Дело № 2-284/2023          Мотивированный текст составлен 10.05.2023

УИД 51RS0011-01-2023-000189-17        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оленегорск                             5 мая 2023 года

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ростиславиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Меркурий - М», Федеральному казенному учреждению «Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Российской Федерации в лице УФСИН России, УФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, Министерству финансов Российской Федерации, ООО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» и ООО МКК «Центрофинанс Групп» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

установил:

С.Н.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее - ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области, Исправительный центр), УФСИН России, УФСИН России по Мурманской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в период с 1 февраля 2022 года по 24 ноября 2022 года отбывал наказание в виде принудительных работ в ООО «Меркурий - М», содержался в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области.

Сотрудниками бухгалтерии ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области постоянно нарушались его права: заработная плата выплачивалась один раз в месяц; из заработной платы за сентябрь 2022 года незаконно были удержаны денежные средства за питание в размере 1584 рубля 14 копеек; из денежных средств, выплаченных работодателем за первые три дня нахождения в состоянии нетрудоспособности (больничный лист) 4140 рублей 12 копеек незаконно произведены удержания по постановлению суда в доход государства 15% и удержания по исполнительным листам 50 %; заработная плата выплачивалась менее МРОТ; из справки бухгалтерии ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области от 3 ноября 2022 года невозможно проверить сумму выданных на руки денежных средств; денежные средства, выплаченные работодателем, выдавались ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области со значительной задержкой.

Просил признать действия сотрудников бухгалтерии ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области незаконными, нарушающими его права и привлечь к ответственности; взыскать незаконно удержанную сумму за питание в сентябре 2022 года в размере 1584 рубля 14 копеек, а также незаконно удержанные денежные средства из пособия по временной нетрудоспособности 4140 рублей 12 копеек, выплаченные работодателем за первые три дня нахождения в состоянии нетрудоспособности (больничный лист) и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Определениями от 22 февраля 2023 года и 17 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Меркурий - М», Российская Федерация в лице УФСИН России, Министерство финансов Российской Федерации, ООО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» и ООО МКК «Центрофинанс Групп», а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчиков – ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области (л.д. 18, 96-97).

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, истец С.Н.Н. на заявленных требованиях настаивал. Кроме того, считает, что оплата труда ему должна производиться с учетом процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Указал, что денежные средства в размере 1584 рубля 14 копеек ему были выплачены в декабре 2022 года.

Представитель ответчика ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области Б.Н.Н. возражал в суде против удовлетворения иска, указывая на отсутствие нарушений прав истца со стороны Исправительного центра. Пояснил, что бухгалтером ошибочно указано в справке, что денежные средства в размере 1584 рубля 14 копеек удержаны у истца за питание в сентябре 2022 года. Данные денежные средства возвращены истцу 29 декабря 2022 года.

Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Мурманской области) и ООО МКК «Центрофинанс Групп», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представители ответчиков Российской Федерации в лице УФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ООО «Меркурий - М», ООО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ», а также представитель третьего лица ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, мнения по иску не представили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, личное дело С.Н.Н., суд приходит к следующему выводу.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет правила привлечения осужденных к принудительным работам, а также права и обязанности администраций исправительных центров и администраций организаций, в которых они работают.

Согласно части 1 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В соответствии с частью 1 статьи 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются: 1) количество осужденных, выводимых на эти объекты; 2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; 3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций; 4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; 5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В силу статьи 60.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда (часть 1).

Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 2).

В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25 процентов от начисленной им заработной платы (часть 3).

Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 60.21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что С.Н.Н. был осужден приговором Ленинского районного суда города Мурманска от 19 мая 2020 года по части 2 статьи 228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы (л.д. 152-155).

Постановлением Ловозерского районного суда Мурманской области от 19 января 2022 года наказание по приговору Ленинского районного суда города Мурманска от 19 мая 2020 года заменено на принудительные работы сроком на 1 год 5 месяцев 14 дней с удержанием из заработной платы осужденного 15% в доход государства ежемесячно (л.д. 201-204).

Согласно справке ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области С.Н.Н. прибыл в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области для отбывания принудительных работ 8 февраля 2022 года (л.д. 151).

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 между ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области (Учреждение) и ООО «Меркурий-М» (Организация) 20 ноября 2021 года был заключен договор № 51 О подборе и направлении лиц, из числа осужденных к принудительным работам, отбывающим наказание в «ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области», по условия которого Учреждение обеспечивает подбор и направление в Организацию осужденных к принудительным работам, отбывающим наказание в «ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области», для привлечения их к оплачиваемому труду. Организация привлекает к труду лиц из числа осужденных к принудительным работам, обеспечивает перечисление денежных средств в счет оплаты труда осужденных на условиях настоящего договора (пункт 1) (далее – Договор от 20 ноября 2021 года № 51) (л.д. 39-43).

На основании пункта 3 Договора от 20 ноября 2021 года № 51, оплата труда осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду в Организации, определяется в размере, не менее МРОТ, без учета районного коэффициента и полярной надбавки, установленного в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При отработке неполного рабочего месяца размер заработной платы подлежит пересчету пропорционально фактически отработанному времени.

Выплата причитающейся оплаты труда осужденным к принудительным работам, производится Организацией не позднее, чем через 20 календарных дней после окончания календарного месяца или подписания акта выполненных работ, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Учреждения.

Удержания за питание, одежду, коммунально – бытовые услуги, удержания по приговору суда в бюджет государства, а также удержания по исполнительным листам, заявлениям производятся Учреждением (л.д. 41).

На основании указанного Договора от 20 ноября 2021 года № 51 С.Н.Н. был направлен в ООО «Меркурий-М» для отбывания принудительных работ.

В соответствии с приказом ООО «Меркурий-М» от 15 февраля 2022 года истец принят на работу с 15 февраля 2022 года, ему определен режим работы: 40-часовая рабочая неделя, суммированный учет рабочего времени, оклад установлен в размере 13890 рублей (л.д. 45).

Приказом ООО «Меркурий-М» от 1 июня 2022 года оклад истца был установлен в размере 15300 рублей (л.д. 156-157).

Истец уволен из Организации 20 сентября 2022 года (л.д. 44).

Согласно представленных ООО «Меркурий-М» сведений, в период работы истец отсутствовал на работе: 18, 22 апреля 2022 года, 5, 6 мая 2022 года, 8, 12 июля 2022 года, 9 августа 2022 года (л.д. 184-187), находился в состоянии нетрудоспособности (больничный листок) с 10 августа 2022 года по 17 августа 2022 года и с 29 августа 2022 года по 12 сентября 2022 года (л.д. 46, 47).

В феврале 2022 года по производственному календарю (с учетом 40-часовой рабочей недели) при установленной норме рабочего времени 151 час, истец отработал 71 час, начислено работодателем - 6530 рублей 58 копеек, удержано НДФЛ – 849 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области - 5681 рубль 58 копеек, из которых Исправительным центром удержано в Федеральный бюджет по постановлению суда - 979 рублей 59 копеек, к выплате – 1720 рублей 26 копеек;

в марте – норма часов 175, отработано 173 часа, начислено – 13731 рубль 26 копеек, удержано НДФЛ – 1785 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 11946 рублей 26 копеек, удержано в Федеральный бюджет 2059 рублей 69 копеек, к выплате 12868 рублей 30 копеек;

в апреле - норма часов 168, отработано 152 часа, начислено – 12567 рублей 14 копеек, удержано НДФЛ – 1634 рубля, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 10933 рубля 14 копеек, удержано в Федеральный бюджет 1885 рублей 07 копеек, к выплате 9048 рублей 07 копеек;

в мае - норма часов 144, отработано 128 часов, начислено – 12346 рублей 67 копеек, удержано НДФЛ – 1605 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 10741 рубль 67 копеек, удержано в Федеральный бюджет 1852 рубля, по исполнительным листам – 5370 рублей 84 копейки, к выплате 3518 рублей 83 копейки;

в июне - норма часов 168, отработано 167 часов, начислено 15208 рублей 93 копейки, удержано НДФЛ – 1977 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 13231 рубль 93 копейки, удержано в Федеральный бюджет 2281 рубль 34 копейки, удержано по исполнительным листам – 6615 рублей 97 копеек, за ЖКУ – 532 рубля 39 копеек, к выплате 3802 рубля 23 копейки;

в июле - норма часов 168, отработано 152 часа, начислено – 13842 рубля 86 копеек, удержано НДФЛ - 1800 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 12042 рубля 86 копеек, удержано в Федеральный бюджет 2076 рублей 43 копейки, по исполнительным листам – 6021 рубль 43 копейки, к выплате – 3945 рублей;

в августе - норма часов 184, отработано 104 часа, начислено (с учетом пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя за период с 10 по 12 и с 29 по 31 августа 2022 года в размере 2070 руб. 06 коп. и 2070 руб. 06 коп.) всего 12787 рублей 95 копеек, удержано НДФЛ – 1662 рубля, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 11125 рублей 95 копеек, удержано в Федеральный бюджет 1918 рублей 19 копеек, по исполнительным листам – 5562 рубля 98 копеек, за ЖКУ – 447 рублей 79 копеек, к выплате 3196 рублей 99 копеек;

в сентябре - норма часов 176, отработано 48 часов, начислено с учетом компенсации отпуска – 12294 рубля 88 копеек, удержано НДФЛ – 1598 рублей, перечислено в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области – 10696 рублей 88 копеек, в Федеральный бюджет 1844 рубля 23 копейки, по исполнительным листам – 358 рублей 45 копеек, за ЖКУ – 240 рублей 82 копейки, за питание – 1584 рубля 14 копеек, к выплате 6669 рублей 24 копейки (л.д. 48, 73-76, 183).

По временной нетрудоспособности 5 и 19 сентября 2022 года истцу Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области начислено 2144 рубля 35 копеек и 5316 рублей 60 копеек (л.д. 48, 105).

Согласно сведениям о движении денежных средств осужденных к принудительным работам за 2022 год, а также расчетным листкам, денежные средства в счет оплаты труда С.Н.Н. были перечислены ООО «Меркурий-М» в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области в установленный в Договоре от 20 ноября 2021 года № 51 срок (л.д. 13-14, 35) и получены истцом в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области:

31 марта 2022 года (за февраль) - 1720 рублей 26 копеек (л.д. 50),

28 апреля 2022 года (за март) - 12868 рублей 30 копеек (л.д. 51),

23 мая 2022 года (за апрель) - 9048 рублей 07 копеек (л.д. 52),

29 июня 2022 года (за май) - 3518 рублей 83 копейки (л.д 53),

28 июля 2022 года (за июнь) - 3802 рубля 23 копейки (л.д. 83),

15 августа 2022 года (за июль) - 3945 рублей (л.д. 54),

26 сентября 2022 года (за август и пособие по временной нетрудоспособности) – 5341 рубль 34 копейки (3196 руб. 99 коп. + 2144 руб. 35 коп.) (л.д. 55, 105),

20 октября 2022 года (за сентябрь) - 6669 рублей 24 копейки (л.д. 56),

2 ноября 2022 года (пособие по временной нетрудоспособности) – 5316 рублей 60 копеек (л.д. 57, 105),

29 декабря 2022 года (личные деньги осужденного) - 1584 рубля 14 копеек (л.д. 35, 58).

Из анализа расчетных листков, сведений о движении денежных средств, а также платежных ведомостей следует, что размер начисленной истцу оплаты труда составлял с учетом фактически отработанного времени не менее МРОТ, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 406-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28 мая 2022 года № 973): с 1 января 2022 года - 13 890 рублей, с 1 июня 2022 года - 15 279 рублей.

Доводы истца о том, что оплата его труда составляла менее МРОТ, являются необоснованными.

При этом, следует учитывать, что поскольку трудовой договор не заключался, у истца, осужденного к принудительным работам, отсутствует право на получение процентной надбавки и районного коэффициента к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1, действие Закона распространяется только на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Однако истец привлекался к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, отбывал наказание в виде принудительных работ, привлечен к труду в Организации, определяемой органами исполнения наказания.

При таких обстоятельствах на истца не могут распространяться гарантии и компенсации, предусмотренные названным Законом.

Данные выводы согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, высказанной в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года.

Таким образом, оплата труда производилась истцу в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Процентная надбавка и районный коэффициент за стаж работы в особых климатических условиях не начислялись правомерно.

Кроме того, судом не усматривается также нарушения ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области срока выплаты истцу денежных средств, полученных от ООО «Меркурий-М» в счет оплаты труда.

Согласно сведениям о движении денежных средств осужденных к принудительным работам за 2022 год, денежные средства в счет оплаты труда истца были перечислены ООО «Меркурий-М» в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области в установленный в Договоре от 20 ноября 2021 года № 51 срок - не позднее, чем через 20 календарных дней после окончания календарного месяца и впоследствии перечислены/выплачены истцу (л.д. 35).

Конкретный срок выплаты Исправительным центом осужденному денежных средств, полученных от Организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, каким – либо нормативно – правовым или локальным актом не установлен.

Оплата труда истца один раз в месяц также не свидетельствует о нарушении его прав.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В развитие данных законоположений Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет правила привлечения осужденных к принудительным работам к труду, а также права и обязанности администраций исправительных центров и администраций организаций, в которых они работают (статьи 60.7, 60.8 и 60.9). При этом названным Кодексом предусмотрены ограничения права на труд осужденных к принудительным работам.

Привлечение осужденных к труду осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций (статья 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1), в которых предусматривается, в том числе срок оплаты труда осужденных.

Оплата труда истца производилась один раз в месяц, что предусмотрено Договором от 20 ноября 2021 года № 51, заключенным между ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области и ООО «Меркурий-М», в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1.

Истец был привлечен к принудительным работам в рамках уголовно-исполнительных, а не трудовых отношений.

Доводы истца о том, что ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области незаконно были удержаны 15% в доход государства по постановлению Ловозерского районного суда Мурманской области от 19 января 2022 года и 50 % по исполнительным листам в пользу взыскателей ООО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» и ООО МКК «Центрофинанс Групп» из денежных средств (2070 руб. 06 коп. + 2070 руб. 06 коп.) 4140 рублей 12 копеек, выплаченных ему работодателем за первые три дня нахождения в состоянии нетрудоспособности (больничный лист) основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 464 обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для лиц, работающих по трудовым договорам.

Осужденные, привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Так, в силу пункта 9 части 1 статьи 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности не относится к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации, в том числе статья 60.10 данного Кодекса, предусматривающая удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам, не содержит каких – либо исключений для удержаний.

Положения части 4 статьи 44 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации не подлежат применению в данном случае, поскольку предусматривают запрет только на удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам.

Согласно материалам дела истец с 10 августа 2022 года по 17 августа 2022 года и с 29 августа 2022 года по 12 сентября 2022 года находился в состоянии нетрудоспособности (больничный листок) (л.д. 46, 47).

ООО «Меркурий-М» осуществлена выплата пособия по временной нетрудоспособности истцу за первые 3 дня периода временной нетрудоспособности – с 10 по 12 августа 2022 года в сумме 2070 рублей 06 копеек и с 29 по 31 августа 2022 года в сумме 2070 рублей 06 копеек, всего 4140 рублей 12 копеек (л.д. 48, 63, 74). Данные денежные средства в сумме 4140 рублей 12 копеек были включены ООО «Меркурий-М» в общий размер оплаты труда за август 2022 года, который после удержания НДФЛ составил (12787 руб. 95 коп. – НДФЛ) 11125 рублей 95 копеек, из них Исправительным центром произведены удержания в Федеральный бюджет в размере 1918 рублей 19 копеек, по исполнительным листам в пользу взыскателей – 5562 рубля 98 копеек, за ЖКУ – 447 рублей 79 копеек (л.д. 48, 63).

Учитывая, что Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации не содержит каких – либо исключений для удержаний из заработной платы осужденного к принудительным работам, действия ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области по удержанию денежных средств из пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного истцу за счет средств работодателя, не противоречат закону.

Во взыскании удержанных денежных средств следует отказать.

Требования истца о взыскании с ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области 1584 рубля 14 копеек не подлежат удовлетворению, поскольку денежные средства были выплачены 29 декабря 2022 года (л.д. 35, 58), что подтверждается истцом в судебном заседании. Об отказе от данных требований истец письменного заявления не представил.

Данные требования удовлетворению не подлежат.

Ссылка истца на то, что из справки бухгалтерии ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области от 3 ноября 2022 года невозможно проверить сумму выданных на руки денежных средств, не свидетельствует о нарушении его прав ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области. Для проверки правильности начисленных и выплаченных денежных средств истец вправе был обратиться с письменных заявлением в ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области о получении разъяснений. Однако с таким заявлением не обращался (л.д. 34).

Анализируя установленные обстоятельства суд не находит оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Указанная норма отнесена к главе 38 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей материальную ответственность работодателя перед работником.

Из содержания данной нормы следует, что возмещение компенсации морального вреда является ответственностью работодателя перед работником.

Однако, между истцом и ответчиками не возникли трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Несмотря на привлечение истца к труду, ответчики ООО «Меркрий – М» и ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Мурманской области не являются для него работодателями применительно к спорным правоотношениям, а истец не является по отношению к ответчикам работником и, следовательно, ответчики не могут нести по иску ответственность, предусмотренную трудовым законодательством в виде компенсации морального вреда, предусмотренную статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 января 2022 года № 139-О, привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций (статья 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), а не на основании соглашения между осужденным к принудительным работам и организацией.

Истец, являясь осужденным, привлечен к принудительным работам в рамках уголовно-исполнительных, а не трудовых отношений, в связи с чем ответчики не могут нести ответственность, установленную статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В абзаце 3 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.

Доказательств причинения физических или нравственных страданий действиями ответчиков истцом суду в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено и судом не добыто.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ - ░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░

2-284/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Суздалев Николай Николаевич
Ответчики
Министерство Финансов Российской Федерации в лице УФК по Мурманской области
УФСИН России по Мурманской области
Российская Федерация в лице УФСИН России
ООО «Вайнемёйнен Полярный»
ООО "Меркурий-М"
ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
ООО МКК «Центрофинанс Групп»
Другие
ФКУ ИК № 23 УФСИН России по Мурманской области
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Двойнишникова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
ole.mrm.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее