66RS0031-01-2023-000318-38
№ 88-21650/2023
Мотивированное определение изготовлено 14.12.2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 13.12.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Марченко А.А.,
судей Храмцовой О.Н., Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-301/2023 по иску прокурора города Качканара Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница», Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по ремонту пищеблока,
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07.09.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Свердловской области (по доверенности) Топоркову Е.Н., поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Москвитина Н.Н., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Качканар Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» (далее – ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ»), Министерству здравоохранения Свердловской области, просил обязать Министерство здравоохранения Свердловской области в срок не позднее 31.12.2023 выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: <данные изъяты>; обязать ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» в срок не позднее 30.06.2024 произвести ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Качканара проведена выездная проверка исполнения действующего законодательства при организации питания в ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ». В рамках выездной проверки установлено, что в пищеблоке на складе пищевых продуктов, в помещении для хранения яиц внутренняя отделка нарушена, на стенах имеются сколы краски, плитки, что в нарушение пункта 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, подпункта 2 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» не дает возможность проводить их влажную уборку, очищение и дезинфекцию надлежащим образом. В этой связи прокурором г. Качканара в адрес ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» 10.08.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответам ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» составлена смета на проектные работы на комплексный капитальный ремонт пищеблока, которая согласована в ГКУ «ФКУ», заявка о выделении субсидии направлена в Министерство здравоохранения Свердловской области и принята на рассмотрение. Согласно ответу на запрос ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» от 18.04.2023 направленная заявка включена в перечень объектов для рассмотрения комиссии Министерства здравоохранения Свердловской области по согласованию перечня объектов областной собственности учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области и подлежащих ремонту. В нарушение статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» выявленные прокуратурой г. Качканара нарушения не устранены, ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы не произведен, что влечет нарушение прав граждан и несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, а также на безопасные условия пребывания в учреждении.
Решением Качканарского городского суда Свердловской области от 14.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07.09.2023, исковые требования прокурора удовлетворены. На Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность в срок по 31.12.2023 выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: Свердловская область, <данные изъяты>. На ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» возложена обязанность в срок по 30.06.2024 произвести ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы.
В кассационной жалобе заявитель Министерство здравоохранения Свердловской области просит об отмене принятых по делу судебных актов в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: <данные изъяты>, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Свердловской области просит кассационную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области оставить без удовлетворения.
Ходатайство ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи на основании статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отклонено в связи с отсутствием организационной возможности проведения судебного заседания с использованием видеоконференц-связи.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить судебные акты в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Качканар, ул. Свердлова, д. 42/4, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований прокурора, в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права.
Судебные акты в части нарушения ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанности провести соответствующие мероприятия Министерством здравоохранения Свердловской области не оспариваются, в связи с чем предметом проверки в кассационной порядке не являются.
Судами установлено, что прокуратурой г. Качканара во исполнение задания прокуратуры Свердловской области от 25.06.2021 № 7/3-22-2021 о принятии дополнительных мер по обеспечению законности при организации питания в социальных учреждениях с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора проведена выездная проверка исполнения действующего законодательства при организации питания в ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ», в рамках которой установлено, что в пищеблоке на складе пищевых продуктов, в помещении для хранения яиц внутренняя отделка нарушена, на стенах имеются сколы краски, плитки, что в нарушение пункта 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, подпункта 2 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» не дает возможность проводить их влажную уборку, очищение и дезинфекцию надлежащим образом.
В связи с этим, прокурором г. Качканара 10.08.2021 вынесено в адрес ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Главный врач ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» <данные изъяты>. 10.09.2021 направила ответ на представление, в котором указала, что по итогам выявленных нарушений в пищеблоке составлена смета на проектные работы на комплексный капитальный ремонт на сумму 243 118 руб.
30.03.2022 смета № 106/21 на сумму 303 070 руб. на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений пищеблока больницы согласована в ГКУ СО «ФХУ».
01.06.2022 направлена заявка о выделении дополнительных финансовых средств на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт пищеблока в ГКУ СО «ФХУ» и согласно письму ГКУ СО «ФХУ» от 16.06.2022 заявка ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» включена в перечень объектов для рассмотрения комиссии Минздрава Свердловской области.
Согласно ответу ГКУ СО «ФХУ» на запрос ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» от 14.06.2022 заявка включена в перечень объектов для рассмотрения комиссии Министерства здравоохранения Свердловской области по согласованию перечня объектов областной собственности (зданий и сооружений) учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области, подлежащих ремонту.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что ответчиками не приняты меры по устранению нарушений законодательства в части требований прокурора о приведении пищеблока ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» в соответствии с требованиями нормативных правовых документов; возложив на ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» обязанность провести ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы; возложив на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы в части несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций о возложении на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу статьи 38.1 названного Кодекса принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 № 16-ПП (далее – Положение), Министерство здравоохранения Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан, в сфере функционирования, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Свердловской области, и осуществляющим реализацию в указанных сферах государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации, а также реализующим отдельные государственные полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 Положения).
Министерство здравоохранения Свердловской области является распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций учредителя государственных бюджетных учреждений Свердловской области, финансовое обеспечение выполнения государственного задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение указанного имущества.
Понуждение Министерства здравоохранения Свердловской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в связи с чем принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Свердловской области подлежат отмене в связи с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судами допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные постановления в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Качканар, ул. Свердлова, д. 42/4 с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в данной части. В остальной части судебные акты необходимо оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07.09.2023 в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» денежные средства на ремонт помещений пищеблока в здании детской больницы, расположенной по адресу: <данные изъяты>, отменить, в удовлетворении требований в данной части отказать. В остальной части данные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи