Дело № 33-2127/2022 (в суде первой инстанции №2-3948/2021)
27RS0003-01-2021-007135-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2022 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Поливода Т.А., Сенченко П.В.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Талыбове Ю.Г.о
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнильцевой С.Д. к Романенко Ю.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, о признании утратившими права пользования жилым помещением,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска, апелляционной жалобе истца Корнильцевой С.Д. на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 16 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Поливода Т.А., пояснения истца Корнильцевой С.Д., представителя истца Помогаевой Л.И., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
установила:
Корнильцева С.Д. обратилась в суд с иском к Романенко Ю.А. и ее несовершеннолетним детям ФИО1, ФИО2 о признании утратившими права пользования жилым помещением по адресу <адрес>. В обоснование своих требований указала, что является собственником вышеуказанной квартиры. В квартире на регистрационном учете состоят ответчики Романенко Ю.А. - бывшая супруга внука истца Романенко Виктора Александровича, и их дети ФИО1, 2017 года рождения, ФИО2, 2017 года рождения. В 2018 году истец по просьбе Романенко В.А. зарегистрировала в своей квартире его и ответчиков для участия в молодежной социальной программе приобретения жилья. В квартире Корнильцевой С.Д. ответчики проживали непродолжительное время в 2020 году, после чего начали арендовать квартиру по адресу: <адрес>. В мае 2021 года брак между Романенко В.А. и Романенко Ю.А. расторгнут, ответчик Романенко Ю.А. и дети ФИО1, ФИО2 продолжают проживать в квартире по адресу: <адрес>. Наличие регистрации ответчиков в жилом помещении создает препятствия истцу в реализации его прав собственника. Просит суд признать Романенко Ю.А., ФИО1, ФИО2 утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 декабря 2021 года исковые требования Корнильцевой С.Д. удовлетворены частично.
Судом постановлено:
Признать Романенко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для снятия Романенко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований к ФИО1, ФИО2 отказать.
В удовлетворении требования о снятии с регистрационного учета отказать.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска, полагая решение суда в части отказа в удовлетворении требований к ФИО1, ФИО2 о признании утратившими права пользования жилым помещением незаконным, просит его отменить в данной части, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Корнильцева С.Д. зарегистрировала в своей квартире ответчиков по просьбе своего внука Романенко В.А. - бывшего супруга ответчицы Романенко Ю.А., для их участия в молодежной социальной программе приобретения жилья. В квартире Корнильцевой С.Д. ответчики проживали временно в 2020 году по устной договоренности с истцом, после чего арендовали квартиру по адресу: <адрес>. В мае 2021 года брак между Романенко В.А. и Романенко Ю.А. расторгнут, ответчик Романенко Ю.А. и ее дети ФИО1 и Романенко. В. продолжают проживать в квартире по адресу: <адрес>. В судебном заседании установлено, что ответчикам препятствий в проживании со стороны истца не чинилось, желание ответчиков съехать с квартиры Корнильцевой С.Д. явилось их личным волеизъявлением, основанном на добровольном принятии данного решения, в связи с чем ответчики самостоятельно в добровольном порядке прекратили права пользования квартирой Корнильцевой С.Д. Наличие каких-либо правовых оснований для возникновения у ответчиков права пользования жилым помещением Корнильцевой С.Д. в данном случае не усматривается. Кроме этого, факт регистрации не является основанием приобретения права на жилое помещение.
В апелляционной жалобе Корнильцева С.Д., полагая решение в части отказа в удовлетворении исковых требований незаконным, необоснованным, просит его изменить, удовлетворить ее исковые требования. В обоснование своих доводов указывает на то, что, отказывая в удовлетворении части иска, суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Она является собственником однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Её внук Романенко В.А. со своей семьёй уговорил ее временно пожить в квартире в связи с тем, что у них сложилось тяжёлое финансовое положение, и они не могли оплачивать квартиру, которую арендовали. Зарегистрировала их в квартире только для того, чтобы они могли встать на очередь для получения льготной ипотеки как молодая семья. Ответчица Романенко Ю.А., допрошенные свидетели, представленные документы подтверждают, что ответчики проживали в ее квартире, но в июне 2020 года выехали всей семьей и проживали в арендованной квартире по адресу: <адрес>. Они выехали из квартиры добровольно, забрали свои вещи, обустроили быт и свою жизнь в новой квартире. Брак между ее внуком и ответчиком Романенко Ю.А. расторгнут. Родители достигли договорённости о том, что дети проживают с мамой, отец имеет право только на совместные прогулки с детьми в течение нескольких часов, поэтому вывод суда и ссылка на ст.20 п.2 ГК РФ о том, что местом жительства детей признаётся место жительства родителей, дети приобретают право на ту жилплощадь, которую на законном основании занимают их родители или один из родителей и которая определяется по соглашению родителей местом их жительства, является необоснованным.
Письменных возражений относительно доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы не поступило.
В заседании судебной коллегии прокурор поддержал доводы, изложенные в апелляционном представлении.
Истец Корнильцева С.Д. и ее представитель Помогаева Л.И. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. ст. 209, 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является Корнильцева С.Д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 16.02.2012.
Согласно поквартирной карточке в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 15.09.2021 зарегистрированы по месту жительства:
Корнильцева С.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 07.05.1998 и по настоящее время;
Романенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 11.07.2019 и по настоящее время;
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 22.10.2019;
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 22.10.2019;
Романенко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., с 22.10.2019;
Корнильцев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., с 24.10.2019 по 24.10.2022;
Корнильцев А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 10.08.2021 по 10.08.2022.
Согласно поквартирной карточке в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.01.2022 Романенко В.А. снят с регистрационного учета по указанному адресу 18.01.2022.
Разрешая заявленные требования к ФИО1 и ФИО2, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 20, ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», установив, что у матери несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 – Романенко Ю.А. отсутствует в собственности жилое помещение, при этом отец несовершеннолетних Романенко В.А. остается зарегистрированным в спорной квартире, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании ФИО1, ФИО2 утратившими права пользования жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в данной части по следующим основаниям.
Как установлено судом ФИО1 и ФИО2 являются несовершеннолетними. Их родителями являются Романенко В.А. и Романенко Ю.А.
Согласно п.2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Согласно п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
На основании ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
В соответствии с п.2 ст.20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает безусловное право на вселение (а следовательно, и регистрацию) несовершеннолетнего в квартиру, где зарегистрированы один или оба из его родителей. В соответствии с п. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. В отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан, такое правило Жилищным кодексом РФ не предусмотрено. Однако Верховный Суд РФ в п. 12 Постановления Пленума от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.
Несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение, при этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.
По смыслу указанных норм права дети вправе проживать как по месту жительства матери, так и по месту жительства отца, приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, поскольку несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовывать право на вселение.
При этом семейные отношения между родителем и несовершеннолетним ребенком не прекращаются ни в случае расторжения брака родителей, ни в случае определения места жительства ребенка с другим родителем.
Судебная коллегия учитывает, что в данном случае родителями несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 выражена и реализована воля на вселение и регистрацию детей в жилое помещение, принадлежащее истцу. Собственник жилого помещения не предпринимал меры по оспариванию регистрации несовершеннолетних по месту жительства в спорном жилом помещении. При этом права несовершеннолетних детей, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно реализовывать и защищать свои права, независимо от указанного факта подлежат охране, в связи с чем, в целях защиты жилищных прав несовершеннолетних оснований для признания их утратившими право пользования жилым помещением на момент принятия решения судом первой инстанции не установлено.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на момент принятия решения судом первой инстанции отец несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 оставался зарегистрированным в спорной квартире, при этом истец его право пользования данной квартирой не оспаривала.
Снятие отца несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета в спорной квартире после принятия решения судом первой инстанции не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, а является новым обстоятельством для решения вопроса о признании несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования спорным жилым помещением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 16 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску Корнильцевой С.Д. к Романенко Ю.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, о признании утратившими права пользования жилым помещением – оставить без изменения, апелляционное определение прокурора Железнодорожного района города Хабаровска, апелляционную жалобу Корнильцевой С.Д. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой инстанции и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу путем подача кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: