Дело № 2-117/2024
УИД 26RS0026-01-2024-000051-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» марта 2024 года г.Нефтекумск
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ливинской Н.С.,
при секретаре Гатиловой Т.А.,
с участием истца Суровой О.А.,
представителя ответчиков ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю и третьего лица ФСИН России Орловой А.Ю., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суровой О.А. к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Суровая О.А. обратилась в суд с иском к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда.
Исковые требования, уменьшенными в порядке ст.39 ГПК РФ, мотивированы тем, что с декабря 2015 года по 10.11.2023 года она проходила службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от 07.11.2023 года №-лс контракт с ней был расторгнут и она уволена со службы уголовно-исполнительной системы на основании п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона №197-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. При увольнении со службы с ней не был полностью произведен расчет. Так, ей не была выплачена компенсация за работу за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Согласно сведениям отдела бухгалтерии и ОК и РЛС ФКУ ЛИУ № УФСИН России по Ставропольскому краю у нее в период с 01.04.2020 по 21.08.2021 работа в выходные и нерабочие праздничные дни составила 512 часов, в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени составила 210 часов, в период с 01.07.2021 года по 21.08.2021 года работа сверхурочной нормальной продолжительности рабочего времени составила 40 часов, в период с 22.08.2021 по 31.10.2022 работа в выходные и нерабочие праздничные дни составила 408 часов. 17.07.2023 года она обратилась в ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие и праздничные дни, отработанные с 22.08.2021 года по 14.05.2023 года в количестве 560 часов, что составляет 70 рабочих дней. В соответствии с ответом ФКУ ЛИУ №8 ей предоставлена возможность реализации права на дополнительные дни отдыха в количестве 19 рабочих дней за период с 03.12.2022 года по 14.05.2023 года, в предоставлении дополнительных дней отдыха в остальной части отказано, так как основные отпуска за 2021 и 2022 гг. были использованы полностью. 13.10.2023 года она дополнительно обратилась в ФКУ ЛИУ-8УФСИН России по Ставропольскому краю с рапортом о предоставлении денежной компенсации взамен не предоставленным дням дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени. Согласно ответу ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК от 17.10.2023 года в выплате денежной компенсации ей было отказано, поскольку согласно п. 5 Приложения №11 к приказу Минюста России от 05.08.2021 г. №132 денежная компенсация за указанные часы работы не предоставляется. В связи с полученным ответом ею был подан рапорт на действия администрации в УФСИН России по Ставропольскому краю. Согласно ответу УФСИН России по Ставропольскому краю от 23.11.2023 года, в выплате денежной компенсации ей отказано, поскольку выплата компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного законом времени, в выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику с пятидневной служебной неделей не предусмотрена. С решениями ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю по вышеупомянутым обстоятельствам она не согласна. Просит признать незаконными отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК от 17.10.2023 № и отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 23.11.2023 года № в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни, а также сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю денежные средства в счет выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в общей сумме 280563 рубля 16 коп., в том числе за выполнение служебных обязанностей в праздничные и выходные дни в сумме 223576 руб. 67 коп., за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени - 56987 рублей. 49 коп. Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная с 11.11.2023 по 10.01.2024г. в общей сумме 17563 руб. 26 коп., с 11.01.2024 года по день фактической выплаты- в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки; взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Суровая О.А. поддержала уменьшенные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить иск, с размером компенсации, указанной в справке УФИН России по СК не согласна, как и не согласна с представленной справкой о расчете компенсации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 06.03.2024г., так как расчет осуществлен исходя из окладов, действующих на те года, когда ею были выполнены служебные обязанности, а не по окладу на день увольнения, что нарушает ее права как работника.
В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, и третьего лица Орлова А.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении иска. Также пояснила, что ею предоставлена справка с расчетом компенсации от 06.03.2024г., где количество дней с учетом уменьшенных исковых требований они не оспаривают, однако произвели перерасчет компенсации по окладам, действующим в год отработанных дней, а не по окладу, имевшему место на день увольнения, что также согласуется с позицией УФСИН России по СК. Ранее ею как представителем ФКУ ЛИУ 8 была представлена справка о расчете компенсации исходя из оклада, действующего на момент увольнения сотрудника, просит не принимать ее во внимание.
Из письменных возражений ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что Суровая О.Н. проходила службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК с 28.12.2015 года, уволена с 10.11.2023 года приказом УФСИН России по СК от 07.11.2023 года №-лс. За время прохождения службы Суровая О.Н. привлекалась к выполнению служебных обязанностей в выходные нерабочие и праздничные дни: с 01.04.2020 по 31.12.2020 – 288 часов, с 01.01.2021 по 21.08.2021 – 240 часов, с 22.08.2021 по 14.05.2023 – 560 часов, к сверхурочной работе: с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 210 часов, с 01.07.2021 по 21.08.2021 – 40 часов.17.07.2023 года Суровая О.Н. обратилась с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни отработанные в период с 22.08.2021 по 14.05.2023 в количестве 560 часов, что составляет 70 дней. Руководством ФКУ ЛИУ8 было дано разрешение на предоставление дополнительных дней отдыха за период с 03.12.2022 по 14.05.2023 в количестве 19 дней, в предоставлении остальных дней отдыха было отказано в связи с невозможностью предоставления в виду следующего. Согласно справке отдела кадров Суровая О.Н. находилась с 15.05.2023 по 23.06.2023 в основном отпуске за 2023 год, с 05.06.2023 по 28.06.2023 отсутствие по причине временной нетрудоспособности, с 29.06.2023 по 17.07.2023 – продление основного отпуска за 2023год, с 18.07.2023 по 11.08.2023 – дополнительный отпуск за ненормированный служебные день за 2022г., 2023г., и за стаж службы в УИС за 2023г., с 11.08.2023 по 25.08.2023, с 28.08.2023 по 30.08.2023, с 31.08.2023 по 12.09.2023, с 13.09.2023 по 09.10.2023 – отсутствии по причине временной нетрудоспособности, с 11.10.2023 по 07.11.2023 - дополнительные дни отдыха за время, отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни. 13.10.2023 года Суровая О.Н. обратилась в рапортом о предоставлении денежной компенсации взамен не предоставленных дней дополнительного отдыха. В ответе ФКУ ЛИУ-8 УФСИН от 17.10.2023 года в выплате денежной компенсации Суровой О.Н. отказано, поскольку согласно п.5 приложения 11 к приказу Минюста России от 05.08.2021 №132 денежная компенсация за указанные часы работы не предоставляются, поскольку в настоящее время выплата денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного законом времени в выходные и нерабочие праздничные дни, сотруднику с пятидневной служебной неделей не предусмотрена. В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Приказом №132 от 05.08.2021 года установлен порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу в сверхурочное время. В соответствии с п.5 приложения 11 приказа №132 сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии с п.7 приложения 11 этого же приказа, сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ. – не менее 3 и не более 10 дней. Таким образом, с изданием Приказа МЮ от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», выплата денежной компенсации сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и для сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не предусмотрена. Приказом начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК от 21.09.2021 года №247 Суровой О.Н. инспектору группы специального учета установлен ненормированный рабочий день. Истец проходил службу в должности инспектора группы специального учета, т.е. являлся сотрудником с установленной по должности пятидневной служебной неделей и ненормированным служебным днём, выплата, денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни законом не предусмотрена, а за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ему предоставляется дополнительный отпуск. Таким образом, оснований для выплаты Суровой О.Н. компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имеется. Что касается компенсации морального вреда, то истцом не представлено доказательств физических и нравственных страданий причиненных ему в результате неправомерных действий со стороны ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК. Просит в удовлетворении иска отказать.
Из письменных возражений УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что УФСИН России по Ставропольскому краю в данном споре является ненадлежащим ответчиком. Истец проходила службу непосредственно в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Приказами (распоряжения) начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю истец привлекалась к исполнению служебных обязанностей, в том числе к работе в выходные и праздничные дни, сверхурочной работе. Учет служебного (рабочего) времени истца осуществлялся в соответствующих табелях учета в ФКУ ЛИУ- 8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Денежное довольствие выплачивалось истцу за счет средств федерального бюджета, доведенных до ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю на соответствующие цели. На ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю возложены функции и обязанности по расчету и выплате денежного довольствия истцу, изданию приказов о привлечении истца к службе (работе) в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, учету служебного (рабочего) времени истца, предоставлению соответствующих компенсаций, а также проведению расчета при увольнении. На ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю данные обязанности действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными правовыми актами не возложены. Взыскание денежных средств напрямую с ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю как с главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств по денежному довольствию в пользу сотрудников, проходящих службу непосредственно в подведомственных учреждений, законодательно не регламентировано. Более того, истец обращался с рапортом на предоставление компенсации в виде дополнительных дней отдыха именно к начальнику ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, и именно руководством ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю право истца на предоставление дополнительных дней отдыха реализовано частично. На основании части 6 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников в случае привлечения их к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в период службы истца в УИС регламентировался: до 21.08.2021 - приказом ФСИН России от 27.05.2013 № «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно- исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» (далее - Порядок, утвержденный приказом ФСИН России №); с 22.08.2021 по настоящее время - приказом ФСИН России от 16.08.2021 X® 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее - Порядок, утвержденный приказом ФСИН России №), Порядком привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №), Порядком предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №), утвержденными приказом Минюста России №). Как следует из пунктов 17-20 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России №, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) выплачивается денежная компенсация; служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В соответствии с пунктами 5,7,8,9 Приложения На 11 к приказу Минюста России №: сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни; сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется; за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона №97-ФЗ; предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля. Таким образом, как следует из буквального толкования изложенных норм: до 21.08.2021 привлечение сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, компенсировалось путем выплаты денежной компенсации, и могла быть компенсирована предоставлением дополнительных дней /часов) отдыха: с 22.08.2021 императивно сотрудникам, с установленной пятидневной служебной неделей, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на основании поданных ими рапортов, денежная компенсация не предоставляется: сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, денежная компенсация за сверхурочную работу не предоставляется, а предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 10 календарный дней. С 22.08.2021 право на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за период 2022-2023 истцом было реализовано 18.07.2023. При рассмотрении спора по существу обращаем внимание, что истцом нарушены Сроки обращения в Суд за разрешением индивидуального трудового спора. Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в УИС. - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части, 1 статьи 3 Федерального закона № 197-ФЗ, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. Принимая во внимание, что порядок разрешения служебного спора, сроки обращения сотрудника (бывшего сотрудника) к уполномоченному должностному лицу или в суд за разрешением служебного спора урегулированы специальным нормативным актом (Федеральным законом № 197-ФЗ), положения статьи 392 Трудового кодекса РФ в данном случае не применимы. В соответствии с пунктами 2, 8,9,19 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России №, выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия; денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Получая ежемесячно денежное довольствие за фактически отработанное время с учетом привлечения к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. сверхурочной работе. отраженном в табелях учета рабочего времени, истец была информирована о невыплате ей денежной компенсации за фактически отработанное время. Суммы начислений, удержаний и перечислений денежного довольствия истцу" предоставлялись в виде расчетных листков ежемесячно. Учитывая специфику исполнения служебных обязанностей и выплаты денежного довольствия, течение срока для обращения к уполномоченному должностному лицу или в суд для разрешения служебного спора начинает исчисляться со дня фактического получения (зачисления на счет) сотрудником ежемесячного денежного довольствия за фактически отработанное время в период, в котором допускалось привлечение ее приказами (распоряжениями) ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Требования истца о взыскании процентов и компенсации морального вреда суд считает незаконными и необоснованными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца, представителя ответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации определяется Федеральным законом Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Частью 1 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ под служебным временем определено время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
В соответствии с ч.2 ст.55 Федерального закона №197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно ч.6 ст.55 Федерального закона №197-ФЗ, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.10 ст.55 ФЗ-197).
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269 (действовавшим до 03.10.2021 года) утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п.17 Порядка, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п.20 Порядка). Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п.19).
Приказом ФСИН России от 16.08.2021 №701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, которым не предусмотрена выплата денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. 05.08.2021 года Приказом Минюста России №132 утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11).
Соответствии с п.5 Порядка, сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (п.7 Порядка).
Как следует из материалов дела, Суровая О.Н с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. ДД.ММ.ГГГГ с Суровой О.Н. заключен контракт № о службе в уголовно-исполнительной системе РФ в должности инспектора группы специального учета ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Из справок ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК следует, что согласно табелям учета рабочего времени инспектора группы специального учета Суровой О.Н. работа в выходные дни и нерабочие праздничные дни за период с 01.04.2020 по 21.08.2021 составляет 512 часов, работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составила 210 часов, за период с 01.07.2021 года по 21.08.2021 года - 40 часов, работа в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 22.08.2021 по 31.10.2022 оставляет 408 часов.
Факт сверхурочной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни подтверждается приказами об организации суточных дежурств в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> и проверок несения службы в учреждении от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №, графиками дежурств.
17.07.2023 года Суровая О.Н. обратилась с рапортом к начальнику ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России о предоставлении дополнительных дней отдыха за время, отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 22.08.2021 по 14.05.2023 в количестве 560 часов, что составляет 70 рабочих дней.
Согласно резолюции начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России, имеющейся на рапорте, Суровой О.Н. предоставлено 19 дней дополнительного отдыха на период с 03.12.2022 по 14.05.2023 г.
Согласно рапорту Суровой О.Н. от 10.10.2023 года, она просила предоставить ей компенсацию в виде дополнительных дней отдыха за время, отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 22.08.2021 по 14.05.2023 в количестве 560 часов, что составляет 70 рабочих дней. Резолюцией начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России Суровой О.Н. разрешено предоставит дополнительных дней отдыха за 19 рабочих дней.
Согласно рапорту от 13.10.2023 года суровая О.Н. обратилась к начальнику ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК с просьбой о выплате ей денежной компенсации за привлечение к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в количестве 288 часов и за период с 01.01.2021 по 21.08.2021 в количестве 240 часов; за сверхурочную работу за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в количестве 52 часа в размере 1,5 часовой ставки 158 часов в размере 2,0 часовой ставки, за период с 01.07.2021 по 21.08.2021 в количестве 10 часов в размере 1,5 часовой ставки и 30 часов в размере 2,0 часовой ставки.
Из ответа ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 17.10.2023 года № следует, что Суровой О.Н. отказано в выплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно рапорту от 18.10.2023 года, Суровая О.Н. обратилась к начальнику УФСИН России по Ставропольскому краю с рапортом о выплате ей денежной компенсации за привлечение к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в количестве 288 часов и за период с 01.01.2021 по 21.08.2021 в количестве 240 часов; за сверхурочную работу за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в количестве 52 часа в размере 1,5 часовой ставки 158 часов в размере 2,0 часовой ставки, за период с 01.07.2021 по 21.08.2021 в количестве 10 часов в размере 1,5 часовой ставки и 30 часов в размере 2,0 часовой ставки.
Согласно ответу УФСИН России по Ставропольскому краю от 23.11.2023 № Суровой О.Н. отказано в выплате денежной компенсации, с указанием на то, что приказом ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 21.09.2021 года № истцу установлено ненормированный служебный день. В соответствии с п.7,14 Порядка сотрудникам для которых установлен ненормированный рабочий день за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется, а компенсируется дополнительным отпуском в количестве 10 календарных дней. С 2021 года по настоящее время все дополнительные отпуска истцом использованы. Также разъяснено, что в настоящее время выплата денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного законом служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, сотруднику, с установленной пятидневной служебной неделей в уголовно-исполнительной системе РФ не предусмотрена.
Согласно выписки из приказа УФСИН России по Ставропольскому краю №-лс от 07.11.2023 года контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Суровой О.Н. расторгнут. Инспектор группы специального учета ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК Суровая О.Н. уволена со службы в уголовно-исполнительной системе 10.11.2023 года, с выплатой единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания.
На момент привлечения Суровой О.Н. к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни 2020г., 2021г. действовал приказ ФСИН России от 27.05.2013 года №, предусматривающий выплату за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в виде денежной компенсации, которая могла быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха.
Судом установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020г., 2021г. денежная компенсация Суровой О.Н. не выплачивалась и дополнительные дни отдыха не предоставлялись.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований о выплате компенсации за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 21.08.2021 года.
16 августа 2021 г. Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27 мая 2013 г. N 269 признан утратившим силу.
С 22.08.2021 года вступил в силу приказ Минюста России №132 от 05.08.2021 года, который предусматривает предоставление компенсация в виде дополнительного времени отдыха сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные.
Пунктом 8 Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11 к приказу №132) предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам от 15.08.2016 №73-КГ16-3, выполнение сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано к моменту предоставления ему очередного ежегодного отпуска в текущем году, а сотрудник, желающий реализовать свое право на получение в текущем году названной компенсации, должен обратиться с соответствующим рапортом.
Суровая О.Н., зная о своем праве воспользоваться дополнительными днями отдыха за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период с 2020-2023гг., с рапортами к руководству в указанные периоды не обращался.
Между тем, часть 6 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ, предусматривает право сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха за исполнение им служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на выплату денежной компенсации.
В соответствии с названным законом основанием для реализации этого права является просьба сотрудника, такое волеизъявление сотрудника оформляется по общим правилам в форме рапорта.
Также согласно разъяснениям, указанным в письме МИНЮСТ РОССИИ от 14.03.2023г. по указанным обстоятельствам, отсутствие регламентированного Минюстом России порядка выплаты денежной компенсации сотруднику не может являться основанием в отказе такой выплаты в соответствии с частью шестой статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ.
Учитывая, что истец уволен со службы уголовно-исполнительной системы, дополнительные дни отдыха за исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также работу в сверхурочное время в период его службы ему не предоставлялись в виду вышеизложенного, она не лишена права ставить вопрос о выплате ей денежной компенсации за указанные периоды работы в связи с выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени в период с 01.01.2021 по 31.10.2022 г.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 17.10.2023 года № и отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 23.11.2023 года № в выплате истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за 2020-2022гг. являются незаконными, а требования Суровой О.Н. о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени подлежащими удовлетворению.
Согласно справке – расчета, произведенной бухгалтерией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, представленными ранее в материалы дела, размер компенсации полагающейся Суровой О.Н. за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.04.2020 по 21.08.2021 года составляет 124424 руб. 72 коп., за период с 22.08.2021 по 31.10.2022 г. составляет 99150 руб. 95 коп., денежная компенсация за работу сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.07.2021 по 21.08.2021 г. составляет 56987 руб. 49 коп. Итого: 280563 руб. 16 коп.
Судом данный расчет проверен и признан верным.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю, как с распорядителя бюджетных средств.
Справку о расчете компенсации от 06.03.2024г., представленную представителем ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, а также справку о расчете компенсации, представленную с письменными возражениями УФСИН России по СК суд не принимает во внимание, так как следует из пояснений представителя ответчиков ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю Орловой А.Ю. расчет компенсации в указанных справках был произведен за каждый год из должностного оклада, действующего в тот же год, а не из должностного оклада, действующего в день увольнения работника, что противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права работника.
Суд считает необоснованными доводы ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю о том, что он является ненадлежащим ответчиком ввиду следующего.
Из п.1.2.1 Правил внутреннего служебного (трудового) распорядка ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, утвержденных приказом начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России № от 18.03.2022 года, следует, что работодателем является ФСИН России в лице ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Согласно контракту № от 06.05.2020 года Суровая О.Н.. была принята на работу в целях прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Данный контракт заключен между Суровой О.Н. и начальником УФСИН по Ставропольскому краю.
Согласно п. 6.2 контракта работодатель обязался обеспечить сотруднику своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий.
Таким образом, поскольку контракт с Суровой О.Н. был заключен с УФСИН России по Ставропольскому краю, то надлежащим ответчиком по данному спору является УФСИН России по Ставропольскому краю.
Также суд считает необоснованными доводы стороны ответчика о пропуске срока истцом для обращения в суд с настоящим иском, поскольку Суровая О.Н. узнала о своем нарушенном права при увольнении со службы 10.11.2023 года, соответственно, срок обращения в суд с иском, предусмотренный абз. 2 ст.392 ТК РФ, ею не пропущен.
Согласно абз.1 ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая, что при увольнении со службы с истцом не был произведен полный расчет, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени в размере 280563 руб. 16 коп. выплачена не была, на данную сумму в соответствии со ст.236 ТК РФ подлежат начислению проценты начиная с 11.11.2023 года до даты фактического исполнения решения суда.
Согласно сведениям Центрального Банка РФ, ключевая ставка ЦБ РФ с 30 октября 2023 года по 17 декабря 2023 года - 15% годовых, с 18 декабря 2023 года – 16% годовых.
Таким образом, сумма процентов (денежная компенсация), предусмотренных ст.236 ТК РФ, подлежащая взысканию в пользу истца составляет: за период с 11.11.2023 по 17.12.2023 (37 дней) 280563,16 руб. х 37 дней х 1/150 х 15% = 10380,84 руб.; за период с 18.12.2023 по 07.03.2024 – дата принятия решения (81 день) 280563,16 руб. х 81дней х 1/150 х 16% = 24240,65 руб., всего 34621 руб. 49 коп.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, данным в п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание характер нарушений прав истца, их продолжительность, степень вины ответчиков, с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Суровой О.А. к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Признать отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 17.10.2023 № и отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 23.11.2023 года № в выплате денежной компенсации за выполнение служебной обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени незаконными.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю (ИНН 2634017706) в пользу Суровой О.А., <данные изъяты> денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере 280 563 рубля 16 коп., в том числе за работу в праздничные и выходные дни - 223575 руб. 67 коп., за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени – 56987 руб. 49 коп.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу Суровой О.А. проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока всех выплат, причитающихся работнику при увольнении, за период с 11.11.2023 года по 07.03.2024 года (включительно) в размере 34621 рубль 49 коп., и с 08.03.2024 года по день фактической выплаты - в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу Суровой О.А. компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Суровой О.А. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Ставропольскому краю о взыскании компенсации морального в размере 90 000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2024 года
Судья Н.С. Ливинская