Решение по делу № 2-2085/2024 от 29.08.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2024 года г.Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Сосновской О.В.

при секретаре Приваловой Т.А.,

с участием представителя истца Васильковой Н.А., ответчика Суховой О.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе гражданское дело №2-2085/2024 по иску Социального управления города Пензы к Суховой Ольге Константиновне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи,

у с т а н о в и л:

Истец Социальное управление города Пензы обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 13 октября 2022 года между Социальным управлением г.Пензы и Суховой О.К. был заключен социальный контракт №688 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка» на срок с 13 октября 2022 года по 12 октября 2023 года. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Суховой О.К. выплачено 350000 рублей. Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Сухова О.К. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка». Согласно п.2.2 бизнес-плана в наименование затрат на оборудование входили затраты на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E, в том числе швейно-вышивальная машина Brother Innov-is 1E стоимостью 277500 руб. Документы, подтверждающие приобретение товаров представлены на 386800 руб., в том числе, на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E стоимостью 273 900 руб. Однако в ходе проверки, проводимой в отделе ЭБ и ПК МВД России по г.Пензе №11008 от 13 июля 2023 года, в отношении Суховой О.К., было установлено, что Сухова О.К. 24 октября 2022 года оплатила со своего расчетного счета приобретение оборудования, заявленного в бизнес-плане, через маркетплейс «Озон, после чего 31 октября 2023 года денежные средства за оборудование возвращены были на расчетный счет Суховой О.К. с назначением платежа «Возврат оплаты товаров и услуг». Кроме того, 04 сентября 2023 года сотрудниками отдела социальных выплат был осуществлен выезд по факту проверки осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно акту проведения мониторинга по месту ведения деятельности было установлено: в наличии приобретенного оборудования в рамках социального контракта только расшивальная машина Janome, вышивальной машины Brother Innov-is 1E не оказалось. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Суховой О.К. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов. Однако необходимых документов представлено не было. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п.48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт расторгнут с Суховой О.К. с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено ответчику. На настоящий момент денежные средства возвращены не были. Просил взыскать с ответчика в пользу Социального управления города Пензы полученную сумму в размере 350000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Василькова Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.55), исковые требования поддержала, пояснив, что при проведении проверки по месту ведения деятельности ответчика, сотрудниками Социального управления г.Пензы установлен факт отсутствия вышивальной машинки, заявленной в бизнес-плане. Сотрудниками отдела ЭБ и ПК УМВД России по г.Пензе также было установлено, что Сухова О.К. сначала перечислила денежные средства на приобретение вышивальной машины Brother Innov-is 1E, а потом денежные средства были возвращены Суховой О.К. С заявлением о том, что указанная машинка была получена с браком и поэтому возвращена, Сухова О.К. в Социальное управление г.Пензы не обращалась. При таких обстоятельствах, истец считает, что денежные средства, полученные Суховой О.К. в качестве государственной поддержки, подлежат взысканию с ответчика, в связи с нецелевым расходованием денежных средств

Ответчик Сухова О.К. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что все полученные денежные средства были использованы в соответствии с условиями социального контракта, на развитие предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка». О расторжении социального контракта она в известность поставлена не была. Изначально ею была приобретена вышивальная машинка Brother Innov-is 1E на «Озон», но поскольку она поступила с браком, то денежные средства ей были возвращены. На выделенные денежные средства за наличный расчет она приобрела аналогичную вышивальную машинку. Но ее разбили ее младшие братья, и отремонтировать ее было не возможно. Она продала вышивальную машинку и приобрела иную вышивальную машинку. При проверки она показывала сотрудникам Социального управления г.Пензы вышивальную машинку, на которой она работает, однако ее наличие зафиксирована не было. Просила в удовлетворении иска отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В соответствии с пунктом 7 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 годах, утв.Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в форме: денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.п.7.2).

В соответствии с п.32 Правил в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан: встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представлять документы (сведения), необходимые для контроля за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, а также для реализации подпунктов 25.13 и 25.14 пункта 25 и пункта 36 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

Согласно п.34 Правил получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте 6.4 пункта 6 настоящих Правил, обязан: а) выполнить мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации; б) с целью удовлетворения текущих потребностей приобрести товары первой необходимости, одежду, обувь, лекарственные препараты, товары для ведения личного подсобного хозяйства, пройти лечение, профилактический медицинский осмотр в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также приобрести товары для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы; в) представлять документы (сведения), необходимые для контроля за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, а также для реализации подпунктов 25.13 и 25.14 пункта 25 и пункта 36 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся; г) представлять подписанный получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта список товаров первой необходимости и лекарственных препаратов, приобретенных в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, без представления подтверждающих документов, в случае если ежемесячно предоставляется денежная выплата по мероприятию, указанному в подпункте 6.4 пункта 6 настоящих Правил.

Согласно пп. «ж» п.32 Правил возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Судом установлено, что Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

03 октября 2022 года Сухова О.К. обратилась в Социальное управление города Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и 18 октября 2022 года с заявлением о предоставлении денежных выплат на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставив бизнес-план (л.д.5-10,14-21).

На основании приказа Социального управления г.Пензы от 13 октября 2022 года №881-ск, 13 октября 2022 года между Социальным управлением города Пензы и Суховой О.К. был заключен социальный контракт №688, предметом которого является соглашение между уполномоченным органом и заявителем, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта (п.1.1. социального контракта) (л.д.22-28, 41-43).

Согласно пп.2.2.2 п.2 социального контракта заявитель обязан: выполнить программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; представлять Уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств; встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из ЕГРИП; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Уполномоченный орган подтверждающие документы; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства, исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение в рамках социального контракта и т.д.

Согласно справке о выплаченных суммах за период с 01 января 2022 года по 25 октября 2023 года Суховой О.К. была выплачена сумма в размере350000 руб. (л.д.53).

Сухова О.К. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка» (л.д.29-40).

Согласно п.2.2 бизнес-плана в наименование затрат на оборудование входили затраты на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E, в том числе швейно-вышивальная машина Brother Innov-is 1E стоимостью 277500 руб. (л.д.44).

Документы, подтверждающие приобретение товаров представлены на 386800 руб., в том числе, на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E стоимостью 273 900 руб. (л.д.45-46).

Как следует из объяснений представителя и истца и представленных документов, в ходе проверки, проводимой в отделе ЭБ и ПК МВД России по г.Пензе №11008 от 13 июля 2023 года в отношении Суховой О.К., было установлено, что Сухова О.К. 24 октября 2022 года оплатила своего расчетного счета приобретение оборудования, заявленного в бизнес-плане, через маркетплейс «Озон, после чего 31 октября 2023 года денежные средства за оборудование возвращены были на расчетный счет Суховой О.К. с назначением платежа «Возврат оплаты товаров и услуг» (л.д.49-50).

04 сентября 2023 года сотрудниками отдела социальных выплат Социального управления г.Пензы был осуществлен выезд по факту проверки осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно акту проведения мониторинга по месту ведения деятельности от 04 сентября 2023 года, установлено: в наличии приобретенного оборудования в рамках социального контракта только расшивальная машина Janome, вышивальная машины Brother Innov-is 1E отсутствует (л.д.51).

На основании вышеуказанного, судом установлено, что план мероприятий по социальной адаптации Суховой О.К. не выполнен, поскольку денежные средства, полученные ответчиком использовались не по целевому назначению.

Суховой О.К. направлялось уведомление о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов для подтверждения целевого расходования средств (л.д.54).

Однако необходимых документов представлено не было.

Согласно п.п. «ж» п.32 Правил заявитель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с пп.40.8 п.40 Правил решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается уполномоченным органом, в том числе, в случае нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта средств государственной социальной помощ48. Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме денежной выплаты должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в сроки, предусмотренные такой программой социальной адаптации.

Согласно п.49 Правил текущий контроль за предоставлением заявителям государственной социальной помощи на основании социального контракта и целевым ее расходованием осуществляет руководитель уполномоченного органа или уполномоченное им лицо.

В соответствии с п.51 Правил уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня выявления оснований для возврата денежной выплаты, установленных подпунктом "е" пункта 30 и подпунктом "ж" пункта 32 настоящих Правил, принимает решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и не позднее 3-го рабочего дня со дня принятия данного решения направляет письменное требование о возврате денежной выплаты по адресу регистрации заявителя по месту жительства (месту пребывания), указанному в заявлении о назначении, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявитель в течение 30 дней со дня получения письменного требования о возврате денежной выплаты обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании о возврате денежной выплаты.

Согласно п.52 Правил в случае невозвращения заявителем денежной выплаты, полученной в рамках оказания государственной социальной помощи, уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.

Приказом начальника Социального управления города Пензы №872-ск от 28 сентября 2023 год оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» Суховой О.К. прекращено, социальный контракт №688 от 13 октября 2022 года досрочно расторгнут (л.д.52).

Суховой О.К. было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с просьбой о возврате единовременной выплаты в размере 350000 руб. (л.д.54).

Данное обстоятельство подтверждается реестром заказной корреспонденции от 28 сентября 2023 года и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

Доводы ответчика Суховой О.К. о том, что уведомления о досрочном расторжении социального контракта она не получала, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответственность за не получение корреспонденции, направленной в адрес ответчика, лежит на самом ответчике.

Доводы ответчика Суховой О.К. о том, что программа социальной адаптации ею исполнялась надлежащим образом, все необходимые документы были представлены, вышивальная машинка имеется в наличии, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в судебном заседании ответчиком не представлено доказательств целевого использования денежных средств.

В судебном заседании ответчик не оспаривала, что заявленная в бизнес-плане вышивальная машинка Brother Innov-is 1E, у нее отсутствует. Доказательств неисправности указанной вышивальной машинки, покупки аналогичной машинки, ее продажи в связи с поломкой и приобретение иной вышивальной машинки, ответчиком не представлено, с заявлениями в Социальное управление г.Пензы по вышеуказанным фактам Сухова О.К. не обращалась.

Показания свидетеля Тюрина С.А. о том, что Сухова О.К. обращалась к нему с просьбой отремонтировать вышивальную машинку Brother, но поскольку запчастей к машинке не нашлось, Сухова О.К. приняла решение ее продать и приобрести другую вышивальную машинку, суд не принимает во внимание, поскольку свидетель не мог точно указать наименование вышивальной машины, которую хотел отремонтировать.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Социального управления города Пензы являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, другие признанные судом необходимыми расходы.

На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в местный бюджет следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 руб. Размер государственной пошлины исчислен в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Социального управления города Пензы к Суховой Ольге Константиновне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, удовлетворить.

Взыскать с Суховой Ольги Константиновны (... г.рождения, ..., зарегистрирована по адресу: ...) в пользу Социального управления ... (ИНН 5836013033, ОГРН 1035803002510, дата регистрации 04.03.2003, юридический адрес: г.Пенза, ул.ИТР,1Б) сумму единовременной выплаты в размере 350000 (трехсот пятидесяти тысяч) рублей.

Взыскать с Суховой Ольги Константиновны (... г.рождения, ..., зарегистрирована по адресу: ...) в местный бюджет госпошлину в сумме 6700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 05 ноября 2024 года.

Судья: ...

...

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2024 года г.Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Сосновской О.В.

при секретаре Приваловой Т.А.,

с участием представителя истца Васильковой Н.А., ответчика Суховой О.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе гражданское дело №2-2085/2024 по иску Социального управления города Пензы к Суховой Ольге Константиновне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи,

у с т а н о в и л:

Истец Социальное управление города Пензы обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 13 октября 2022 года между Социальным управлением г.Пензы и Суховой О.К. был заключен социальный контракт №688 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка» на срок с 13 октября 2022 года по 12 октября 2023 года. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Суховой О.К. выплачено 350000 рублей. Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Сухова О.К. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка». Согласно п.2.2 бизнес-плана в наименование затрат на оборудование входили затраты на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E, в том числе швейно-вышивальная машина Brother Innov-is 1E стоимостью 277500 руб. Документы, подтверждающие приобретение товаров представлены на 386800 руб., в том числе, на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E стоимостью 273 900 руб. Однако в ходе проверки, проводимой в отделе ЭБ и ПК МВД России по г.Пензе №11008 от 13 июля 2023 года, в отношении Суховой О.К., было установлено, что Сухова О.К. 24 октября 2022 года оплатила со своего расчетного счета приобретение оборудования, заявленного в бизнес-плане, через маркетплейс «Озон, после чего 31 октября 2023 года денежные средства за оборудование возвращены были на расчетный счет Суховой О.К. с назначением платежа «Возврат оплаты товаров и услуг». Кроме того, 04 сентября 2023 года сотрудниками отдела социальных выплат был осуществлен выезд по факту проверки осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно акту проведения мониторинга по месту ведения деятельности было установлено: в наличии приобретенного оборудования в рамках социального контракта только расшивальная машина Janome, вышивальной машины Brother Innov-is 1E не оказалось. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Суховой О.К. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов. Однако необходимых документов представлено не было. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п.48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт расторгнут с Суховой О.К. с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено ответчику. На настоящий момент денежные средства возвращены не были. Просил взыскать с ответчика в пользу Социального управления города Пензы полученную сумму в размере 350000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Василькова Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.55), исковые требования поддержала, пояснив, что при проведении проверки по месту ведения деятельности ответчика, сотрудниками Социального управления г.Пензы установлен факт отсутствия вышивальной машинки, заявленной в бизнес-плане. Сотрудниками отдела ЭБ и ПК УМВД России по г.Пензе также было установлено, что Сухова О.К. сначала перечислила денежные средства на приобретение вышивальной машины Brother Innov-is 1E, а потом денежные средства были возвращены Суховой О.К. С заявлением о том, что указанная машинка была получена с браком и поэтому возвращена, Сухова О.К. в Социальное управление г.Пензы не обращалась. При таких обстоятельствах, истец считает, что денежные средства, полученные Суховой О.К. в качестве государственной поддержки, подлежат взысканию с ответчика, в связи с нецелевым расходованием денежных средств

Ответчик Сухова О.К. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что все полученные денежные средства были использованы в соответствии с условиями социального контракта, на развитие предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка». О расторжении социального контракта она в известность поставлена не была. Изначально ею была приобретена вышивальная машинка Brother Innov-is 1E на «Озон», но поскольку она поступила с браком, то денежные средства ей были возвращены. На выделенные денежные средства за наличный расчет она приобрела аналогичную вышивальную машинку. Но ее разбили ее младшие братья, и отремонтировать ее было не возможно. Она продала вышивальную машинку и приобрела иную вышивальную машинку. При проверки она показывала сотрудникам Социального управления г.Пензы вышивальную машинку, на которой она работает, однако ее наличие зафиксирована не было. Просила в удовлетворении иска отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В соответствии с пунктом 7 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 годах, утв.Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в форме: денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.п.7.2).

В соответствии с п.32 Правил в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан: встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представлять документы (сведения), необходимые для контроля за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, а также для реализации подпунктов 25.13 и 25.14 пункта 25 и пункта 36 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

Согласно п.34 Правил получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте 6.4 пункта 6 настоящих Правил, обязан: а) выполнить мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации; б) с целью удовлетворения текущих потребностей приобрести товары первой необходимости, одежду, обувь, лекарственные препараты, товары для ведения личного подсобного хозяйства, пройти лечение, профилактический медицинский осмотр в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также приобрести товары для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы; в) представлять документы (сведения), необходимые для контроля за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, а также для реализации подпунктов 25.13 и 25.14 пункта 25 и пункта 36 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся; г) представлять подписанный получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта список товаров первой необходимости и лекарственных препаратов, приобретенных в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, без представления подтверждающих документов, в случае если ежемесячно предоставляется денежная выплата по мероприятию, указанному в подпункте 6.4 пункта 6 настоящих Правил.

Согласно пп. «ж» п.32 Правил возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Судом установлено, что Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

03 октября 2022 года Сухова О.К. обратилась в Социальное управление города Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и 18 октября 2022 года с заявлением о предоставлении денежных выплат на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставив бизнес-план (л.д.5-10,14-21).

На основании приказа Социального управления г.Пензы от 13 октября 2022 года №881-ск, 13 октября 2022 года между Социальным управлением города Пензы и Суховой О.К. был заключен социальный контракт №688, предметом которого является соглашение между уполномоченным органом и заявителем, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта (п.1.1. социального контракта) (л.д.22-28, 41-43).

Согласно пп.2.2.2 п.2 социального контракта заявитель обязан: выполнить программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; представлять Уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств; встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из ЕГРИП; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Уполномоченный орган подтверждающие документы; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства, исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение в рамках социального контракта и т.д.

Согласно справке о выплаченных суммах за период с 01 января 2022 года по 25 октября 2023 года Суховой О.К. была выплачена сумма в размере350000 руб. (л.д.53).

Сухова О.К. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по направлению «Швейное ателье и машинная вышивка» (л.д.29-40).

Согласно п.2.2 бизнес-плана в наименование затрат на оборудование входили затраты на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E, в том числе швейно-вышивальная машина Brother Innov-is 1E стоимостью 277500 руб. (л.д.44).

Документы, подтверждающие приобретение товаров представлены на 386800 руб., в том числе, на швейно-вышивальную машину Brother Innov-is 1E стоимостью 273 900 руб. (л.д.45-46).

Как следует из объяснений представителя и истца и представленных документов, в ходе проверки, проводимой в отделе ЭБ и ПК МВД России по г.Пензе №11008 от 13 июля 2023 года в отношении Суховой О.К., было установлено, что Сухова О.К. 24 октября 2022 года оплатила своего расчетного счета приобретение оборудования, заявленного в бизнес-плане, через маркетплейс «Озон, после чего 31 октября 2023 года денежные средства за оборудование возвращены были на расчетный счет Суховой О.К. с назначением платежа «Возврат оплаты товаров и услуг» (л.д.49-50).

04 сентября 2023 года сотрудниками отдела социальных выплат Социального управления г.Пензы был осуществлен выезд по факту проверки осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно акту проведения мониторинга по месту ведения деятельности от 04 сентября 2023 года, установлено: в наличии приобретенного оборудования в рамках социального контракта только расшивальная машина Janome, вышивальная машины Brother Innov-is 1E отсутствует (л.д.51).

На основании вышеуказанного, судом установлено, что план мероприятий по социальной адаптации Суховой О.К. не выполнен, поскольку денежные средства, полученные ответчиком использовались не по целевому назначению.

Суховой О.К. направлялось уведомление о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов для подтверждения целевого расходования средств (л.д.54).

Однако необходимых документов представлено не было.

Согласно п.п. «ж» п.32 Правил заявитель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с пп.40.8 п.40 Правил решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается уполномоченным органом, в том числе, в случае нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта средств государственной социальной помощ48. Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме денежной выплаты должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в сроки, предусмотренные такой программой социальной адаптации.

Согласно п.49 Правил текущий контроль за предоставлением заявителям государственной социальной помощи на основании социального контракта и целевым ее расходованием осуществляет руководитель уполномоченного органа или уполномоченное им лицо.

В соответствии с п.51 Правил уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня выявления оснований для возврата денежной выплаты, установленных подпунктом "е" пункта 30 и подпунктом "ж" пункта 32 настоящих Правил, принимает решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и не позднее 3-го рабочего дня со дня принятия данного решения направляет письменное требование о возврате денежной выплаты по адресу регистрации заявителя по месту жительства (месту пребывания), указанному в заявлении о назначении, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявитель в течение 30 дней со дня получения письменного требования о возврате денежной выплаты обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании о возврате денежной выплаты.

Согласно п.52 Правил в случае невозвращения заявителем денежной выплаты, полученной в рамках оказания государственной социальной помощи, уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.

Приказом начальника Социального управления города Пензы №872-ск от 28 сентября 2023 год оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» Суховой О.К. прекращено, социальный контракт №688 от 13 октября 2022 года досрочно расторгнут (л.д.52).

Суховой О.К. было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с просьбой о возврате единовременной выплаты в размере 350000 руб. (л.д.54).

Данное обстоятельство подтверждается реестром заказной корреспонденции от 28 сентября 2023 года и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

Доводы ответчика Суховой О.К. о том, что уведомления о досрочном расторжении социального контракта она не получала, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответственность за не получение корреспонденции, направленной в адрес ответчика, лежит на самом ответчике.

Доводы ответчика Суховой О.К. о том, что программа социальной адаптации ею исполнялась надлежащим образом, все необходимые документы были представлены, вышивальная машинка имеется в наличии, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в судебном заседании ответчиком не представлено доказательств целевого использования денежных средств.

В судебном заседании ответчик не оспаривала, что заявленная в бизнес-плане вышивальная машинка Brother Innov-is 1E, у нее отсутствует. Доказательств неисправности указанной вышивальной машинки, покупки аналогичной машинки, ее продажи в связи с поломкой и приобретение иной вышивальной машинки, ответчиком не представлено, с заявлениями в Социальное управление г.Пензы по вышеуказанным фактам Сухова О.К. не обращалась.

Показания свидетеля Тюрина С.А. о том, что Сухова О.К. обращалась к нему с просьбой отремонтировать вышивальную машинку Brother, но поскольку запчастей к машинке не нашлось, Сухова О.К. приняла решение ее продать и приобрести другую вышивальную машинку, суд не принимает во внимание, поскольку свидетель не мог точно указать наименование вышивальной машины, которую хотел отремонтировать.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Социального управления города Пензы являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, другие признанные судом необходимыми расходы.

На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в местный бюджет следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 руб. Размер государственной пошлины исчислен в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Социального управления города Пензы к Суховой Ольге Константиновне о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, удовлетворить.

Взыскать с Суховой Ольги Константиновны (... г.рождения, ..., зарегистрирована по адресу: ...) в пользу Социального управления ... (ИНН 5836013033, ОГРН 1035803002510, дата регистрации 04.03.2003, юридический адрес: г.Пенза, ул.ИТР,1Б) сумму единовременной выплаты в размере 350000 (трехсот пятидесяти тысяч) рублей.

Взыскать с Суховой Ольги Константиновны (... г.рождения, ..., зарегистрирована по адресу: ...) в местный бюджет госпошлину в сумме 6700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 05 ноября 2024 года.

Судья: ...

...

...

2-2085/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Социальное управление г. Пензы
Ответчики
Сухова Ольга Константиновна
Суд
Первомайский районный суд г. Пенза
Судья
Сосновская Оксана Валентиновна
Дело на сайте суда
pervomaisky.pnz.sudrf.ru
29.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2024Передача материалов судье
29.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2024Подготовка дела (собеседование)
12.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее