копия
Дело №2-2-74/2023
УИД: 66RS0029-02-2023-000037-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мотивированное решение
изготовлено 20.03.2023 года
пгт.Пышма 15 марта 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,
при секретаре Обоскаловой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области к Юдину И.Е. о возмещении ущерба, причиненного незаконной добычей объектов животного мира,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области обратилось в суд с исковым заявлением к Юдину И.Е. о возмещении ущерба, причиненного незаконной добычей объектов животного мира в сумме 220401 руб. 18 коп..
В иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ Юдин И.Е., находясь на территории охотничьего угодья «<данные изъяты>», расположенного <адрес>, осуществил незаконную добычу одной особи самки сибирской косули. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении Юдина И.Е. мировым судьей судебного участка №4 Камышловского судебного района Свердловской области вынесено постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту сроком на 1 год. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» животный мир, как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы в пределах территории Российской Федерации, является государственной собственностью. В соответствии с Положением о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 03.03.2008 года №157-ПП, Департамент является специально уполномоченным государственным органом Свердловской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Согласно ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ»Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В силу ч.1 ст.78 указанного закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть показатель численности косуль находится во взаимосвязи с доходами от выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии со ст.56 ФЗ от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного митра и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае незаконной добычи(отлова, отстрела) дикого копытного животного –одной особи самки сибирской косули, вред, причиненный охотничьим ресурсам, рассчитывается согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам(утверждена приказом Минприроды России № 948 от 08.12.2011 года с изменениями и дополнениями от 22.07.2013 года и 17.11.2017 года). Размер вреда следствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи(отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике и количества уничтоженных особенностей охотничьих ресурсов данного вида. Размер суммарного вреда следствие прямого уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов. Такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьи ресурсам, составляет 40000 руб. за 1 особь сибирской косули. Значение перечисленного коэффициента в случае незаконной охоты равно 5. Количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов равно 1. Таким образом, вред, причиненный незаконной добычей одной особи самки сибирской косули составляет:40000,00х5х1= 200000 руб. 00 коп.. Согласно главы 25.1 НК РФ, за пользование объектами животного мира предусмотрен сбор, уплачиваемый в бюджет Российской Федерации. Добыча сибирской косули осуществляется по разрешениям, которые выдаются за плату. Согласно п.1 ст.333.3, ст.333.4 НК РФ ставка налогового сбора за разрешение на добычу объектов животного мира для сибирской косули определены в размере 450 руб.. В соответствии с п.9 Пленума ВС РФ от 18.10.2012 года №21, причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному, исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. По заключению ФГБУН «Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук», в Свердловской области обитает единая популяция сибирской косули и нет оснований считать популяцию подразделенной на отдельные группировки. Экологический ущерб, рассчитанный по методике института, при изъятии одной особи сибирской косули составляет 19951 руб. 18 коп.. Совокупный ущерб, причиненный незаконной добычей одной самки взрослой косули сибирской на территории охотничьих угодий, складывается из суммирования материального ущерба, суммы неполученных доходов за разрешение и экологического ущерба и составляет 220401 руб. 18 коп.(200000,00+450,00+19951,18). Претензия о досудебном урегулировании спора была направлена Юдину И.Е. ДД.ММ.ГГГГ года, в которой Департаментом было предложено добровольно оплатить общую сумму ущерба до ДД.ММ.ГГГГ года. В ответ на претензию Департамента Юдин И.Е. оплатить ущерб в добровольном порядке отказался. В связи с чем, Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области просит о взыскании с Юдина И.Е. в пользу государства в лице Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области ущерба, причиненного незаконной добычей объектов животного мира в сумме 220401 руб. 18 коп..
Истец представитель Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик Юдин И.Е. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что находился в том месте, но отстрел не осуществлял, оружия с собой не было, оно у него осталось дома, он подал кассационную жалобу на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Третье лицо представитель Администрации Талицкого городского округа, извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец, третье лицо о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении судебного заседания, истец просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признавал обязательной их явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд с учетом мнения ответчика определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, обозрев дело об административном правонарушении №№, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено и из материалов дела об административном правонарушении № следует, что ДД.ММ.ГГГГ Юдин И.Е., находясь на территории охотничьего угодья «<данные изъяты>», расположенного вблизи <адрес> и закрепленного за индивидуальным предпринимателем <данные изъяты>., имея при себе нарезное охотничье огнестрельное оружие <данные изъяты> с патронами, добыл дикое копытное животное(самку косули сибирской) без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на добычу которых является обязательным, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.11 КоАП РФ, что установлено постановлением мирового судьи судебного участка №4 Камышловского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года и Юдину И.Е. назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту на срок 1 год(л.д.7-9, дело № л.д.118-122), что подтверждается протоколами осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года об обнаружении косули, об изятии у ответчика карабина, об осмотре автомобиля, обьяснениями <данные изъяты> рапортами инспекторов ОГИБДД ОМВД России по Пышминскому району об обнаружении автомобиля под управлением ответчика рядом с тушей косули, заключением эксперта №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, установившего осуществление выстрела в косулю из оружия, изьятого у ответчика, постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе о возбуждении уголовного дела по п.п.А,Б ч.1 ст.258 УК РФ, в связи с тем, что смерть косули наступила от огнестрельного выстрела в отсутствие крупного ущерба и без использования транспортных средств(дело №).
Ответчик в судебном заседании не оспаривал свое нахождение в месте отстрела и не оспаривал наличие у него оружия, а его пояснения о том, что он не осуществлял добычу косули, суд считает недостоверными, поскольку они даны с целью уйти от ответственности за содеянное, и опровергаются обьяснениями <данные изъяты> рапортами сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Пышминскому району в обозренном деле об административном правонарушении №.
На основании вышеизложенных по делу обстоятельств суд считает установленным, что Юдин И.Е., находясь на территории охотничьего угодья «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>, осуществил незаконную добычу одной особи самки сибирской косули, в отсутствие разрешения на ее добычу.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 года N52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Охотничьи угодья не являются собственностью ответчика, что исключает право обращения в собственность любой найденной движимой вещи (к которым относятся животные). Более того, порядок обращения в собственность объектов животного мира, урегулирован специальным законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации(ч.1 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества(реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).
На основании ст.56 Федерального закона от 24.04.1995 года N52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года N209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункта 5,2.4 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 года №477, при осуществлении любительской охоты в закрепленных охотничьих угодьях охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку, выданные в установленном порядке.
Деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, добычей, первичной переработкой и транспортировкой охотничьих ресурсов, с использованием орудий охоты, к которым относится огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 года N150-ФЗ "Об оружии", а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты; а равно нахождение в охотничьих угодьях с орудиями и(или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород признается охотой в соответствии с п.5, п.6 ст.1, ч.1,ч.2 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 года N209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Причем указанные нормы сами по себе позволяют лицу с достаточной степенью четкости сообразовывать с закрепленными в них требованиями свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть вызываемые ее применением последствия.
Продукцией охоты являются отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции(п.9 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 года N209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с п.3 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 года №477, охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и(или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля(п.4).
В соответствии с п.5.7 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 года №477, при осуществлении охоты физические лица обязаны после добычи охотничьего животного до начала действий, совершаемых с добытым животным, а именно снятие шкуры, ощипывание перьев, потрошение и разделение туши на части, отделение тканей и органов или любого перемещения охотничьих животных или их частей, заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. Отметка о добыче охотничьего животного проставляется, если в отношении охотничьего животного выдано разрешение на добычу конкретного количества особей таких животных.
Факт добычи обьекта охоты животного мира дикого копытного животного(самки косули сибирской) без разрешения на добычу копытного животного, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы материального права, добыча обьекта охоты животного мира в отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов влечет наступление гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного ущерба.
Согласно ч.4 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года постановлением мирового судьи судебного участка №4 Камышловского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик Юдин И.Е. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно имея при себе нарезное охотничье огнестрельное оружие <данные изъяты> с патронами, добыл дикое копытное животное(самку косули сибирской) без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на добычу которых является обязательным(л.д.7-9, дело № л.д.118-122), что имеет преюдициальное значение по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, установлен факт добычи ответчиком копытного животного(самки косули сибирской) с нарушением действующего законодательства.
Доводы ответчика Юдина И.Е., обусловленные обжалованием в кассационном порядке вышеуказанного постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит неубедительными, поскольку данное постановление вступило в законную силу, а последующее кассационное решение может быть основанием для пересмотра решения, вынесенного по рассматриваемому иску по вновь отрывшимся обстоятельствам.
Как установлено судом, ответчик Юдин И.Е. имеет разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия и в силу п.5.1 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 года №477, п.7 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 года N209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан знать и соблюдать правила охоты.
В нарушение указанных требований, ответчик приступил к добыче косули, не имея на то разрешения. Последнее свидетельствует о незаконности охоты и наличии виновных действий ответчика по добыче обьекта животного мира(самки косули сибирской).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность по возмещению ущерба в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит возложению на причинителя вреда ответчика Юдина И.Е..
В соответствии с Положением о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 03.03.2008 года №157-ПП, Департамент является специально уполномоченным государственным органом Свердловской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.56 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Размер причиненного ущерба в случае незаконной добычи (отстрела) дикого копытного животного - 1 самки косули сибирской, вред, причиненный охотничьим ресурсам, рассчитывается согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 года №948 (с изменениями и дополнениями от 22.07.2013 года и 17.11.2017 года). Показатель численности лосей находится во взаимосвязи с доходами от выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи(отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида, по формуле № 1: У = Т х К х N, где: У - размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности, рублей; Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, составляет 40000 руб. за 1 особь сибирской косули; К - пересчетный коэффициент, значение которого в случае незаконной охоты(за исключением незаконной охоты на особо охраняемых природных территориях) равно 5; N - количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов равно 1.
Размер суммарного вреда вследствие прямого уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов, их незаконной добычи(отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов.
Таким образом, вред, причиненный незаконной добычей одной самки косули сибирской, составляет 200000,00 руб.=40000,00 х 5 х 1(л.д.4), которая подлежит взысканию с ответчика.
Согласно главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации за пользование объектами животного мира предусмотрен сбор, уплачиваемый в бюджет Российской Федерации. Добыча лосей осуществляется по разрешениям, которые выдаются за плату.
Согласно п.1 ст. 333.3, ст. 333.4 Налогового кодекса РФ, ставка налогового сбора за разрешение на добычу объектов животного мира для сибирской косули (за одно взрослое животное) определена в сумме 450 руб. 00 коп..
Поскольку гибелью животного государственному охотничьему фонду причинен ущерб по упущенной выгоде, которую госбюджет мог бы получить при продаже разрешения на охоту животного, с ответчика подлежат взысканию неполученные доходы, которые могли быть получены бюджетом Российской Федерации при продаже разрешения на добычу одной особи самки косули сибирской в сумме 450 руб.00 коп..
Согласно Приказа №519 от 28.07.2021 года Министерства природных ресурсов по экологии РФ «Об установлении порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, предоставления такой информации заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией», специалисты Департамента по охране животного мира Свердловской области один раз в год предоставляют информацию в Министерство природных ресурсов и экологии РФ о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов, которая содержит документированную информацию о добыче копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам.
На основании учетных данных о животных, обитающих на территории Свердловской области и данных о добытых животных, рассчитываются лимиты добычи животных на будущий охотничий сезон, то есть, на следующий охотничий сезон лимит на добычу данного вида животных на территории Свердловской области будет уменьшен соразмерно погибшим животным за отчетный период.
По заключению ФГБУН «Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук» от 04.12.2022 года в Свердловской области обитает сибирская косуля на северном пределе распространения. Незаконная добыча одной особи косули сибирской вне зависимости от пола и возраста наносит значительный экологический ущерб популяции косули в Свердловской области независимо от района незаконной добычи. Экологический ущерб, рассчитанный по методике ФГБУН «Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук», при изъятии одной косули составляет 19951 руб. 18 коп.(л.д.11).
Вместе с тем суд считает исковые требования о возложении на ответчика обязанности возмещения экологического ущерба, причиненного популяции косули в Свердловской области в результате незаконной добычи одной особи косули сибирской вне зависимости от пола и возраста, не подлежащими удовлетворению, поскольку доказательств такого экологического ущерба, подтверждающих представленное истцом заключение ФГБУН «Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук материалы дела не содержат и истцом суду не представлено. Между тем, причиненный ответчиком ущерб животному миру подлежит возмещению в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 года №948 (с изменениями и дополнениями от 22.07.2013 года и 17.11.2017 года), что, по мнению суда полностью возмещает причиненный ущерб животному миру, в том числе, популяции косули в Свердловской области.
Направленная Департаментом в адрес ответчика претензия о досудебном урегулировании спора о возмещении ущерба от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.5,6), оставлены ответчиком без удовлетворения(л.д.10).
В силу п.22 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.
Исходя из изложенного, взыскание суммы ущерба подлежит в доход бюджета муниципального образования Талицкий городской округ Свердловской области.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в сумме 5204 руб.50 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области ИНН № к Юдину И.Е. паспорт РФ № о возмещении ущерба, причиненного незаконной добычей объектов животного мира - удовлетворить в части.
Взыскать с Юдина И.Е. паспорт РФ № в доход бюджета муниципального образования Талицкий городской округ Свердловской области материальный ущерб в сумме 200000 руб.00 коп., неполученные доходы за разрешение на добычу охотничьих ресурсов в сумме 450 руб.00 коп, всего, в общей сумме 200450 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части иска Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области ИНН № - отказать.
Взыскать с Юдина И.Е. паспорт РФ № государственную пошлину в доход бюджета Пышминского городского округа в сумме 5204 руб. 50 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.
Председательствующий С.Н.Зонова