Решение по делу № 33а-26609/2016 от 22.09.2016

Судья Ромичева Г.Г. Дело № 33а-26609/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Портнове Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года апелляционную жалобу Бурова М. Н. на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 июля 2016 года по делу по административному иску ИФНС России по городу Павловскому П. к Бурову М. Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к Бурову М.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., а также недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что Буров М.Н. является плательщиком транспортного налога, как собственник транспортных средств: <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя 98 л.с., <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя 90 л.с., а также плательщиком земельного налога, поскольку владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: Московская <данные изъяты> однако по направленным налоговым уведомлениям и требованиям об уплате транспортного и земельного налогов начисленные суммы и пени в установленный срок не уплатил.

В судебном заседании представитель административного истца Шуклин А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик Буров М.Н. иск не признал, пояснил, что он не согласен с размером ставки, которую ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской <данные изъяты> применила при расчете транспортного налога; имеется решение суда, которым установлено, что находящиеся в его собственности автомобили при начислении налога необходимо рассматривать как «легковой автомобиль» и применять соответствующую ставку. От уплаты земельного налога он освобожден как инвалид 2-й группы, соответствующее заявление о применении льготы он подавал в ИФНС в 2011 году.

Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 июля 2016 года административное исковое заявление ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик Буров М.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.

Выслушав объяснения Бурова М.Н., представителя ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области – Белкина М.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога в Московской области установлены Законом Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 7 руб.; автобусы с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше пяти лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 32 руб.; грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 24 руб. (статья 1).

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Из материалов дела усматривается, что в налоговый период 2014 года Буров М.Н. являлся собственником следующих транспортных средств: автомобиля грузового <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя 98 л.с. (12 месяцев); автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощность двигателя 90 л.с. (12 месяцев) (л.д. 24).

18 июля 2015 года ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области в адрес Бурова М.Н. заказным письмом было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от 7 июня 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. - за автомобиль <данные изъяты> исходя из налоговой ставки в размере <данные изъяты> руб., применяемой для автобуса, и <данные изъяты> руб. – за автомобиль <данные изъяты> исходя из налоговой ставки в размере <данные изъяты> руб., применяемой для грузовых автомобилей (л.д. 7-8).

Поскольку в установленный срок (не позднее 1 октября 2015 года) транспортный налог Буровым М.Н. не был уплачен, 22 октября 2015 года налоговый орган направил административному ответчику требование <данные изъяты> от 14 октября 2015 года об уплате налога, пени в срок до 26 ноября 2015 года (л.д. 17-18), которое до настоящего времени не исполнено.

Отклоняя доводы административного ответчика Бурова М.Н. о том, что транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств <данные изъяты> относящихся, по его мнению, к категории легковых автомобилей, должен исчисляться по ставке <данные изъяты> руб. за 1 л.с., суд первой инстанции исходил из следующего.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по формам, утвержденным приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года № ММ-3-09/536@, в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

Согласно представленным в материалы дела паспортам транспортных средств автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, относится к типу ТС – «грузовой», категория ТС - В, год изготовления - 1992, мощность двигателя л.с. (кВт) - 66 (90), разрешенная максимальная масса 2600 кг, масса без нагрузки 1880 кг (л.д. 50); автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, относится к типу ТС – «фургон цельнометаллический», категория ТС - В, год изготовления - 2002, мощность двигателя л.с. (кВт) – 72,2, разрешенная максимальная масса 2800 кг, масса без нагрузки 1970 кг (л.д. 49).

Как следует из ответов ООО «УАЗ» на запросы налогового органа (л.д. 59-61, 114-115), автомобили типа 3962 относятся к категории специализированных транспортных средств (М2G).

В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям (Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») к категории М2 отнесены автобусы, троллейбусы и специализированные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн. К категории G относятся транспортные средства категории М и N, если они одновременно имеют качества повышенной проходимости. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G сочетается с буквами М или N. Класс В означает, что автомобиль предназначен для перевозки только сидящих пассажиров. Наличие меньшего, чем указано, числа сидений в названном транспортном средстве обусловлено его специальным назначением и не влияет на категорию транспортного средства.

Таким образом, для целей отнесения автомобиля «УАЗ 3962» к соответствующей категории следует принять во внимание, что данное транспортное средство производится, согласно выданному изготовителю ОТТС, как специальное транспортное средство и в него может устанавливаться 8 или менее сидений, что для целей технического регулирования не меняет его категории. Автомобиль данной категории не является легковым автомобилем, поскольку последние по терминологии Технического регламента Таможенного Союза ТР <данные изъяты> «О безопасности колесных транспортных средств» относятся к категории М1. Одновременно «УАЗ 3962» не может быть отнесен и к грузовым транспортным средствам, поскольку автомобили, предназначенные для перевозки грузов, классифицируются согласно упомянутому техническому регламенту как автомобили категории N.

Каких-либо регистрационных мероприятий по изменению типа принадлежащих административному ответчику транспортных средств с «грузового» на «легковой» и с «автобуса» на «легковой» не производилось.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что транспортный налог за 2014 год в отношении принадлежащих Бурову М.Н. транспортных средств правомерно исчислен налоговым органом исходя из ставок <данные изъяты> руб. (грузовой автомобиль) и <данные изъяты> руб. (автобус).

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно пункту 3 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, Буров М.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: М. <данные изъяты>, кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д. 23-24).

Налоговое уведомление <данные изъяты> от 7 июня 2015 года об уплате земельного налога за 2014 год в сумме <данные изъяты> руб., направленное в адрес Бурова М.Н. заказным письмом 18 июля 2015 года (л.д. 7-8), осталось без исполнения.

Направленное административному ответчику 22 октября 2015 года требование <данные изъяты> от 14 октября 2015 года об уплате налога, пени также не исполнено (л.д. 17-18).

Проверяя доводы административного ответчика о наличии у него права на предоставление налоговых льгот, суд установил, что 26 апреля 2011 года Бурову М.Н. была установлена <данные изъяты> группа инвалидности на срок до <данные изъяты> (л.д. 67), <данные изъяты> <данные изъяты> группа инвалидности была установлена бессрочно (л.д. 47).

В 2011 году Буров М.Н. обращался в ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области с заявлением об установлении имущественных льгот.

Указанное обращение было единственным, что не оспаривал в судебном заседании Буров М.Н.

По вопросу предоставления льготы по уплате транспортного налога за 2014 год и земельного налога за 2014 год, в том числе после установления <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно, Буров М.Н. в налоговый орган не обращался и соответствующие документы не представлял. Доказательства иного в деле отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» установлено, что лица, признанные инвалидами I-II групп, инвалидами с детства (независимо от группы инвалидности), на которых распространяется действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период.

При этом в целях настоящей статьи транспортными средствами признаются автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (до 36,8 кВт) включительно (далее в настоящей статье - транспортные средства), являющиеся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 25 Закона).

Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм на принадлежащие административному ответчику грузовой автомобиль «ГАЗ-2752» и автобус «УАЗ 3962» указанная налоговая льгота не распространяется.

Пунктом 8 решения Совета депутатов сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 30 октября 2013 года № 6/40 «О земельном налоге на территории сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области» установлены налоговые льготы по земельному налогу в размере 100% от начисленной суммы земельного налога следующим категориям налогоплательщиков: инвалидам I, II групп, инвалидам детства.

Согласно пункту 10 названного решения документы, подтверждающие право на налоговые льготы и на уменьшение налоговой базы, представляются налогоплательщиками самостоятельно в ИФНС России по г. Павловскому Посаду в следующем порядке и сроки:

10.2. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на налоговые льготы и на уменьшение налоговой базы налогоплательщики самостоятельно представляют в налоговый орган документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 30 (тридцати) дней со дня его возникновения (утраты).

Исходя из изложенного, учитывая, что налоговым органом соблюдены порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налогов и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате транспортного и земельного налогов, а также сроки обращения в суд с административным исковым заявлением, суд первой инстанции правомерно взыскал с Бурова М.Н. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. и задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> руб.

Доводы апелляционной жалобы Бурова М.Н. аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на административное исковое заявление, не опровергают законность обжалуемого судебного акта в указанной части и не могут повлечь его отмену.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части взыскания с административного ответчика пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> (расчет - на л.д. 22) и по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. (расчет – на л.д. 21).

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

В ходе разбирательства дела, как судом первой, так и апелляционной инстанции, налоговой инспекцией не было представлено доказательств обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с административным исковым заявлением о взыскании с Бурова М.Н. транспортного налога в сумме, превышающей <данные изъяты> руб., и земельного налога в сумме, превышающей <данные изъяты> руб.

В рамках настоящего дела такие требования административным истцом также не заявлены.

С учетом изложенного с административного ответчика подлежали взысканию пени в связи с неисполнением в установленный законом срок обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год за период с 2 октября 2015 года по 14 октября 2015 года в сумме <данные изъяты>.) и по уплате земельного налога за 2014 год за период с 2 октября 2015 года по 14 октября 2015 года в сумме <данные изъяты>

Суд, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, поэтому постановленное по делу решение в этой части подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22 июля 2016 года изменить в части размера взысканных пени.

Взыскать с Бурова М. Н. пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пени по земельному налогу за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-26609/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Павловскому Посаду
Ответчики
Буров М.Н.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.09.2016[Адм.] Судебное заседание
31.10.2016[Адм.] Судебное заседание
18.11.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее