Дело № 3а-89/2022
УИД 47OS0000-01-2021-000412-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 марта 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.,
при секретаре Кирьяновой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК «Городской Строительный Центр» (далее также – ООО «СК «ГСЦ») к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
ООО «СК «ГСЦ» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого здания (свинарника №13/2) с кадастровым номером №909, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 665,1 кв.м, в размере его рыночной стоимости равном 3 521 000 руб. по состоянию на 08.07.2012, и нежилого здания (свинарника №13/4) с кадастровым номером №919, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 747 кв.м, в размере его рыночной стоимости равном 3 665 000 руб. по состоянию на 08.07.2012. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных нежилых помещений. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером №909 по состоянию на 08.07.2012 составляет 13 928 053,09 руб., нежилого здания с кадастровым номером №919 по состоянию на 08.07.2012 составляет 15 531 910,66 руб. Между тем, согласно отчету об оценке итоговая величина рыночной стоимости данных объектов недвижимости значительно ниже размера кадастровой стоимости, что влечет за собой увеличение в несколько раз налоговой базы для ООО «СК «ГСЦ» и нарушение его прав как плательщика налога на имущество организаций.
Представитель административного истца ООО «СК «ГСЦ» Шульга И.М. в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставила на усмотрение суда, поддержав доводы письменного отзыва на административный иск. В отзыве Вилаева М.А. дополнительно указала, что Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 №706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области» в отношении спорных объектов недвижимости с 01.01.2022 установлена новая кадастровая стоимость, в связи с чем значение кадастровой стоимости нежилых зданий, определяемой по состоянию на 08.07.2012 в рамках настоящего дела, может учитываться в ЕГРН только в качестве архивных сведений.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в представленном письменном отзыве указал, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №909 утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257 в размере 13 928 053,09 руб., исходя из площади 1 665,1 кв.м и УПКС – 8 364,69 руб./кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №919 утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257 в размере 15 531 910,66 руб., исходя из площади 1 747 кв.м и УПКС – 8 890,62 руб./кв.м. Дата определения кадастровой стоимости (дата формирования перечня объектов оценки в соответствии с постановлением №257) – 08.07.2012.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в представленном письменном отзыве ссылался на то, что нежилые здания с кадастровыми номерами №909 и №919, вошли в перечень объектов оценки и прошли пообъектную оценку, кадастровая стоимость которых утверждена Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257 по состоянию на 08.07.2012 в размере 13 928 053,09 руб. и 15 531 910,66 руб., соответственно. В отзыве также указано, что вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административный ответчик оставляет на усмотрение суда, при этом учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, действует как орган учета сведений. Постановление Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 №706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области», а в соответствии с п. 3 постановления Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 №706 осуществление полномочий уполномоченного органа исполняет Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.
Представитель заинтересованного лица – администрации Новосветовского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание не явился, извещен, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представил.
Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения присутствующих представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В статье 24 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу второму пункта 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьей 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 №28, обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания (свинарника №13/2) с кадастровым номером №909, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 665,1 кв.м, и нежилого здания (свинарника №13/4) с кадастровым номером №919, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 747 кв.м.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания (свинарника №13/2) с кадастровым номером №909 составляет 13 928 053,09 руб., нежилого здания (свинарника №13/4) с кадастровым номером №919 – 15 531 910,66 руб.
Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) указанных объектов недвижимости – 08.07.2012. Дата утверждения кадастровой стоимости – 16.08.2013.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 (дата формирования перечня -08.07.2012).
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами №909 и №919 вошли в перечень объектов оценки и прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257.
Решением № 4 от 11.09.2020 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25.10.2012 № П/463, отклонено заявление ООО «СК «ГСЦ» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №909 и №919.
В представленном административным истцом отчете об оценке №33-2021 от 18.06.2021, составленном оценщиком ООО «Правые решения» Янушевским Д.А., являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сообщество профессиональной оценки», указано, что по состоянию на 08.07.2012 рыночная стоимость нежилого здания (свинарника №13/2) с кадастровым номером №909 составляет 3 521 000 руб.
В отчете об оценке №34-2021 от 18.06.2021, составленном оценщиком ООО «Правые решения» Янушевским Д.А., являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сообщество профессиональной оценки», указано, что по состоянию на 08.07.2012 рыночная стоимость нежилого здания (свинарника №13/4) с кадастровым номером №919 составляет 3 665 000 руб.
Оценивая представленные административным истцом отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что отчеты соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Закона об оценочной деятельности, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлены лицом, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признаются допустимыми доказательствами. Отчеты содержат подробное описание исследования, основаны на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).
В отчетах проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В отчётах указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы отчётов мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как разъяснено в п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 №706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области, по состоянию на 01.01.2021.
Постановление Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 №706 официально опубликовано 08.11.2021 и вступило в силу 09.12.2021.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности, с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку с 01.01.2022 подлежат применению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 47:12:0111004:146 согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706, то установленная судом кадастровая стоимость в размере равной рыночной стоимости подлежит применению по 31.12.2021.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ №13/2) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №909, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 1 665,1 ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 521 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ №13/4) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №919, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 1 747 ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 665 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №909 ░ №919 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2022 ░░░░