Решение по делу № 2а-600/2021 от 20.08.2021

Дело № 2а-600/2021

11RS0009-01-2021-001190-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания     Бунтушак А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми 02 декабря 2021 года административное дело по административному иску Мальцева Андрея Александровича к МВД по Республике Коми о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации,

установил:

Мальцев А.А. обратился в суд с административным иском к МВД по Республике Коми о признании незаконным заключения об отсутствии у него гражданства Российской Федерации.

В обоснование указано, что в 1993 году административный истец прибыл в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, на основании заявления о получении гражданства Российской Федерации в 1994 году ему был выдан вкладыш о получении гражданства Российской Федерации и принят для прохождения службы в органах внутренних дел- <данные изъяты>, в 1997 году проходил военную службу по контракту в миротворческих силах Российской Федерации, состоял на воинском учете в <данные изъяты>. В связи с утратой паспорта в 1999 году обратился за получением паспорта гражданина Российской Федерации, паспорт не был выдан. Обращения в различные компетентные органы не дали возможности истцу добиться справедливости.

Определением судьи от 21 сентября 2021 года к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика - МВД по Республике Коми, заинтересованного лица - Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Калужской области, МВД по Калужской области.

Мальцев А.А. в судебном заседании административный иск и доводы административного иска поддержал, просил признать незаконным заключение об отсутствии у него гражданства Российской Федерации, пояснил, что дата обжалуемого заключения в административном исковом заявлении указана неверно, так как не располагает обжалуемым заключением, и пояснил, что проходить службу в органах внутренних дел, военную службу в Российской Федерации и состоять на воинском учете могут только граждане Российской Федерации.

Административный ответчик- МВД по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представило отзыв относительно административного иска, в котором просит в административном иске отказать, заявив о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

Заинтересованные лица - Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Калужской области, УМВД по Калужской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание. Представитель УМВД по Калужской области Борисова О.И. представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, послужной список и выписку из паспорта Мальцева А.А.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив их, находит административный иск, подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции РФ).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (часть 3 статьи 6 Конституции РФ).

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Положения части 7 статьи 4, статьи 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», пунктов 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Мальцев А.А. родился <ДД.ММ.ГГГГ> в Республике Такжикистан был документирован паспортом гражданина СССР, выданным 12 декабря 1989 года Железнодорожным РОВД г. Душанбе.

Мальцев А.А. отбывает уголовное наказание, назначенное приговором <данные изъяты> от 28 декабря 2016 года по части <№> статьи <№> Уголовного кодекса РФ в виде <№> лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением <данные изъяты> от 25 января 2021 года Мальцеву А.А. неотбытая часть наказания заменена принудительными работами на срок 3 года 5 месяцев 26 дней с удержанием 10% заработной платы в доход государства.

В виду отсутствия у осужденного Мальцева А.А. документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации, исправительное учреждение -<данные изъяты> 13 марта 2019 года направило обращение в МВД по Республике Коми о проведении проверки наличия у Мальцева А.А. гражданства Российской Федерации.

Заключением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 17 декабря 2019 года, утвержденного министром внутренних дел по Республике Коми от 17 декабря 2019 года, установлено, что Мальцев А.А. гражданином Российской Федерации не является. Заключение направлено <данные изъяты>.

На основании материалов служебной проверки установлено, что Мальцев А.А. на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации зарегистрирован не был. По информации УМВД России по Калужской области сведения о принадлежности Мальцева А.А. к гражданству Российской Федерации в ведомственных информационных учетах УМВД России по Калужской области отсутствуют. По учетам автоматизированной системы «Российский паспорт» МВД России Мальцев А.А. паспортом гражданина Российской Федерации не документировался. В системе Консульского департамента МИД России автоматизированной системы межведомственного взаимодействия сведения в отношении Мальцева А.А. об изменении им гражданства на территории России и за её пределами отсутствуют.

Мальцев А.А. проходил службу в органах внутренних дел <данные изъяты> с марта 1989 года по ноябрь 1990 года, с сентября 1991 года по июль 1993 года, с 06 января 1992 года по 13 марта 1992 года проходил курсы первоначальной подготовки в <данные изъяты> специальной средней школе милиции МВД СССР.

После прибытия в Российскую Федерацию Мальцев А.А. 18 января 1994 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> в последующем, с 08 декабря 1995 года по 13 мая 2002 года имел регистрацию по адресу: <адрес>.

Мальцев А.А. проходил службу:

-с 11 марта 1994 года по 10 июля 1995 года в <данные изъяты>.;

-с 24 марта 1997 года по 05 августа 1997 года <данные изъяты>.

С воинского учета Мальцев А.А. снят 05 мая 2018 года по достижению предельного возраста пребывания в запасе (50 лет).

С заключением УВМ МВД по Республике Коми от 17 декабря 2019 года об отсутствии у Мальцева А.А. гражданства Российской Федерации суд не соглашается на основании следующего.

В период прибытия Мальцева А.А. в 1994 году на территорию Российской Федерации действовал Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которым гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации предусмотрены статьей 12 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

Названный выше закон утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», статья 5 которого определено, что гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 3.05. 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Пункт «г» статьи 18 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» в редакции Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1 предусматривал приобретение в порядке регистрации гражданства Российской Федерации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 27.12.1993 № 2299, предусматривало, что до введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Мальцев А.А. утверждает, что до поступления на службу в ОВД <данные изъяты> ему к паспорту гражданина СССР был выдан вкладыш, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Однако, документов, подтверждающих данное обстоятельство в ходе проверки наличия у административного истца гражданства Российской Федерации, не обнаружено.

Между тем, в соответствии со статьями 17, 19 Закона РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», утратившего силу с 01 марта 2011 года, и Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, сотрудником милиции может быть исключительно гражданин Российской Федерации, который при поступлении на службу принимает присягу на верность народам Российской Федерации, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации и охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», утративший силу после вступления в действие Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не предполагал возможности прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации иностранными гражданами (часть 1 статьи 35).

Таким образом. Мальцев А.А., прибывший в Российскую Федерацию в 1994 году из Республики Таджикистан, мог быть принят для прохождения службы в органы внутренних дел и военной службы в Российской армии после приобретения гражданства Российской Федерации.

Принятие Мальцева А.А. для прохождения службы в органе внутренних дел и военной службы в рядах Российской армии, нахождение его на воинском учете до 05 мая 2018 года свидетельствует о признании Российской Федерацией наличия у Мальцева А.А. гражданства Российской Федерации.

Гражданство лица, признанное на основании Закона от 28.11.1991 № 1948-1, не прекращается после принятия Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При таких обстоятельствах нельзя признать правомерным вывод заключения об отсутствии у Мальцева А.А. гражданства Российской Федерации только по причине не сохранения заявления административного истца о желании приобрести гражданство Российской Федерации, отсутствие записей о приобретении им гражданства в архивах и информационных базах, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов. В связи с этим суд находит заключение незаконным, нарушающим права и законные интересы Мальцева А.А.

Требование о признании незаконным заключения об определении у лица гражданства Российской Федерации подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, статья 219 которого предусматривает сроки обращения в суд с административным иском в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения в суд.

Части 6 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Копия обжалуемого заключения была направлена в <данные изъяты> 24 декабря 2019 года, сведения о том, когда с ним был ознакомлен осужденный Мальцев А.А., административный ответчик суду не представил.

Мальцев А.А. в судебном заседании пояснил, что в исправительном учреждении был ознакомлен с заключением, когда точно не помнит, копия заключения ему не вручалась.

При этом, представитель административного ответчика заявил о пропуске Мальцевым А.А. срока обращения в суд.

Из материалов дела следует, что Мальцев А.А., ознакомившись с обжалуемым заключением, обращался с обращениями (жалобами) в Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру РФ, МВД РФ, УМВД России по Калужской области, МВД по Республике Коми, обжалуемое заключение не было пересмотрено. Мальцев А.А. также обращался с иском в Калужский районный суд Калужской области, исковое заявление определением от 02 августа 2021 года возвращено как неподсудное поименованному суду.

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (часть 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

С учетом изложенного суд считает, что имеются основания для признания пропуска срока обращения в суд Мальцевым А.А. по уважительным причинам.

На основании изложенного суд считает необходимым признать незаконным заключение служебной проверки МВД по Республике Коми от 17 декабря 2019 года об отсутствии у Мальцева А.А. гражданства Российской Федерации и возложить обязанность на МВД по Республике Коми выдать Мальцеву А.А. паспорт гражданина Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 218, 219, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Мальцева Андрея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным заключение служебной проверки МВД по Республике Коми от 17 декабря 2019 года об отсутствии у Мальцева Андрея Александровича, <данные изъяты>, гражданства Российской Федерации.

Возложить на МВД по Республике Коми обязанность выдать Мальцеву Андрею Александровичу, <данные изъяты> паспорт гражданина Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 09 декабря 2021 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Председательствующий судья                    О.В. Черникова

2а-600/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МАЛЬЦЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
МВД России по Республике Коми
Другие
Военный комиссариат Калужской области
УМВД России по Калужской области
Минообороны РФ
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Черникова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.09.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
20.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее