Дело №2-421/2020
24RS0017-01-2019-004172-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шамовой О.А.,
при секретаре Житникове Д.И.,
с участием истицы Антиповой Т.В. и ее представителя Татарчук Ю.А.,
представителя ответчика Волкодуновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антиповой Т.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) о признании решения незаконным, об установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Антипова Т.В. (с учетом уточнений) обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) о признании решения незаконным, об установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что 12.09.2017 года истец подала заявление о назначении пенсии. Решением ответчика от 11.12.2017 года № истцу отказано в досрочном назначении пенсии из-за недостаточности специального стажа. Основанием отказа явился неподтвержденный стаж работы в должности <данные изъяты> с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года, а также учебные отпуска и курсы повышения квалификации в различные периоды. Спорный период работы истца на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками, справкой о начислении заработной платы. Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебный отпуск приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, истцом фактически в спорный период выполнялись работы <данные изъяты>, то исчисления стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность. Для составления искового заявления истцом 12.10.2019 года было заключено соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом, за устную консультацию, изучение материалов, составление искового заявления и участие в судебном разбирательстве оплачено 25 000 рублей. Просит признать незаконным решение ответчика от 11.12.2017 года №; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии истца период работы с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года в качестве <данные изъяты>, с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года в качестве <данные изъяты>, учебные отпуска: с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, курсы повышения квалификации: с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2001 года; обязать ответчика назначить истцу льготную пенсию с 12.09.2017 года и произвести перерасчет пенсии; взыскать в ответчика в пользу истца 25 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Истец Антипова Т.В., представитель истца Татарчук Ю.А., действующая на основании доверенности (доверенность в материалах дела), в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) Волкодунова Л.М., действующая на основании доверенности (доверенность в материалах дела), в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Согласно возражениям на исковое заявление нахождение на курсах повышения квалификации и учебные отпуска с отрывом от работы с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы не обусловлено выполнением трудовых обязанностей, по характеру и условиям труда соответствующих занимаемой должности, на которую принят работник. Направление работника на курсы повышения квалификации и командировку с отрывом от работы осуществляется на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя о сохранении за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы на период его отсутствия. Таким образом, работнику в период нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с отрывом от работы выплачивается средняя заработная плата, а при выполнении трудовой функции – заработная плата в полном объеме, установленная за ставку (должностной оклад). Следовательно, работнику в период обучения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках не может оплачиваться одновременно две выплаты (средняя заработная плата и заработная плата за ставку (должностной оклад)). В связи с этим периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках засчитывать в специальный стаж не представляется возможным. Согласно ст.1 Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При приеме заявления об установлении страховой пенсии территориальный орган ПФР проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений. Проверка документов, оформленных на территории <адрес>, осуществляется путем направления запросов территориальным органом ПФР в компетентный орган <адрес>, на который возложено осуществление пенсионного обеспечения. Ответы на запросы о подтверждении стажа не поступили. Стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 11.09.2017 года составил 19 лет 04 месяца 09 дней (требуется 30 лет).
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ в ред., действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии указаны в ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Части 3 и 4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу пп."н" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст.22 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.09.2017 года Антипова Т.В., <данные изъяты> года рождения, обратилась в <данные изъяты> за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Для назначения пенсии Антиповой Т.В. были предоставлены: паспорт гражданина РФ №; документ об окончании учебного заведения №; справка работодателя №; справка работодателя №; справка, уточняющая характер работы №; справка, уточняющая характер работы №; справка ГУ службы занятости населения №; справка архивного учреждения №; справка архивного учреждения №; свидетельство о рождении № СНИЛС; свидетельство о браке №; свидетельство о расторжении брака № №; трудовая книжка образца 1974 и позднее №
Решением <данные изъяты> от 11.12.2017 года № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ со ссылкой на недостаточность специального стажа истца.
Общая продолжительность льготного стажа, зачтенная пенсионным органом, составила 19 лет 4 месяца 9 дней.
Не приняты к зачету в стаж периоды работы Антиповой Т.В. с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года (10.01.00) в качестве <данные изъяты> с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года (00.11.16), что в календарном исчислении составило 11 лет 15 дней; периоды нахождения Антиповой Т.В. на курсах повышения квалификации в период работы в <данные изъяты> с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года (00.01.12), с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года (00.01.02), с 27.09.2011 года 28.10.2011 года (00.01.02), что в календарном исчислении составило 3 месяца 16 дней; периоды нахождения Антиповой Т.В. на учебных отпусках в период работы в <данные изъяты> с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года (00.00.18), с 17.04.2008 года по 08.05.2008 года (00.00.22), с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года (00.00.18), с 09.03.2009 года по 30.03.2009 года (00.00.22), с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года (00.00.27), с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года (00.00.21), с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года (00.04.21), с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года (00.01.02), что в календарном исчислении составило 6 месяцев 1 день. Всего не включено в стаж 11 лет 10 месяцев 4 дня.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода ее работы с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года в качестве <данные изъяты> с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из трудовой книжки истца, Антипова Т.В. <данные изъяты>
Периоды работы истца с 08.09.1985 года по 30.11.1991 года в качестве <данные изъяты> включены пенсионным органом в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно архивной справке <данные изъяты> № от 26.06.2020 года в документах <данные изъяты>, в книгах приказов по личному составу, в личных карточках работников о работе Антиповой Т.В. имеется следующие сведения: принята с 18.09.1985 года в <данные изъяты> (приказ № от 14.09.1985 года); перевести с 14.05.1993 года в <данные изъяты> (приказ № от 07.04.1993 года); трудовой договор прекращен с 16.12.2002 года по соглашению сторон (приказ № от 07.12.2002 года).
Из архивных справок о заработной плате <данные изъяты> № от 26.06.2020 года за период с 1985 года по 2002 год следует, что Антипова Т.В. в спорный период в период с 01.12.1991 года по 16.12.2002 года работала в <данные изъяты> постоянно, ей выплачивалась заработная плата, отчисления в пенсионный фонд и социальное страхование произведены.
В соответствии с Соглашением от 08.12.1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 года.
Таким образом, до распада СССР и после принятия республиками своего внутреннего законодательства действовали принятые в СССР нормы, регулирующие возникновение права на досрочное назначение пенсии.
Спорный период работы истца подпадает под действие Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), под действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, под действие Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066, а также под действие Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.
При этом спорный период времени работы истца приходится, в том числе на период существования СССР, когда действовали единые нормы пенсионного законодательства, а также на период его распада и существования Республики Узбекистан как самостоятельного государства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 5 Соглашения данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и <данные изъяты>
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Вместе с тем, в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года N1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года N203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Также в пункте 5 названных Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 01.01.2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 01.01.2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N8-п и Определение от 05.11.2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Следовательно, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения ею работы.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для приравнивания спорного периода работы истца с 01.12.1991 года по 16.12.2002 года по правовому статусу к стажу, дающему право на досрочное пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно, в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно, а также в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.
Спорный период работы истца с 01.12.1991 года по 16.12.2002 года на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года подтверждается совокупностью исследованных судом письменных доказательств, а именно записями в трудовой книжке, архивными справками, справками о начислении заработной платы, справкой с места работы, не доверять которым оснований не имеется, при этом за период с 01.01.2002 года отчисления в пенсионный фонд и социальное страхование произведены, что следует из представленных по судебному запросу справок о начислении заработной платы.
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015, также предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств того, что в спорный период истец не выполняла свои обязанности <данные изъяты>, что у нее в этот период имелись отвлечения на другие виды работ или совмещение с выполнением других работ, суду не представлено.
Больницы всех наименований, должности <данные изъяты> поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Принимая во внимание представленные доказательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что период с 01.12.1991 года по 16.12.2002 года работы истца в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, нахождения истца в учебном отпуске с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, нахождения истца на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из трудовой книжки истца, Антипова Т.В. <данные изъяты>
Периоды работы истца с 29.05.2003 года по 26.10.2004 года, с 09.12.2004 года по 20.11.2006 года, с 23.12.2006 года по 11.11.2007 года, с 30.11.2007 года по 16.04.2008 года, с 09.05.2008 года по 02.11.2008 года, с 21.11.2008 года по 08.03.2009 года, с 31.03.2009 года по 28.03.2010 года, с 20.04.2010 года по 06.08.2010 года, с 28.12.2010 года по 26.09.2011 года, с 29.10.2011 года по 30.11.2011 года, 01.12.2011 года по 18.09.2016 года, с 21.10.2016 года по 11.09.2017 года в должности <данные изъяты>
В период работы в <данные изъяты> Антипова Т.В. находилась в учебном отпуске с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, а также на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 19.06.2017 года №.
В период работы в <данные изъяты> Антипова Т.В. находилась в учебном отпуске с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 08.09.2017 года №.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781, право на досрочную трудовую пенсию имеют медицинские сестры госпиталей и больниц всех наименований.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды нахождения истца в учебном отпуске с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, и на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года истца направляли с отрывом от работы, но с выплатой среднего заработка за указанные периоды.
Согласно ст.ст.173, 187 ТК РФ предусмотрены гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. На сохраняемую за работниками (в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения) заработную плату производятся взносы в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд РФ.
Время нахождения работника в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы. Тем самым, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в том же порядке, что и периоды работы.
В периоды нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации истец состояла в трудовых отношениях с работодателем, ей начислялась заработная плата и отчислялись страховые взносы, следовательно, этот период подлежит включению в специальный стаж.
При указанных обстоятельствах на ответчика подлежит возложению обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период нахождения Антиповой Т.В. в учебном отпуске с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, и на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года.
С учетом включенных периодов работы в специальный стаж Антиповой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на 12.09.2017 года данный стаж составит более 30 лет, в связи с чем суд считает возможным назначить Антиповой Т.В. страховую пенсию по старости с момента обращения в <данные изъяты> (после реорганизации УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное)), то есть с 12.09.2017 года.
В соответствии с ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Положениями ст.100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 июля 2007 г. N382-0-0, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
По смыслу данного Определения Конституционного Суда РФ не усматривается обязанности суда взыскивать судебные расходы в полном объеме, указывается на возможность уменьшения размера сумм, взыскиваемых судом в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Положениями п.11-13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
14.10.2019 года между Татарчук Ю.А. <данные изъяты> и Антиповой Т.В. (доверитель) заключено соглашение об оказании юридической помощи, по условиям которого <данные изъяты> принимает на себя обязательство представлять интересы доверителя в Железнодорожном районном суде г.Красноярска по иску к УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР <данные изъяты> от 11.12.2017 года № и обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.2.1 соглашения в рамках настоящего договора адвокат обязан: консультировать доверителя по вопросам, связанным с рассмотрением указанного дела в суде, о правах и обязанностях сторон, а также обо всех возможных законных способах предоставления интересов доверителя в процессе; ознакомиться с материалами дела. Участвовать в качестве представителя в суде первой инстанции, со всеми правами, предоставленными законодательством РФ лицу, участвующему в деле; принимать все предусмотренные законом необходимые меры по обеспечению законных прав и интересов доверителя на всех стадиях процесса, обязывать ему квалифицированную юридическую помощь; подготовить необходимые документы (исковое заявление, ходатайство и т.д.) в рамках настоящего договора; выполнять иные обязанности, возлагаемые законом на адвоката.
В соответствии с п.3.1 соглашения доверитель выплачивает адвокату вознаграждение в сумме 25 000 рублей. Оплата производится следующим образом: 12 500 рублей с подписанием соглашения; 12 500 рублей до 01.01.2020 года.
15.10.2019 года Антипова Т.В. оплатила в <данные изъяты> 12 500 рублей за оказанную юридическую помощь, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от указанного числа. 19.12.2019 года Антипова Т.В. оплатила в <данные изъяты> 12 500 рублей за оказанную юридическую помощь, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от указанного числа
Рассматривая требования истца о взыскании судебных расходов, суд на основании установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, принимая во внимание характер и объем оказанных представителем услуг, участие представителя истца Татарчук Ю.А. в четырех судебных заседаниях (22.01.2020 года, 15.06.2020 года, 11.08.2020 года, 20.08.2020 года), объем проделанной представителем истца работы, характер спора, результаты его рассмотрения, учитывая также объем пояснений, данных представителем истца по делу, суд считает размер вознаграждения за оказание юридических услуг в размере 25 000 рублей завышенным, в связи с чем определяет судебные расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в размере 15 000 рублей, которые взыскивает с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Антиповой Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в назначении Антиповой Т.В. страховой пенсии по старости, оформленный решением от 11.12.2017 года № в части отказа включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года работы в качестве <данные изъяты>, с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года - в качестве <данные изъяты>, нахождения в учебных отпусках: с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, с 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, с 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) включить в стаж Антиповой Т.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 01.12.1991 года по 31.12.2001 года работы в качестве <данные изъяты>, с 01.01.2002 года по 16.12.2002 года - в качестве <данные изъяты>, нахождения в учебных отпусках: с 12.11.2007 года по 29.11.2007 года, с 17.04.2008 года по 08.05.2008 года, с 03.11.2008 года по 20.11.2008 года, с 09.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 22.11.2009 года, с 29.03.2010 года по 19.04.2010 года, с 07.08.2010 года по 27.12.2010 года, с 19.09.2016 года по 20.10.2016 года, на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.11.2006 года по 22.12.2006 года, с 27.09.2011 года по 28.10.2011 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) назначить Антиповой Т.В. страховую пенсию по старости с 12.09.2017 года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в пользу Антиповой Т.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Судья О.А. Шамова
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2020 года.