Решение по делу № 2а-5268/2019 от 10.09.2019

           Дело № 2а-5268/2019

72RS0013-01-2019-006458-12

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Тюмень                                                              07 ноября 2019 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Федоровой И.И.

при секретаре Микитенко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с применением средств аудиопротоколирования по административному иску Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности соблюдать материально- бытовые и санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных,

УСТАНОВИЛ:

    Тюменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (далее по тексту ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности соблюдать материально- бытовые и санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных. Обращение в суд мотивирует тем, что в ходе проведения административным истцом проверки административного ответчика в части соблюдения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, было установлено, что в здании, в котором расположены жилые секции № 4,5 отряда 12, жилые секции № 2,4,5,6 и комната воспитательной работы отряда № 4, а также объекты промышленной зоны (БУР цех, швейный цех), кровля находится в аварийном состоянии, в помещения с крыши поступают атмосферные осадки, что приводит к повышенной влажности воздуха, что, в свою очередь, является нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований. Просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области в части соблюдения материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, возложить обязанность на администрацию ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области соблюдать материально-бытовые и санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных, а именно, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством о санитарно-эпидемиологическом и материально-бытового благополучия населения, произвести ремонт кровли зданий, где располагаются жилые секции № 4,5 отряда 12, жилые секции № 2,4,5,6 и комната воспитательной работы отряда № 4, а также объекты промышленной зоны (БУР цех, швейный цех) ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Тюменской области.

Помощник Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Джалилов Р.Н. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, третьего лица УФСИН России по Тюменской области –      Муратова А.К. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы письменных возражений на иск, согласно которым бездействие со стороны ответчика отсутствует, предпринимаются все необходимые меры для осуществления ремонта кровли, а также запрошены денежные средства для дальнейшего капитального ремонта здания.

    Суд, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исполнение наказаний основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.

Приказом ФСИН России от 28 апреля 2011 года №265, был изменен тип ФБУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области (л.д.12-19).

02.08.2019 Тюменским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области санитарных правил и норм.

Согласно выписке из справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки в учреждении при лимите наполнения 1325 человек отбывало уголовное наказание 863 осужденных. Обход зданий, к котором находятся жилые секции № 4,5 отряда № 12, жилые секции № 2,4.5,6 и комната воспитательной работы отряда № 4, а также объекты промышленной зоны (БУР цех, швейный цех), показал, что кровля находится в аварийном состоянии, в помещения с крыши поступают атмосферные осадки, что приводит к повышенной влажности воздуха, что в свою очередь, является нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Факт ненадлежащего состояния кровли зданий подтверждается фотографиями, являющимися приложением к выписке из справки (л.д.35-44).

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Уставом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области установлено, что ответчик является юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующим целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Устава, одной из целей деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. В силу пункта 2.5.1 данного Устава учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает условия содержания осужденных 9л.д.20-34).

Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области.

Судом установлено, что в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области неоднократно вносились представления прокурора об устранении нарушений закона, в том числе санитарно- гигиенических норм (л.д.42-44,47-50). Ответчик в информации о принятых мерах по представлениям указывал о направлении предложений в отдел капитального строительства УФСИН России по Тюменской области для выделения средств на ремонт кровли здания, отсутствие ассигнований на приобретение строительных материалов (45,46,51,52).

Из материалов дела следует, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФСИН России по Тюменской области направлено письмо о выделении денежных средств в размере 20 000,00 рублей для проведения капитального ремонта крыш зданий учреждения.

18.09.2019 УФСИН России по Тюменской области в Управление капитального строительства недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России направлена информация о потребности в финансовых средствах на проведение капитального ремонта объектов учреждения, в том числе на капитальный ремонт стены общежития для проживания осужденных, кровли общежитий № 1,2 ФКУ ИК № 1 на период 2021 год.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в настоящее время проводится ремонт кровли жилых секций № 4.5 отряда № 12, а также объектов промышленной зоны за счет собственных средств, окончание работ планируется до 20.12.2019.

    Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области не исполняются возложенные на нее законом обязанности по выполнению требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ведомственных нормативных актов в части соблюдения норм санитарии и гигиены. Относимых и допустимых доказательств в подтверждении указанного обстоятельства ответчиком не представлено.

В связи с указанным, суд приходит к выводу об обоснованности требований Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области и признания незаконным бездействия администрации ФКУ ИК- 1 в части соблюдения материально- бытовых и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, а также возложении на ответчика обязанности произвести ремонт кровли зданий, где располагаются жилые секции № 4,5 отряда 12, жилые секции № 2,4,5,6 и комната воспитательной работы отряда № 4, а также объекты промышленной зоны (БУР цех, швейный цех) ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Тюменской области.

Несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а также длительное невыполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных) на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение, создает угрозу их здоровью.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Доводы представителя ответчика о том, что проведение всех мероприятий по устранению выявленных недостатков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области обеспечить не имеет возможности в связи с отсутствием финансовых средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее, а также на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирование из внебюджетных источников.

      Более того, в силу п. 5 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года (в редакции от 05.04.2013 года) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Разрешая вопрос о периоде исполнения судебного решения, суд с учетом мнения сторон, принимает решение об исполнении обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.2,3,8,10,99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.ст. 1,8,11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст.35 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 11,39, 45, 59,60,61,62, 68, 70, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Тюменского прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности соблюдать материально- бытовые и санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области», в части соблюдения материально- бытовых и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

    Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области» соблюдать материально-бытовые и санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных, а именно, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством о санитарно-эпидемиологическом и материально-бытового благополучия населения, произвести ремонт кровли зданий, где располагаются жилые секции № 4,5 отряда 12, жилые секции № 2,4,5,6 и комната воспитательной работы отряда № 4, а также объекты промышленной зоны (БУР цех, швейный цех) ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Тюменской области не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Калининский районный суд г.Тюмени.

    Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2019 года.

Председательствующий судья                             И.И.Федорова

2а-5268/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменский прокурор по надзору за соблюдением в ИУ Тюменский области
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области
Другие
УФСИН России по Тюменской области
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени Тюменской области
Судья
Федорова Инна Ивановна
Дело на странице суда
kalininsky.tum.sudrf.ru
10.09.2019Регистрация административного искового заявления
10.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2019Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее