Дело № 2- 2318/2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2016 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.
при секретаре Ермаковой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Егоровой ФИО5 к Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л
Егорова Т. И. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности. Заявленные исковые требования мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит овцеферма общей площадью 903, 4 кв. м, расположенная на земельном участке площадью 2, 0 га по <адрес> в <адрес>. В марте 2005 года она подала заявление в Родниковский сельский совет о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, поскольку была намерена жить в построенном на овцеферме доме. На указанное заявление Родниковский сельский совет ходатайствовал о даче ей (Егоровой Т.И.) согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства. В 2011 года она (Егорова Т.И.) подала заявление в Симферопольскую районную государственную администрацию Автономной Республики Крым, на что получила положительный ответ о предоставлении земельного участка. Для дальнейшего оформления земельного участка она получила от Родниковского сельского совета выкопировку из плана внутрихозяйственного землеустройства, а также от исполнительного комитета Родниковского сельского совета выкопировку из генерального плана агломерации сел Родниковского сельского совета Симферопольского района. На основании данных выкопировок в Обществе с ограниченной ответственностью «Спец-Проект» ею были заказаны геодезические работы и составлен кадастровый план земельного участка. В январе 2012 года ею (Егоровой Т.И.) были подготовлены и поданы все документы в Симферопольскую районную государственную администрацию Автономной Республики Крым на получение в собственность используемого земельного участка, однако выдача государственного акта на территории Крыма прекратилась. Но за весь период с 04 ноября 2002 года по настоящее время она платить арендную плату за пользование земельным участком. В марте 2012 года для улучшения жилищных условий она самовольно пристроила к овцеферме жилой дом лит. «Б» общей площадью по наружным обмерам 29, 9 кв. м, жилой площадью 24, 1 кв. м, тамбур площадью 3, 5 кв. м, навес площадью 4, 5 кв. м, общей площадью по внутренним обмерам площадью26, 3 кв. м. Возведенная постройка является единственно возможным способом улучшения жилищных условий, не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровья граждан. На основании изложенного просит признать за ней право собственности на жилой дом лит. «Б» общей площадью 26, 3 кв. м, жилой площадью
24, 1 кв. м, тамбур площадью 3, 5 кв. м, навес площадью 4, 5 кв. м, расположенный по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. При этом истицы указала, что соответствующее решение о передаче ей в пользование либо в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес> органами местного самоуправления не принималось, отсутствует и соответствующее разрешение на осуществление строительства дома, а также проектная документация. Договор аренды указанного земельного участка с органами местного самоуправления она не заключала, но регулярно оплачивала налог на землю.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрение дела извещался надлежаще, причин неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не подавал.
С согласия истицы и ее представителя на основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным вынести решение при заочном рассмотрении дела.
Выслушав доводы истицы и ее представителя, проверив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Так, судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Симферопольского районного нотариального округа Автономной Республики Крым и зарегистрированного в реестре за №, Егорова Т.И. приобрела овцеферму общей площадью 903, 4 кв. м, находящуюся в <адрес> на земельном участке из земель Родниковского сельского совета Симферопольского района. На указанном земельном участке расположено одно основное ракушечное здание овцефермы, обозначенное в плане под лит. «А» с пристройками лит. «А1, А2» (л.д. 31).
Как усматривается из технического паспорта, составленного ДД.ММ.ГГГГ физическим лицом – предпринимателем ФИО4, на территории овцефермы, расположенной по <адрес> в <адрес>, Егоровой Т.И. был возведен жилой дом лит. «Б» общей площадью 26, 3 кв. м, жилой площадью 24, 1 кв. м с пристройкой лит. «б» - тамбур, лит. «б1» - навес (л.д. 6-16).
Согласно заключения строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №э строение лит. «Б» по <адрес> в <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым зданиям. Препятствия в пользовании другим лицам либо угрозу жизни и здоровью граждан самовольно возведенный дом по <адрес> в <адрес> не создает (л.д. 52-67).
Как усматривается из письма от ДД.ММ.ГГГГ № Родниковский сельский голова ходатайствовал перед председателем Симферопольской райгосадминистрацией о даче согласия Егоровой Т.И. на разработку проекта землеустройства по отводе земельного участка, пастбища площадью 2, 0 на из земель резервного фонда для ведения личного крестьянского хозяйства в собственность в районе <адрес> (л.д. 28).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Симферопольская районная государственная администрация в Автономной Республике Крым сообщила Егоровой Т.И. о том, что комиссией по предварительному согласованию заявлений /ходатайств физических и юридических лиц относительно отвода земельных участков при Симферопольской райгосадминистрации рассмотрела ее ходатайство и другие предоставленные документы на разработку проекта землеустройства по отводе земельного участка площадью до 2, 0 га в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства в районе <адрес> на территории Родниковского сельского совета. Дальнейшее рассмотрение возможно после предоставления выкопировки из картографических материалов с нанесением испрашиваемого
земельного участка, согласованную специалистом по землеустройству и головой Родниковского сельского совета, обоснование площади испрашиваемого земельного участка (л.д. 30).
В 2012 году Обществом с ограниченной ответственностью «Спец-Проект» был разработан эскизный проект генерального плана для реконструкции существующей фермы по <адрес> в <адрес> под малое
фермерское хозяйство для содержания крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы (л.д. 79-101).
Согласно пунктов 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 26 постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на
строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Отсутствие документов, подтверждающих принятие надлежащих мер к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, сведений о причинах отказа уполномоченного органа в выдаче такого разрешения и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов лица, обращающегося в суд, что является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
При рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
В силу пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие
территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями части 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Согласно статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями,
сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждения (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (пункт 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Доказательствами по делу в силу части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 56, частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, заявленные исковые требования Егоровой Т.И. суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 55-57, 59-50, 67, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Егоровой ФИО6 к Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности – полностью отказать.
Заочное решение может быть пересмотрено Симферопольским районным судом Республики Крым по заявлению ответчика, поданному в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено и подписано 20 сентября 2016 года.
Судья М.Р. Пакула