме электронного документа оборота, направленного с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». При подаче заявления Шкурин А.Ю. дал согласие на обработку своих персональных данных в целях принятия решения по обращению и предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, подтвердил, что ознакомлен с положениями законодательства РФ о занятости населения и был предупрежден, что в случае получения пособия по безработице обманным путем центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а соответствующие материалы будут переданы в правоохранительные органы. При заполнении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в электронной форме ответчику необходимо было заполнить вкладку «сведения о занятости» путем проставления чекбокса («галочки») напротив предложенных позиций. В графе «Являющиеся плательщиком налога на профессиональный доход» Шкурин А.Ю. указал позицию (проставил чекбокс) в графе не отношусь. Приказом от 10 февраля 2022 года Шкурин А.Ю. признан безработным гражданином, назначено пособие. После признания гражданина безработным, Шкурин А.Ю. в соответствии с действующим законодательством в сфере занятости населения, проходил перерегистрацию два раза в месяц. При прохождении перерегистрации в отношении безработного гражданина в соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2021 года №1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства РФ от 08 апреля 2020 года №460, а также о признании утратившими некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», центром занятости населения были запрошены сведения о наличии статуса самозанятого (плательщика налога на профессиональный доход) гражданина. Так в дни регистрации – 23 февраля 2022 года, 02 марта 2022 года, 16 марта 2022 года, 03 апреля 2022 года, 17 апреля 2022 года, 03 мая 2022 года, 16 мая 2022 года, 16 июня 2022 года, 03 июня 2022 года, 02 августа 2022 года, 16 августа 2022 года, 01 сентября 2022 года, 15 сентября 2022 года, 02 октября 2022 года, 16 октября 2022 года, 16 ноября 2022 года, 01 декабря 2022 года сведения о наличии статуса самозанятого у Шкурина А.Ю. отсутствовали, в связи с чем инспектором ЦЗН гражданину проводилась перерегистрация в качестве безработного гражданина. О том, что ответчик является плательщиком налога на профессиональный доход, последний умолчал. Сведения о наличии у ответчика статуса самозанятого стали известны истцу 17 января 2023 года, в связи с чем ответчик был снят с учета в качестве безработного.
Ответчик Шкурин А.Ю., надлежащим образом посредством телефонограммы уведомленный о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Ранее в судебных заседания, Шкурин А.Ю. указал, что с исковыми требованиями не согласен, в феврале 2022 года он обратился в Центр занятости населения по району имени Лазо, заполнил необходимые документы непосредственно в центре, в анкетах не было графы, где необходимо было указать информацию о статусе самозанятого. Он действительно зарегистрирован в качестве самозанятого, поскольку работал в такси, однако с 30 марта 2021 года и до настоящего времени доход от деятельности в качестве самозанятого не получает, такую деятельность не осуществляет, умысла предоставлять ЦЗН недостоверные сведения у него не имелось.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя истца и ответчика.
Изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
Порядок и условия признания гражданина безработным установлены в ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), согласно ч. 1 которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
В соотвествии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона, в частности лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Пунктом 23 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ 02 ноября 2021 года № 1909 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены основания для снятия с регистрационного учета безработных граждан центрами занятости населения, в том числе, в случае признания безработного гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В судебном заседании установлено, что 03 февраля 2022 года Шкурин А.Ю. обратился в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме путем заполнения в электронной форме заявления в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», указав в графе «тип обращения», что он претендует на признание его безработным. Кроме того, сообщил, что ранее он был трудоустроен в КГБНОУ «Краевой детский центр «Созвездие», уволен на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением численности или штата работников.
Приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплат пособия по безработице от 10 февраля 2022 № 041Д8/2212, Шкурин А.Ю. был признан безработным с 03 февраля 2022 года (личное дело получателя государственных услуг от 03 февраля 2022 года № 0340003/2212).
Приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплат пособия по безработице от 10 февраля 2022 № 041П9/2212, Шкурину А.Ю. назначено пособие по безработице с 21 апреля 2022 года с периодом выплат по безработице 6 месяцев с 21 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года в размере 75% средней заработной платы гражданина (31 736 рублей 00 копеек) – 23 802 рубля 00 копеек, но не выше 16 629 рублей 60 копеек с 21 апреля 2022 года по 20 июля 2022 года; далее в размере 60% средней зарплаты гражданина (31 736 рублей 00 копеек) – 19 041 рубль 60 копеек, но не выше 6 500 рублей 00 копеек с 21 июля 2022 года по 20 октября 2022 года.
По информации Федеральной налоговой службы, полученной от 01 декабря 2022 года по запросу истца, ответчик Шкурин А.Ю. с 17 сентября 2019 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть в период получения пособия по безработице являлся самозанятым.
Приказом о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) от 18 января 2023 года № 018Д7/2312, Шкурин А.Ю. снят с регистрационного учета с 03 февраля 2022 года в связи с попыткой получения, либо получения пособия по безработице обманным путем.
На основании приказа о прекращении выплаты пособия по безработице от 17 января 2023 года № 018П6/2312, Шкурину А.Ю. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 20 апреля 2022 года, в связи с попыткой получения, либо получения пособия по безработице обманным путем, является самозанятым.
Из представленных истцом справки о сумме начисленного Шкурину А.Ю. пособия от 30 ноября 2023 года №3380001/2312, а также карточки учета от 03 февраля 2022 года № 0340003/2212 следует, что Шкурин А.Ю. получил пособие по безработице за периоды с 21 апреля 2022 года по 04 мая 2022 года в размере 7 688 рублей 95 копеек; с 05 мая 2022 года по 17 мая 2022 года – 6 973 рубля 70 копеек; с 18 мая 2022 года по 03 июня 2022 года – 9 173 рубля 10 копеек; с 04 июня 2022 года по 17 июня 2022 года – 7 760 рублей 48 копеек; с 18 июня 2022 года по 06 июля 2022 года – 0,00 рублей; с 07 июля 2022 года по 19 июля 2022 года – 1 072 рубля 88 копеек; с 20 июля 2022 года по 03 августа 2022 года – 3 471 рубль 92 копейки; с 04 августа 2022 года по 17 августа 2022 года – 2 935 рублей 48 копеек; с 18 августа 2022 года по 02 сентября 2022 года – 3 368 рублей 81 копейка; с 03 сентября 2022 года по 16 сентября 2022 года – 3 033 рубля 33 копейки; с 17 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года – 3 662 рубля 36 копеек; с 04 октября 2022 года по 17 октября 2022 года – 2 935 рублей 45 копеек; с 18 октября 2022 года по 20 октября 2022 года – 629 рублей 03 копейки, всего 52 705 рублей 52 копейки.
Претензия истца о возврате полученного пособия по безработице, направленная ответчику 23 января 2023 года, последним до настоящего времени не исполнена.
Постановлением старшего оперуполномоченного ОУР ОМВД России по району имени Лазо от 09 марта 2023 года в возбуждении в отношении Шкурина А.Ю. уголовного дела по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием состава преступления.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, представленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем, закон устанавливает и исключение из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в п. 3 ст. 1109 ГК РФ виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм, а под счетной ошибкой принято понимать ошибку, допущенную непосредственно в процессе расчета при математических действиях, то есть неправильное применение правил математики.
Данная позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года.
Пособие по безработице, назначаемое гражданам в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», следует отнести к пособиям, возврат излишних выплат по которым возможен только в случае счетной ошибки либо вследствие недобросовестности получателя такого пособия, поскольку целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый ему для поиска подходящей работы.
Действительно, при заполнении в электронной форме заявления в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», Шкурин А.Ю. указал, что не относится к плательщикам налога на профессиональный доход.
Вместе с тем, обстоятельства, указывающие на предоставление ответчиком Шкуриным А.Ю. недостоверных данных, которые при должной осмотрительности и заботливости истца не могли быть проверены последним при принятии решения о назначении пособия, судом не установлены, сведения о таких обстоятельствах истцом не представлены.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом РФ правовой позиции, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
В сфере предоставления мер социальной поддержки это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении конкретной меры социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на меры социальной поддержки, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для предоставления мер социальной поддержки, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться и будут реализованы.
Гражданин не может реализовать свое субъективное право на получение мер социальной поддержки без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему мер конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, предоставляющего меры социальной поддержки, и в силу такого решения у органа перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременному и в полном объеме предоставлению мер социальной поддержки.
Истец, являющийся уполномоченным органом на принятие решений о выплате пособия по безработице, наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в этих целях документов. Истец как орган, уполномоченный на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их прав на меры социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности и достаточности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям уполномоченных органов.
Согласно Перечню сведений, запрашиваемых центрами занятости населения, являющемуся Приложением к Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ 02 ноября 2021 года № 1909, центры занятости населения запрашивают в ФНС России сведения о статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Из личного дела Шкурина А.Ю. следует, что сведения о наличии у последнего статуса самозанятого были впервые запрошены истцом 23 февраля 2022 года, в то время как безработным с назначением пособия по безработице ответчик был признан 10 февраля 2022 года. Доказательств того, что КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» направлял указанный запрос до принятия решения о признании Шкурина А.Ю. безработным и назначении ему пособия по безработице, суду не представлено.
Кроме того, истцом представлены сведения о том, что в период с 23 февраля 2022 года по 01 декабря 2022 года включительно запрос в ФНС России сведений о наличии у ответчика статуса самозанятого выдавал ошибку, впервые сведения о том, что Шкурин А.Ю. является плательщиком налога на профессиональный доход истец получил 17 января 2023 года. К данной информации суд относится критически, так как к иску представлена выписка из личного дела Шкурина А.Ю., согласно которой информация из ФНС России о том, что ответчик зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, поступала истцу 01 декабря 2022 года.
Таким образом, КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» при постановке Шкурина А.Ю. на учет в качестве безработного и при назначении ему пособия по безработице не выяснял является ли он самозанятым, зарегистрирован ли он в качестве плательщика налога на профессиональный доход, при этом, учитывая компетенцию и полномочии органа службы занятости, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с иными соответствующими органами и организациями, мог и должен был узнать о возможном отсутствии у Шкурина А.Ю. права на получение пособия по безработице путем направления соответствующего запроса либо получения информации из открытых источников (как сделано 01 декабря 2022 года), однако этого истцом сделано не было.
Кроме того, судом установлено, что в период выплаты пособия по безработице с 21 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года Шкурин А.Ю. доход от деятельности в качестве самозанятого в 2022 году не получал, что подтверждается ответом УФНС по Хабаровскому краю от 12 марта 2023 года, деятельность в качестве самозанятого не осуществлял, что свидетельствует о наличии у него права на получение пособия по безработице в спорный период.
Учитывая, что в действиях Шкурина А.Ю. недобросовестности при получении сумм пособия по безработице не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» (░░░ 2721227770) ░ ░░░░░░░ ░░░7 (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░