Решение по делу № 2-2174/2023 от 31.05.2023

УИД 74R 74RS0032-01-2023-002108-41

Дело № 2 –2174/2023                         

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2023 года г. Миасс, Челябинская область,

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тороповой Л.В.,

при секретаре Борозенцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Миасса к Зуевой Т.В. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Миасса (далее по тексту ОКУ ЦЗН г. Миасса) обратилось в суд с иском к Зуевой Т.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 59099 рублей 49 копеек.

Обосновав исковые требования тем, что 21 апреля 2020 года Зуева Т.В. обратилась в ОКУ ЦЗН г. Миасса для постановки на учет в качестве безработной, заявление на получение государственной услуги содействия в поиске подходящей работы подано через портал «Работа в России» с использованием подтвержденной учетной записи Госуслуги (ЕСИА). При подаче заявления заявитель предупреждалась об ответственности за предоставление ложных данных, о возможном взыскании незаконно полученных денежных средств. Без подтверждения гражданином в заявление об ознакомление с предупреждениями, заявление не может быть отправлено через портал «Работа в России». Зуева Т.В. при постановке на учет в ОКУ ЦЗН г. Миасса была ознакомлена с положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и подтвердила достоверность предоставленных сведений через портал «Работа в России». Зуева Т.В. признана безработной с 21 апреля 2020 года, установлен период выплаты пособия по безработице – 3 месяца с 21 апреля 2020 года по 20 июля 2020 года. За указанный период с учетом доплаты к пособию на основании Постановления Правительства Челябинской области № 133-П «О порядке предоставления региональной компенсационной выплаты в 2020 году» Зуевой Т.В. выплачено 59099 рублей 49 копеек. 25 августа 2020 года в ОКУ ЦЗН г. Миасса поступили сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, из которых установлено, что с 11 ноября 2019 года по 04 июня 2020 года Зуева Т.В. состояла в трудовых отношениях с АО «Тандер». На основании приказа НОМЕР от 22 сентября 2020 года Зуева Т.В. снята с учета в качестве безработной с 21 апреля 2020 года и на основании приказа НОМЕР от 22 сентября 2020 года ей прекращена выплата пособия по безработице с 21 апреля 2020 года. Таким образом, Зуева Т.В. не имела права на статус безработной, получение пособия по безработице и региональной компенсационной выплаты, а полученные ею суммы возвращению в бюджет.

В судебном заседание представитель истца Поляшова О.В. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.

Ответчик Зуева Т.В. в судебном заседание участия не принимала, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено, судом оставлено без удовлетворения ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца Поляшовой О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19.04.1991 N 1032-1).

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).

В соответствии с указанными Временными правилами (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3).

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12).

Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения (п. 17).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (п. 19).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21 апреля 2020 года в целях поиска работы Зуева Т.В. обратилась в дистанционной форме через портал «Работа в России» в ОКУ ЦЗН г. Миасса с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, признании безработным и назначении пособия по безработице по месту проживания.

В соответствии с представленными сведениями Зуева Т.В. признана безработной с 21 апреля 2020 года, установлен период выплаты пособия по безработице – 3 месяца с 21 апреля 2020 года по 20 июля 2020 года и его размер, а также доплаты к пособию на основании Постановления Правительства Челябинской области № 133-П «О порядке предоставления региональной компенсационной выплаты в 2020 году», всего за указанный период выплачено 59099 рублей 49 копеек (л.д. 7,8,9,10, 11).

25 августа 2020 года истцом установлен факт трудоустройства Зуевой Т.В. в АО «Тандер» с 11 ноября 2019 года по 04 июня 2020 года (л.д. 13, 15).

22 сентября 2020 года ОКУ ЦЗН г. Миасса издан приказ НОМЕР о снятии Зуевой Т.В. с регистрационного учета в качестве безработного (л.д. 16) и приказ НОМЕР о прекращении выплаты пособия по безработице с 21 апреля 2020 года (л.д. 16,17).

29 октября 2020 года в адрес Зуевой Т.В. направлено уведомление о необходимости вернуть в срок до 06 ноября 2020 года, необоснованно полученное, в связи с не предоставлением сведений о трудоустройстве, пособие по безработице в размере 59099 рублей 49 копеек (л.д. 14).

28 сентября 2020 года Зуевой Т.В. по факту незаконного получения пособия в период с 21.04.2020 года по 21 августа 2020 года даны пояснения о том, что в период с 11 ноября 2019 года по 04 июня 2020 года в АО «Тандер» фактически не работала и доходов не получала (л.д. 48).

Данные пояснения Зуевой Т.В. от 28 сентября 2020 года опровергаются справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год НОМЕР от 28.01.2021г., НОМЕР от 24.01.2021г. (л.д. 33), ответом ОСФР по Челябинской области на запрос суда (л.д. 36) и справкой АО «Тандер» о расторжении с Зуевой Т.В. трудового договора с 04 июня 2020 года (л.д. 38).

Из перечисленных выше документов судом установлено, что Зуева Т.В. состояла в трудовых отношениях с АО «Тандер» в период с 11 ноября 2019 года по 04 июня 2020 года получала заработную плату в указанный период. АО «Тандер» осуществляет деятельность по розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами (л.д. 50), соответственно положения Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года НОМЕР на деятельность АО «Тандер» не распространялось.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая, что ответчик была предупреждена об ответственности за сообщение ложных сведений о трудоустройстве, ей разъяснены последствия сообщения недостоверных сведений, будучи трудоустроенной и получая доход Зуева Т.В. не имела права на статус безработной, получение пособия по безработице и региональной компенсационной выплаты, а полученные ею суммы являются неосновательным обогащением и подлежат возвращению в бюджет.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Размер и порядок оплаты государственной пошлины определен ст. 333.19 НК РФ. При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (ст. 333.20 НК РФ).

Следовательно, с Зуевой Т.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1072 рублей 98 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Миасса к Зуевой Т.В. о взыскании неосновательного обогащения, - удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Зуевой Т.В., родившейся ДАТА года в пос. Теленешты Молдовской ССР, паспорт гражданина Российской Федерации серии НОМЕР номер НОМЕР выдан ДАТА АДРЕС, в пользу Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Миасса, ИНН 7415030855, неосновательное обогащение в размере 59099 (пятьдесят девять тысяч девяносто девять) рублей 49 копеек.

Взыскать с Зуевой Т.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1072 рублей 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья

Решение суда в окончательной форме принято 31 июля 2023 года.

2-2174/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ОКУ "Центр занятости населения г. Миасса Челябинской области
Ответчики
Зуева Тамара Вячеславовна
Суд
Миасский городской суд Челябинской области
Судья
Торопова Лада Владимировна
Дело на странице суда
miass.chel.sudrf.ru
31.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2023Передача материалов судье
05.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее