Дело № 2-3124/2020( УИД:44RS0001-01-2020-003951-58)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макаровой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику Костромского почтамта УФПС Костромской области, начальнику филиала УФПС Костромской области, АО «Почта России» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности восстановить нарушенные права,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с иском к начальнику Костромского почтамта УФПС Костромской области, начальнику филиала УФПС Костромской области АО « Почта России» об оспаривании не направления в его адрес письменного ответа на заявление.
В обоснование заявленных требований истец указал, что из письма от <дата> начальника отдела районной службы судебных приставов ФИО3 он узнал, что по делу №-ИП вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать судебного пристава- исполнителя ФИО4 предоставить в его адрес вышеназванное постановление. Решением Свердловского районного суда от <дата> в удовлетворении его исковых требований было отказано, т.к. судом было установлено, что данное постановление ему было направлено почтовой связью. В связи с неполучением указанного постановления, он обратился в адрес начальника Костромского почтамта с письмом от <дата> в котором просил разъяснить, где находится данное почтовое направление. Его письмо было получено <дата>. Более чем 2.5 мес. письменного ответа от руководителя Почтамта он не получал. Данное бездействие является незаконным и нарушает его процессуальные права. Руководствуясь п. 3 ст. 5 ФЗ РФ № 59-ФЗ от 02 марта 2006 года «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации», просит суд признать незаконным не направление ему начальником Костромского почтамта письменного ответа по существу письма от <дата> и обязать надлежащего ответчика направить в его адрес письменный ответ о том, где в настоящее время находится почтовое отправление службы судебных приставов с постановлением по делу №-ИП, установив срок для исполнения данной обязанности.
Определением суда от <дата> в качестве ответчика привлечено АО «Почта России»,т.к. УФПС Костромской области не является юридическим лицом, находится в структурном составе юридического лица АО « Почта России», почтамт УФПС Костромской области также не является юридическим лицо, являясь обособленным подразделением АО « Почта России»..
В судебное заседание:
Истец ФИО1 не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом. В письменном заявлении от <дата> просил рассмотреть все процессуальные вопросы и данное дело в целом в своё отсутствие. Исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Почта России» в лице УПФС Костромской области ФИО5(действующий по доверенности) исковые требования ФИО1 не признал. В судебном заседании пояснил, что Регламентом работы с обращениями пользователей ФГУП « Почта России», утверждённым <дата> определён порядок работы с обращениями граждан. В силу п. 1.2.1 Приложения № к Регламенту срок рассмотрения обращений в отношении обращений на розыск и нарушения контрольных сроков прохождения РПО составляет 21 день. В ответ на обращение истца <дата> был направлен ответ, который был им получен <дата>г. Следовательно, обращение ФИО1 фактически рассмотрено.Само по себе нарушение 21-дневного установленного Федеральным законом № 58-ФЗ, срока направления на обращение при отсутствии негативных последствий для истца, не является основанием для удовлетворения заявленных требований истца..
Ответчики: начальник Костромского почтамта УФПС Костромской области, начальник филиала УФПС Костромской области о рассмотрении дела судом извещались надлежащим образом. В судебное заседание не явились..
Представитель заинтересованного лица- Управления федеральной службы судебных приставов России по Костромской области в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.Правовое положение акционерного общества «Почта России» устанавливается федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 19 указанного Федерального закона права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках рассмотрения административного дела № по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу- исполнителю отдела судебных приставов по Давыдовскому и Центральным округам г. Костромы УФССП России по Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, было установлено, что в адрес истца ФИО1 копия постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от <дата> была направлена истцу в составе списка исходящей корреспонденции с отметкой ФГБУ « Почта России» от <дата>
Как утверждает истец в данном исковом заявлении, указанное почтовое отправление им получено не было.
<дата> ФИО1 обратился с письменным заявлением к начальнику Костромского почтамта в котором указал, что из судебного решения от <дата> он случайно узнал, что районная службы судебных приставов <дата> направляла ему почтовой связью постановление от <дата>( Об окончании исполнительного производства по делу №-ИП). Данное постановление он не может найти в своих архивах. Есть вероятность, что почта ему его не вручила ни в <дата> г., ни позднее. Из решения суда следует, что оно может быть оспорено в суде, если ему удаться найти его копию. ФИО1 просил сообщить где находится данное почтовое отправление, направленное службой судебных приставов, <дата>
Указанное почтовое отправление было получено представителем ответчиков <дата>, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным истцом в суд.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 ФЗ №59-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
АО « Почта России» создано в соответствии с Федеральным законом « Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» путём реорганизации( преобразования) федерального государственного унитарного предприятия « Почта России»( устав утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации РФ от 20 сентября 2019 г. № 213-р).
Таким образом, АО «Почта России» осуществляет публично значимые функции по оказанию услуг почтовой связи.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи.
В силу п. 32-33 положений Правил оказания услуг почтовой связи, утверж. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. № 234 почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, заменив их на иной способ извещения, в случае, если оператор почтовой связи предоставляет такую возможность, посредством совершения пользователем услугами почтовой связи действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
ФГУП «Почта России» утвержден 28.02.2018 N 15-лна Регламент работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России», который устанавливает порядки работы с обращениями по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФГУП «Почта России», претензиями при неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств при оказании услуг ФГУП «Почта России». Так, согласно п. 3. Регламента обращение - это заявление, жалоба, претензия, предложение физического лица или юридического лица, направленные (предъявленные, адресованные) в ФГУП «Почта России» в письменной форме или в форме электронного документа (сообщения), а также устное обращение физического или представителя юридического лица в объекты почтовой связи ФГУП "Почта России" или компанию-партнер.
В силу положений п. 4.24 Регламента ответы на письменные обращения должны предоставляться по существу всех поставленных в обращении вопросов.
Ответы на письменные обращения, поданные заявителями в объектах почтовой связи на бумажном носителе, в том числе записанные в книгу заявлений и предложений или поступившие по каналам почтовой либо телеграфной связи, пересылаются по адресу, указанному заявителем заказными письмами разряда « Служебное» или путём, указанным заявителем в качестве предпочтительного.
Приложением № к Регламенту установлен срок исполнения и дачи ответов в отношении обращений на розыск и нарушение контрольных сроков прохождения РПО, который составляет 21 день.
Факт получения <дата> адресатом -начальником Костромского почтамта УФПС Костромской области обращения ФИО1 представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
<дата> подготовлено, а <дата> УПФС Костромской области направлено в адрес ФИО1 заказное письмо с почтовым идентификатором 15600048309312, в котором за подписью начальника почтамта сообщается о рассмотрении заявления ФИО1 и предлагается для проведения проверки по розыску почтового отправления предоставить его номер.
Указанное письмо получено адресатом <дата>.
<дата> истцом ФИО1 в суд представлена копия указанного письма и письменное объяснение, из которого следует, что им не может быть представлен регистрационный номер отправленного почтового отправления в связи с тем, что он является его получателем.
Проанализировав содержание вышеуказанной переписки, суд приходит к выводу о том, что обращение ФИО1 по существу поставленного в нем вопроса - « сообщить, где в настоящее время находится почтовое отправление службы судебных приставов с постановлением по делу №-ИП» фактически рассмотрено, ответ заявителю дан по существу в полном объеме. Принимая во внимание, что АО «Почта России» не являлась участвующим в деле лицом при рассмотрении административного дела №а-4239/ 2019, следовательно, не располагает сведения каким образом ( простым или регистрируемым и т.п.) было направлено адресованное ФИО1 почтовое отправление, сам истец выражает сомнение в неполучении направленного почтового отправления, допуская только возможность его не вручения, представителем юридического лица обоснованно предложено истцу предоставить номер почтового отправления для осуществления его надлежащего розыска.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период рассмотрения дела судом нарушенные права истца восстановлены, письменный ответ им получен. Несогласие с содержанием полученного ответа не свидетельствует о незаконности действий сотрудников АО «Почта России».
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Само по себе нарушение установленного 21 -дневного срока направления ответа на обращение от <дата> при отсутствии доказательств негативных последствий для истца, не является основанием для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, связанных с рассмотрением обращения заявителя.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО1 к начальнику Костромского почтамта УФПС Костромской области, начальнику филиала УФПС Костромской области, АО «Почта России» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности восстановить нарушенные права.- отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО1 к начальнику Костромского почтамта УФПС Костромской области, начальнику филиала УФПС Костромской области, АО «Почта России» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности восстановить нарушенные права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательной форме : <дата>
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова