Решение по делу № 33а-2615/2020 от 18.03.2020

Судья Таболина К.В. Дело № 33а-2615/2020

УИД22RS0069-01-2019-004680-39

№ 2а-183/2020 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2020 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новиковой Н.В.,

судей Скляр А.А., Пасынковой О.М.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного ответчика Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, заинтересованного лица администрации города Барнаула на решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 января 2020 года по административному делу по административному иску Нагайцевой Р. Н. к Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Нагайцевой Р.Н. на праве собственности принадлежит сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый *** (предыдущий ***) (л.д.9, 72-73).

Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГ на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГ (л.д.75-76).

Право собственности на жилой дом общей площадью 245,9 кв.м зарегистрировано 27 мая 2004 года на основании акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 16 апреля 2004 года, утвержденного постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула от 20 мая 2004 года № 1283 (л.д.10).

Красные линии в районе данного земельного участка первоначально рассчитаны и внесены в книгу красных линий Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Барнаула 18 февраля 2002 года.

Постановлением администрации города Барнаула от 3 мая 2018 года № 798 утвержден проект планировки/межевания территории <адрес>, в соответствии с которым положение красной линии соответствует установленным границам вышеуказанного земельного участка (данным кадастрового учета).

Красные линии, как следует из топографического плана от 13 декабря 2019 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, кадастрового паспорта земельного участка, плана земельного участка, по данному участку не проходят (л.д.25, 29,28, 52, 73, 95, 118).

В 2019 году Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет) организовано проведение общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула, разработанному во исполнение муниципального контракта акционерным обществом <данные изъяты>».

16 июля 2019 года на официальном сайте Комитета, а также в газете «<данные изъяты>» размещено оповещение о начале проведения общественных обсуждений по названному проекту планировки с указанием способа и срока подачи предложений и замечаний, которые принимались с 16 июля по 14 августа 2019 года.

7 августа 2019 года Нагайцева Р.Н. обратилась в Комитет с заявлением о возможности принятия решения о подготовке проекта планировки/межевания территории с целью установления, изменения, отмены красных линий по отношению к принадлежащему ей земельному участку без указания на намерение обеспечить подготовку документации по планировке территории за свой счет.

Предложение Нагайцевой Р.Н. об изменении красных линий в районе земельного участка по вышеуказанному адресу было рассмотрено в ходе вышеуказанных общественных обсуждений (пункт 21 протокола общественных обсуждений от 15 августа 2019 года).

15 августа 2019 года Комитетом утверждено заключение о результатах общественных обсуждений, в котором указано на рекомендацию отклонить предложение Нагайцевой Р.Н. ввиду того, что удовлетворение такового приведет к нарушению сложившегося порядка землепользования, профиля улицы, проект рекомендован к утверждению.

3 сентября 2019 года Комитетом дан ответ о том, что вопрос о возможности изменения красных линий рассмотрен в рамках проведения общественных обсуждений проекта планировки улично-дорожной сети города, соответствующее предложение рекомендовано к отклонению, поскольку изменение красных линий в данном месте по предложенному варианту приведет к нарушению действующих нормативов градостроительного проектирования, в части уменьшения ширины ул.Алтайская в красных линиях.

Постановлением администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 года № 1494 вышеуказанный проект планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула утвержден, согласно данному проекту местоположение красных линий в части вышеуказанного земельного участка осталось прежним.

Нагайцева Р.Н. 2 декабря 2019 года обратилась в суд с административным иском к Комитету с учетом уточнения о признании незаконным ответа Комитета от 3 сентября 2019 года; возложении обязанности рассмотреть заявление и подготовить постановление о подготовке проекта планировки территории в отношении вышеуказанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала на то, что предусмотренных 2.4 Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденного постановлением администрации г.Барнаула от 8 мая 2018 года № 823 (далее - Порядок) не имелось, изменение красных линий необходимо в связи с тем, что при выносе в натуру границ участка 29 июля 2019 года выяснилось, что границы фактически занятого земельного участка, частично ограждение, гараж и жилой дом выходят за их пределы. Оспариваемым решением созданы препятствия для реализации права на перераспределение земельного участка с предоставлением и оформлением территории, фактически занятой за пределами красных линий.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Барнаула.

Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 января 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично. Решение Комитета, изложенное в письме от 03 сентября 2019 года № 160/-1412-ж, об отклонении предложения об изменении красных линий признано незаконным, на Комитет возложена обязанность повторно рассмотреть обращение истицы о возможности принятия решения о подготовке проекта планировки/межевания территории с целью изменения красных линий по вышеуказанному адресу в установленных законом порядке и срок, а также сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционных жалобах Комитет и администрация города Барнаула просят решение суда отменить с принятием нового об отказе в иске, ссылаясь на то, что вывод суда об отказе оспариваемым решением в переносе красных линий не соответствует фактическим обстоятельствам дела, данным ответом отказано в подготовке проекта планировки территории с целью изменения красных линий по предусмотренному законодательно основанию - вследствие принятия на тот момент решения о подготовке такой документации в отношении всей улично-дорожной сети г.Барнаула, включая указанную в заявлении территорию, а в остальной части ответ носит информативный характер, а потому права истицы не нарушает, суждения суда о неуведомлении истицы о времени и месте общественных обсуждений ошибочны, поскольку информация об этом была своевременно опубликована для всеобщего сведения, притом что соблюдение порядка проведения общественных слушаний и утверждения проекта улично-дорожной сети не относится к предмету настоящего административного спора.

В возражениях на апелляционные жалобы истица просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Нагайцева Р.Н. извещенная о времени и месте рассмотрения жалоб, не присутствовала, просила о рассмотрении таковых в ее отсутствие с участием представителя, ее представитель - Ливинцева Я.В. просила об оставлении жалоб без удовлетворения. Представитель административного ответчика Комитета - Огнева Е.А. доводы жалобы поддержала, представитель администрации города Барнаула, извещенной о времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явился, заявлений об отложении разбирательства не поступало.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административной спор, суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что оспариваемое решение, изложенное в ответе от 3 сентября 2019 года, противоречит действующему законодательству, поскольку обращение рассмотрено не в индивидуальном порядке, а в рамках общественных обсуждений, организованных по проекту планировки улично-дорожной сети г.Барнаула, разработанному по инициативе органа местного самоуправления, последняя не была извещена о времени и месте общественных обсуждений и рассмотрении на них ее предложения, земельный участок и постройки истицы пересекаются красными линиями, что препятствует пользованию таковыми.

С данными выводами согласиться нельзя, поскольку они не основаны на фактических обстоятельствах дела и не соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Таким образом, улично-дорожная сеть городского округа законодательно отнесена к территории общего пользования, обозначаемой красными линиями.

Как предусмотрено частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, видами документации по планировке территории являются проекты планировки территории и проекты межевания территории.

Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования.

В силу подпунктов «а», «б» пункта 1 части 3 той же статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Согласно части 13 данной статьи особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

При этом частью 20 статьи 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с частями 4, 5 той же статьи орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13).

Согласно части 2 статьи 42 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 года № 834, в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения (до 25 декабря 2019 года), постановление о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией города Барнаула по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Постановлением администрации города Барнаула от 8 мая 2018 года № 823 утвержден Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории (далее - Порядок), действовавший в момент принятия оспариваемого решения (до 25 ноября 2020 года).

В силу пункта 1.2 Порядка органом, уполномоченным принимать решение о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и решение об утверждении документации по планировке территории, является администрация города Барнаула.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка физическое или юридическое лицо, заинтересованное в подготовке документации по планировке территории (далее - заинтересованное лицо) либо уполномоченный представитель заинтересованного лица обращаются с заявлением в администрацию города Барнаула с предложением о подготовке документации по планировке соответствующей территории (далее - заявление).

Администрация города Барнаула в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявления рассматривает его и принимает одно из следующих решений: о подготовке документации по планировке территории; об отказе в подготовке документации по планировке территории. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается в форме постановления администрации города Барнаула. Решение об отказе в подготовке документации по планировке территории оформляется письмом Комитета с указанием оснований отказа (пункт 2.4).

Как предусмотрено пунктом 2.5 Порядка, решение об отказе в подготовке документации по планировке территории принимается, в том числе в случае, если в отношении территории (земельного участка), указанной в заявлении, или ее части принято решение о подготовке документации по планировке территории.

При этом согласно пункту 2.2 Порядка в случае поступления в администрацию города Барнаула заявлений с предложениями о подготовке документации по планировке территории, в отношении которой разрабатывается документация по планировке территории в рамках муниципального контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данные предложения направляются в течение 15 дней подрядчику (исполнителю) для рассмотрения в рамках исполнения указанных контрактов, если иное не предусмотрено условиями контрактов.

Комитет в течение 30 дней с момента поступления документации по планировке территории осуществляет ее проверку и принимает одно из следующих решений: о направлении документации по планировке территории главе города Барнаула; об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку, в случае несоответствия документации требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация по планировке территории после проверки, предусмотренной пунктом 4.1 Порядка, до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Форма проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по документации по планировке территории определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы (пункты 4.2, 4.4).

В соответствии с пунктами 4.14, 4.17 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96 (далее - Положение), в ходе проведения собрания участники публичных слушаний вносят замечания и предложения как в письменной, так и в устной форме. По итогам проведения публичных слушаний участниками принимается решение, содержащее рекомендации городской Думе, главе города Барнаула, администрации города Барнаула принять либо отклонить проект, по которому проводятся публичные слушания.

Согласно пункту 7.5, подпункту 5 пункта 7.6 Положения на основании протокола публичных слушаний, общественных обсуждений организатор публичных слушаний, общественных обсуждений осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний, общественных обсуждений (далее - заключение) в течение трех дней со дня подписания протокола публичных слушаний, общественных обсуждений. В заключении указывается, в том числе аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний, общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний, общественных обсуждений предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний, общественных обсуждений.

В соответствии с пунктами 4.6 - 4.8 Порядка Комитет направляет главе города Барнаула подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний или общественных обсуждений по документации по планировке территории и заключение о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний или общественных обсуждений. Глава города Барнаула с учетом протокола публичных слушаний или общественных обсуждений по документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений в течение 14 дней с момента поступления из комитета документации принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Комитет на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку принимается в форме постановления администрации города Барнаула.

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Как усматривается из материалов дела, вышеуказанный земельный участок приобретен истицей по договору купли-продажи в 1999 году, в 2003 году поставлен на кадастровый учет, в 2004 году возведен и принят в эксплуатацию жилой дом.

Красные линии, как следует из топографического плана от 13 декабря 2019 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, кадастрового паспорта и плана земельного участка, вопреки суждению суда первой инстанции, по данному участку не проходят (л.д.25, 29,28, 52, 73, 95, 118). При этом из этих же документов и технического паспорта на домовладение по состоянию на 17 декабря 2013 года (земельный участок по документам 1000 кв.м, фактически - 1034,4 кв.м) усматривается, что за пределы красных линий выходит фактически занятая территория, на которой незначительно размещены веранда (литер а), гараж.

Данное обстоятельство может свидетельствовать лишь о возведении указанных построек за пределами предоставленного участка, и в силу вышеприведенных норм не порождает безусловное право на изменение красных линий с последующим предоставление данной территории посредством перераспределения.

Из установленных обстоятельств следует, что обращение истицы о рассмотрении возможности подготовки проекта планировки территории в части занимаемого земельного участка, как следует из существа оспоренного ответа, было рассмотрено Комитетом и оставлено без удовлетворения ввиду того, что был разработан и находился в стадии утверждения проект планировки улично-дорожной сети города Барнаула, включающий указанную в заявлении часть территории общего пользования.

Данное обстоятельство в силу пункта 2.5 Порядка предусмотрено в качестве одного из оснований к принятию решение об отказе в подготовке документации по планировке территории, подлежащего оформлению письмом Комитета.

При этом в ответе также до сведения истицы была доведена информация, о том, что вопрос о возможности изменения красных линий по вышеуказанному адресу был рассмотрен в качестве ее предложения в рамках проведения общественных обсуждений по проекту улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула (что соответствует законодательству), данные предложения рекомендованы к отклонению.

Проект улично-дорожной сети впоследствии на доработку возвращен не был и утвержден без учета предложений истицы не Комитетом, а иным уполномоченным органом, соответствующее решение принято в форме постановления администрации города Барнаула.

Таким образом, оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, что исключало возможность удовлетворения административного искового заявления.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В данной ситуации истица не лишена возможности оспаривания в установленном порядке утвержденной документации по планировке территории в части расположения красных линий.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 января 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Нагайцевой Р. Н. к Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-2615/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нагайцева Р.Н.
Ответчики
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Другие
Администрация г.Барнаула
Богомолова Г.И.
Казанцева Е.Н.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
31.03.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
15.12.2020Производство по делу возобновлено
15.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Передано в экспедицию
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее