Решение по делу № 2-280/2023 от 26.01.2023

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2023

Дело № 2-280/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск 01 июня 2023 года

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Подкорытовой Е.Д., при секретаре Баянкиной Л.А.,

с участием истца Гончаровой Н.Ф.,

ответчика Администрации МО Алапаевское в лице представителя Берстеневой М.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2023, выданной сроком до 31.12.2023, без права передоверия полномочий другим лицам,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Н. Ф. к Администрации МО Алапаевское о признании права на предоставление субсидии, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Гончарова Н.Ф., уточнив исковые требования, обратилась в Алапаевский городской суд с иском к Администрации МО Алапаевское о признании за ней права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, признании незаконным отказа Администрации МО Алапаевское от 13.12.2022 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, обязании Администрации МО Алапаевское предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> с момента подачи искового заявления – с 26.01.2023.

В судебном заседании истец Гончарова Н.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивала, указала в обоснование иска на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирована в данном жилом помещении. В настоящее время данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, непригодно для проживания, в связи с чем она вынуждена снимать на основании договора найма жилого помещения от 30.08.2022 жилое помещение по адресу: <адрес>. Полагает, что в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 , имеет право на предоставление субсидии, однако, решением Администрации МО Алапаевское от 13.12.2022, ей было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации МО Алапаевское Берстенева М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав на то, что 08.12.2022 Гончарова НЕ.Ф. обратилась в Администрацию МО Алапаевское с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены следующие документы: копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, квитанции об оплате за ЖКУ, копия паспорта, справки о доходах, справка о составе семьи. Согласно предоставленных документов установлено, что в паспорте указан адрес регистрации: <адрес>, дата регистрации с 26.06.2015, штамп о снятии с регистрационного учета отсутствует. В справке от 01.12.2022, выданной Кировской сельской администрацией, подтвержден факт регистрации в <адрес> с указанием пояснения об отсутствии проживания по указанному адресу с 29.06.2022 по настоящее время. Так же к пакету документов приложен договора найма жилого помещения от 30.08.2022 на Гончарову Н.Ф. по адресу: <адрес>, со сроком найма 9 месяцев. Заявление предоставлено с указанием места постоянного жительства по адресу: <адрес>, но по данному адресу регистрация у Гончаровой Н.Ф. отсутствует. В результате рассмотрения заявления и приложенных документов вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 13.12.2022 по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии согласно п. 2.15.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации МО Алапаевское от 28.09.2022 «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Гончаровой Н.Ф. предоставлена субсидия за период с 01.10.20-22 по 31.03.2023 по месту регистрации: <адрес>.

Представитель третьего лица МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, как следует из письменного отзыва, поступившего в суд, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, выразил аналогичную Администрации МО Алапаевское позицию, добавив, что с 01.04.2023 по настоящее время за назначением субсидий по адресу: <адрес>2 Гончарова Н.Ф. не обращалась.

Третье лицо Полуяктова (Фокина) Е.В., в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, возражений на иск Гончаровой Н.Ф. не представила.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

        Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что 08.12.2022 Гончарова Н.Ф. обратилась в Администрацию МО Алапаевское с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес> (л.д. 56-57, 118-119).

На основании договора найма жилого помещения от 30.08.2022, заключенного с Фокиной Е.В., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 9 месяцев (л.д. 17-18).

На основании договора найма жилого помещения от 01.06.2023, заключенного с Фокиной Е.В., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 7 месяцев (л.д. 158-159).

Из акта о проживании физического лица в жилом помещении от 15.12.2022 следует, что Гончарова Н.Ф. с 30.08.2022 проживает по адресу: <адрес>, по договору найма жилого помещения. Акт составлен со слов соседей (л.д.29).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес>, Гончарова Н.Ф. является собственником данного жилого помещения (л.д. 25).

Из копии паспорта Гончаровой Н.Ф. следует, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, с 26.06.2015 (л.д. 24).

Как следует из справки Кировской сельской администрации от 28.12.2022, Гончарова Н.Ф., 03.08.1965 г. рождения, зарегистрирована с 26.06.2015 по адресу: <адрес>, состав семьи 1 человек, зарегистрирована одна (л.д. 26).

Как следует из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 06.05.2020, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.16).

Согласно Постановлению Администрации МО Алапаевское от 19.05.2020 года «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27-28).

Решением ответчика от 13.12.2022, Гончаровой Н.Ф. отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии согласно п. 2.15.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации МО Алапаевское от 28.09.2022 «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (л.д. 6, 41).

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В Разделе II Правил установлен перечень документов, которые заявители предоставляют с заявлением о предоставлении субсидии.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан регистрироваться по месту жительства. Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).

Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).

В силу положений ст. 2 Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Таким образом, понятия регистрации по месту постоянного жительства и регистрации по месту пребывания не являются тождественными.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Однако в данном случае Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные законодателем полномочия по определению перечня необходимых документов, установило необходимость предоставления документов, необходимых для получения государственной услуги - предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подтверждающих основания пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован именно по месту постоянного жительства. Указанный пункт Правил в установленном законом порядке недействительным признан не был.

Приказом от 30 декабря 2016 Минстроя России №1037/пр и Минтруда России №857 утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761.

Согласно 25 Методических рекомендаций, рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В силу п. 27 Методических рекомендаций, рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена.

В силу п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в п.3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4).

Пунктами 25 и 27 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого положения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14декабря 2005 года №761 разъяснено, что субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п.48 настоящих Правил.

Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.

Таким образом, без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно достоверно установить сам факт проживания истца в жилом помещении и, как следствие, разрешить вопрос о предоставлении данного вида субсидии.

Истцом Гончаровой Н.Ф. в подтверждение факта проживания по адресу: <адрес>, представлены платежные документы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако данные документы также не подтверждают факт её проживания по указанному адресу, так как платежные документы, сформированные поставщиками указанных услуг, содержат указание на лицевой счет, оформленный на потребителя Фокину Е.В. (л.д. 20-22, 87-90, 108, 110, 117, 155-156, 179), а сами кассовые чеки на оплату услуг содержат информацию о плательщике – Фокиной Е.В. (л.д. 20, 107, 111).

Согласно справки Самоцветной Сельской администрации от 03.02.2023 года, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована Фокина Е. В. – с 16.09.2019 года (л.д. 67).

Третье лицо, привлеченное к участию в деле по инициативе суда – собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, Фокина Е.В. в судебное заседание не явилась, факт проживания Гончаровой Н.Ф. по адресу: <адрес>, не подтвердила.

Поскольку Гончарова Н.Ф. при обращении в Администрацию МО Алапаевское с заявлением 08.12.2022 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, не приложила к нему документы, подтверждающие факт ее регистрации по вышеуказанному адресу, и при наличии в материалах дела сведений о регистрации Гончаровой Н.Ф. по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>, правовых оснований для предоставления истцу данного вида субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: <адрес>, у ответчика Администрации МО Алапаевское не имелось.

Кроме того, как следует из заявления, 14.10.2022 Гончарова Н.Ф. обращалась в Администрацию МО Алапаевское с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по месту своего постоянного жительства по адресу: <адрес> (л.д. 161-162).

Решением от 21.10.2022 Гончаровой Н.Ф. предоставлена государственная услуга по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.10.2022 по 31.03.2023 за жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 160).

Таким образом, на момент подачи искового заявления государственная услуга по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу Гончаровой Н.Ф. Администрацией МО Алапаевское была оказана. От данной услуги истец не отказывалась.

С учетом изложенного, суд считает в иске Гончаровой Н.Ф. отказать в полном объеме.

        Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гончаровой Н. Ф. (<данные изъяты>) к Администрации МО Алапаевское (ИНН 6601013189, ОГРН 1086601001156) о признании права на предоставление субсидии, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья Е.Д. Подкорытова

2-280/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончарова Наталья Федоровна
Ответчики
администрация МО Алапаевское
Другие
Фокина Екатерина Валерьевна
МКУ "Расчетный центр МО Алапаевское"
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Подкорытова Е.Д.
Дело на странице суда
alapaevsky.svd.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.06.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее