РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе
Председательствующего судьи Иконниковой Н.Г.,
При секретаре Волковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романчука В. В., Романчук Н. А., Забелиной И. В. к Министерству обороны РФ, 2000 Отделению Морской Инженерной службы Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском, указывая, что Романчук В.В., в соответствии с договором социального найма жилого помещения № <данные изъяты>. Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено истцу Романчуку В.В. и членам его семьи Министерством обороны РФ в бессрочное владение и пользование, в связи с чем, с истец Романчук В.В. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства, в квартире № <данные изъяты> и фактически проживают до настоящего времени.
Истцы ссылаются на то обстоятельство, что квартира по вышеуказанному адресу на правах оперативного управления принадлежит Учреждению «2000 ОМИС Ленинградской ВМБ», которое путем присоединения реорганизовано к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Для реализации своего права на приобретение в собственность квартиры, истец Романчук В.В. обратился в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и в ФГУ «Специальное Территориальное управление имущественных отношений Министерства РФ», с просьбой разрешить получить квартиру в собственность, однако, до настоящего времени ответов истцом не получено. Учитывая изложенное, истцы просят суд признать признать за ними право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение, квартиру <данные изъяты>
Представитель истцов Романчука В.В., Романчук Н.А., Забелиной И.В., Пожидаева Т.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Романчук В.В., Романчук Н.А., Забелина И.В. в судебное заседание не явились, извещены судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д. 38-40).
Ответчик, представитель Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д. 48).
Ответчик, представитель 2000 Отделения Морской Инженерной службы Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д. 51).
Ответчик, представитель ФГКУ «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д. 49).
Третье лицо, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. (л.д. 50).
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Романчуком В.В. и Учреждением «2000 ОМИС Ленинградской ВМБ», действующим, от имени собственника Министерства обороны РФ, на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истец Романчук В.В. получил право бессрочного владения и пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>
Согласно паспорта на квартиру, кадастрового паспорта и выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартира по указанному адресу имеет общую площадь 54,1 кв.м., и находится в собственности Российской Федерации. (л.д. 16,20-22).
В соответствии со справкой формы №, в данной квартире зарегистрированы: Романчук В.В. (наниматель), Романчук Н.А. (жена), Забелина И.В. (дочь). (л.д. 19).
Истец Романчук В.В. в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращался в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и в ФГУ «Специальное Территориальное управление имущественных отношений Министерства РФ», с просьбой разрешить ему получить её в собственность, однако, ответа до настоящего времени истцом Романчуком В.В. не получено. (л.д. 13-15).
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 части 2 ст. 125 ГК РФ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. «а» п. 3 вышеназванного Указа).
Кроме того, Министерство обороны РФ на основании п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ и федерального закона о бюджете, издаваемого на соответствующий период, как правило, на финансовый год, включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которому на основании п. 2 части 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ дано право использования выделенных из федерального бюджета денежных средств в соответствии с установленными этой нормой разделами и подразделами, в частности разделом «Национальная оборона».
При этом Министерство обороны РФ осуществляет вышеуказанные полномочия на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п. 7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: - осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; (пункт 68); - проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69); - осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (пункт 71).
Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».
Так, п. 2 указанного постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
Кроме того, п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений. В связи с этим имущество, используемое Вооруженными Силами Российской Федерации, должно закрепляться на праве оперативного управления не за Вооруженными Силами Российской Федерации в целом как за военной организацией государства, которая не является субъектом гражданско- правовых отношений, а за конкретными организационными структурами, входящими в ее состав, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствующих организационно-правовых формах.
Анализ вышеизложенных нормативных актов в совокупности с исследованными по делу доказательствами позволяет суду сделать вывод о том, что спорная квартира, являясь в настоящее время собственностью Российской Федерации, вместе с тем закреплена за Министерством обороны РФ и, соответственно, является имуществом Вооруженных Сил РФ. Министерство обороны РФ имеет, таким образом, все права и полномочия по распоряжению данным имуществом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ №, Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Министерство обороны РФ, в силу предоставленных ему полномочий и возложенных обязанностей, должно было закрепить право оперативного управления на указанную квартиру за одной из подведомственных ему организаций, специализирующихся в сфере управления имуществом или жилищного обеспечения, как и представить соответствующие сведения в Росреестр федерального имущества. Однако до настоящего времени данная обязанность Министерством обороны РФ не исполнена, и по невыясненным причинам не исполняется уже длительное время, что, как усматривается из изложенных в иске требований, создает истцам препятствие для реализации своего права на приватизацию квартиры, в которой они проживают.
Таким образом, именно Министерство обороны РФ, а ни какое-либо другое федеральное агентство или федеральный орган исполнительной власти и их подразделения и подведомственные учреждения, по мнению суда, является надлежащим ответчиком по данному делу.
Принимая решение об удовлетворении требований истцов о признании за ними права собственности на квартиру по адресу: <данные изъяты> суд считает необходимым указать следующее.
По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.
Согласно имеющихся в деле документов, военнослужащий Романчук В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит военную службу в воинской части 10953 <данные изъяты>), Западного военного округа, поэтому имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания. (л.д. 24-25).
Как усматривается из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <данные изъяты> была передана истцу в бессрочное владение и пользование в целях проживания в ней. (л.д. 8-12).
При этом суд считает, что предоставление истцу указанной квартиры по договору социального найма, было произведено правомочным органом (ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ).
Данный вывод основывается на том, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ жилищный учет и обеспечение военнослужащих (лиц, уволенных с военной службы) жильем, в том числе по договорам социального найма, осуществляется специально организованным для этого уполномоченным органом Министерства обороны РФ.
Таким органом, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который, в свою очередь, осуществляет полномочия в военных округах через региональные управления. В частности, в Западном военном округе, куда территориально входит и <адрес>, Департамент жилищного обеспечения МО РФ осуществляет свои полномочия через ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Указанная организация, на основании письменного распоряжения Заместителя Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и доверенностей Министра обороны РФ №д и №д от ДД.ММ.ГГГГ каждая, уполномочивающих её начальника и заместителя на совершение соответствующих действий, вправе заключать с военнослужащими (лицами, уволенными с военной службы) договоры социального найма на проживание во вновь построенных квартирах.
Таким образом, договор социального найма заключенный между истцом Романчуком В.В. и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ соответствует действующему законодательству.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким законом, в частности, является Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии со ст. 2 которого, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лип, в том числе несовершеннолетних.
Из представленных истцом документов, в частности справок формы № и 9, усматривается, что собственником квартиры, в которой проживают истцы, является Российская Федерация, а право оперативного управления за каким-либо федеральным государственным учреждением до настоящего времени так и не закреплено. Когда это право будет закреплено и за кем, компетентные жилищные органы МО РФ, в том числе и ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ пояснить не могут.
Вместе с тем данный вопрос, по мнению суда, является определяющим для возможности последующей реализации права истца, проживающего в этом доме, на приватизацию квартиры.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Истцы участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации не принимали, прав собственности на жилье, в том числе на территории Санкт-Петербурга не имели и не имеют, что подтверждается документами, представленными истцами. Кроме того, при заключении договора социального найма истец Романчук В.В. заполнял соответствующую форму и давал подписку (форма, размещенная на официальном сайте ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ), в которой указывал о том, что в приватизации жилых помещений он не участвовал, а также об отсутствии каких-либо препятствий для получения жилого помещения от государства, как по договору социального найма, так и в собственность. Соответственно, компетентные службы Министерства обороны РФ, осуществляющие жилищное обеспечение, проводили проверку указанных сведений и не обнаружили препятствий для получения жилья истцом, в том числе и на праве собственности. В противном случае договор социального найма не был бы заключен, а заключенный договор подлежал бы расторжению.
Судом также установлено, что размер предоставленного истцу жилого помещения соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Принимая во внимание, что на основании части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, полагаю, что отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для реализации своего права на приватизацию жилья является доказанным вышеизложенными фактами и документами и не требует повторного дополнительного подтверждения.
С учетом изложенного, и на основании требований части 1 ст. 68 ГПК РФ, отсутствие у истца предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья суд считает установленным.
Таким образом, у истцов, по мнению суда, имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Федеральным законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако бездействие Министерства обороны РФ, по исполнению обязанностей по надлежащему оформлению принадлежащего ему имущества, препятствует реализации истцами указанного права. Следовательно, данное препятствие в настоящее время может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцом права собственности на занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение. Указанный способ защиты права соответствует требованиям ст. 12 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за Романчуком В. В., <данные изъяты> года рождения, уроженцем <данные изъяты>, <данные изъяты> право собственности на двухкомнатную квартиру <данные изъяты>, в размере 1/3 доли.
Признать за <данные изъяты>, право собственности на двухкомнатную квартиру <данные изъяты>, в размере 1/3 доли.
Признать за Забелиной И. В., <данные изъяты> право собственности на двухкомнатную квартиру <данные изъяты>, в размере 1/3 доли.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд Санкт- Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Иконникова Н.Г.
Решение суда изготовлено
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ