РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 апреля 2021 года                                                                     г. Черемхово

     Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Мелентьевой О.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Черемхово Осиповой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-148/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голуметского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации Голуметского муниципального образования Черемховского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в результате проверки соблюдения законодательства о водопользовании на территории Голуметского муниципального образования было выявлено, что вопреки требованиям данного законодательства и возложенным обязанностям, ответчиком не разработан проект зон санитарной охраны нецентрализованного источника водоснабжения в <адрес>, и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствует. Просит признать указанное бездействие незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> Осипова Т.И. исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела, его явка судом не была признана обязательной. В письменных возражениях административный ответчик указал, что на территории Голуметского муниципального образования имеется водонапорная башня, внутри которой находится артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>А. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Голуметского муниципального образования заключено концессионное соглашение в отношение объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в собственности Голуметского муниципального образования с ООО ТК «Белая», согласно которому ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи муниципальное имущество было передано ООО ТК «Белая». Согласно п. 7.1 раздела 7 концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Полагает, что с момента подписания акта приема-передачи муниципального имущества все обязанности по соблюдению законодательства о водопользовании переходят к ООО ТК «Белая». Кроме того, обращает внимание на то, что срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ недостаточен, поскольку один мониторинг качества подземной воды на соответствие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, необходимый для получения санитарно-эпидемиологического заключения, согласованного в Управлении Роспотребнадзора на соответствие водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использование водного объекта - составляет от 1,5 до 3 лет.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения – граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.41110-02).

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны (далее по тексту – ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой (п. 1.5 СанПиН 2.1.41110-02).

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.1.41110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны проект ЗСО разрабатывается специально.

Судом установлено, что собственником водных сооружений в <адрес>, а именно водонапорной башни по <адрес>А является Голуметское муниципальное образование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, не оспорено сторонами.

С учетом изложенного нормативного регулирования в указанной сфере суд считает надлежащим требование истца о признании незаконным описанного бездействия.

Основываясь на системном толковании данных норм, суд приходит к выводу о возложении законом на ответчика соответствующей обязанности.

Так, согласно пп. «а» п. 1.15 СанПиН 2.1.41110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

В силу ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких объектов.

Организация в границах поселений водоснабжения в части разработки проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в принятии мер к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям этих проектов с учетом сложившейся правовой регламентации носит явно публичный интерес.

Более того, концессионное соглашение, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между административным ответчиком и ООО ТК «Белая», как следует из его буквального содержания, не имеет условий о возложении и принятии на себя концессионером обязанностей разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и принять меры к получению санитарно-эпидемиологических заключений на эти проекты.

Кроме того, сторонами не оспаривалось и в судебном заседании установлено, что водонапорная башня, расположенная в <адрес>А была передана ООО ТК «Белая» уже с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, то есть до передачи и на ее момент в рамках концессионного соглашения соответствующие проекты на данное водозаборное сооружение отсутствовали.

Исходя из приведенных норм, соотношения юридической силы нормативных актов, их содержащих, и фактических обстоятельств, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик, как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, принимает решение и об обязанности административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации свободных интересов неопределенного круга лиц.

Суд оценивает заявленную к исполнению меру как адекватную и достаточную в целях устранения допущенного нарушения прав граждан.

Срок, до которого административный истец просит возложить на административного ответчика соответствующую обязанность – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Кроме того, административный ответчик вправе в порядке статьи 358 КАС РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-148/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Черемхово
Ответчики
Администрация Голуметского муниципального образования
Суд
Черемховский районный суд Иркутской области
Судья
Овчинникова Валентина Михайловна
Дело на сайте суда
cheremhovski.irk.sudrf.ru
11.03.2021Регистрация административного искового заявления
11.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
06.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее