Решение по делу № 2а-2315/2021 от 10.09.2021

КОПИЯ

УИД: 89RS0005-01-2021-003726-91

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2021 года г. Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего, судьи     Мизиновой Л.Ю.,

помощника судьи                      Ушаковой Г.И.,

    с участием: административного истца – старшего помощника прокурора г.Ноябрьска Никулиной О.В., представителей административного ответчика – ФИО6, ФИО7

рассмотрев административное дело № 2а-2315/2021 по иску и.о.прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах муниципального образования г.Ноябрьск и неопределенного круга лиц к Администрации города о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации и обеспечению функционирования системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки,

     у с т а н о в и л:

и.о.прокурора г.Ноябрьска обратился в суд с административным иском, уточнив его в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным бездействия Администрации г.Ноябрьска, выразившегося в неорганизации и необеспечении функционирования системы водоотведения дождевых талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7А) в г.Ноябрьске и возложении обязанности по организации и обеспечению функционирования системы водоотведения дождевых талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в указанном микрорайоне.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что фактически ливневая канализация открытого или закрытого типа вокруг жилой застройки микрорайона Светлый со стороны микрорайонов П-7А и К-1 г.Ноябрьска отсутствует. Отсутствие ливневой канализации и системы отвода дождевых и талых вод приводит к фактическому естественному стоку всех дождевых и талых вод, и подтоплению территории микрорайона, что грубо нарушает права проживающих в микрорайоне граждан. 27.07.2021г. в ходе выездной прокурорской проверки было установлено, что внутриквартальные канализационные колодцы, расположенные рядом с домами № 24,26 по ул.Муравленко, № 194,195 по ул.Сибирская микрорайона Светлый г.Ноябрьска заполнены канализационными стоками. За придомовой территорией домов №24,26 по ул.Муравленко, расположенной вблизи канализационной насосной станции (КНС-1) произошло подтопление дождевыми водами. Поскольку вышеуказанные дома, расположенные на территории, относящейся к зоне высокого риска подтопления, имеется необходимость принятия дополнительных мер по улучшению системы водоотведения в данном районе города. 28.07.2021г. прокурором г.Ноябрьска в адрес главы города вынесено представление об устранении нарушений закона, однако мер к устранению нарушений до настоящего времени не принято.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Ноябрьска Никулина О.В. настаивала на уточненном иске по тем же основаниям.

Представители административного ответчика ФИО6 (доверенность от 28.09.2021 № 110-03\98, л.д.60) и ФИО7 (доверенность от 04.10.2021 № 110-03\101) в судебном заседании с иском не согласились, указали, что не представлены доказательства того, что подтопление жилой застройки микрорайона Светлый г.Ноябрьска произошло по причине отсутствия оборудованной системы отвода дождевых и талых вод. Полагали, что подтопление территории микрорайона произошло в результате ненадлежащего содержания АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» смотровых колодцев и КНС-1. Считали, что безусловной обязанности у администрации города по обустройству системы водоотведения дождевых и талых вод не имеется, а полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на территории города выполняются в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, заслушав свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а согласно пункта 4 части 1 статьи 16 данного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

    Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр утвержден свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 ФЗ №131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Согласно подпунктов 4,8 статьи 6 Устава муниципального образования г.Ноябрьск к вопросам местного значения г.Ноябрьска относятся организация в границах города электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города. (л.д.200).

Согласно подпункта 5.2 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования г.Ноябрьск в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления горда Ноябрьска обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (л.д.202).

Исходя из вышеприведенных положений организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.( указанная позиция отражена в Определении ВС РФ № 18-КГПР17-99 от 03.08.2017).

Вместе с тем, судом установлено, что административным ответчиком не принято надлежащих мер направленных на функционирование системы водоотведения в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7А) в г.Ноябрьске и предотвращение подтопления данной территории, в связи с чем в результате ливневых дождей (23-24-25.07.2021) произошло подтопление дождевыми водами смотровых колодцев внутриквартальной канализационной сети, расположенных рядом с домами №24,26 по ул.Муравленко, № 194, 195 по ул.Сибирская, а также задомовой территории домов №24,26 по ул.Муравленко, подвальных помещений домов №194,195 по ул.Сибирская, и самой КНС-1.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела: справкой старшего помощника прокурора г.Ноябрьска Никулиной О.В. по итогам проверки от 01.09.2021 (л.д.10), рапортом помощника прокурора г.Ноябрьска Бородиной К.Н. от 27.07.2021 (л.д.16), фотофиксацией подтопления (л.д.17-20); письмом АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» от 02.08.2021г. (из которого следует, что территория микрорайона Светлый была подтоплена ливневыми водами в результате комплекса причин: высокий уровень грунтовых вод в данном районе (заболоченная местность), низкий уровень поверхности (низина),в результате чего стекались ливневые воды с других районов города, и отсутствие в микрорайоне системы отвода ливневых вод. Также была затоплена канализационная станция (КНС-1), человеческий фактор и факт отказа оборудования КСН-1 среди причин затопления отсутствуют. В период с 23.07.2021 по 27.07.2021 произошла кратковременная остановка оборудования КНС-1, вызванная затоплением помещений и оборудования станции ливневыми водами (л.д.22); представлением прокурора г.Ноябрьска в адрес Главы г.Ноябрьска от 28.07.2021 (л.д.23), представлением прокурора в адрес АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», письменным ответом АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в адрес прокурора, из которого следует, что в микрорайоне Светлый отсутствует система отвода ливневых вод (л.д.26); справкой старшего помощника прокурора г.Ноябрьска Никулиной О.В. об итогах проверки от 31.08.2021 с приложением фотоснимков (л.д.28-48), письмом управляющей организации ООО «Стутус-2» о принятых мерах по откачке воды из подвальных помещений многоквартирных домов №194,195 по ул.Сибирская в г.Ноябрьске (л.д.63-65), справкой старшего помощника прокурора г.Ноябрьска Никулиной О.В. по итогам проверки от 04.10.2021, картой планируемого размещения объектов инженерной инфраструктуры г.Ноябрьска «сети дождевой канализации» ( из которой усматривается отсутствие ливневой канализации), публикациями в СМИ, актом по обеззараживанию территории от 28.07.2021, копией оперативного журнала АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» с записями об устранении последствий подтопления, актом выездной проверки Роспотребнадзора от 30 июля 2021г. в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», а также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 ( в части)

Так свидетель ФИО9 суду показал, что с вечера 23 июля 2021г. начался ливень и все дождевые стоки хлынули в микрорайон Светлый, в результате чего вода скопилась в микрорайоне и затопила КНС-1 ( машинный зал, насосы), а также территорию расположенную за КНС-1. 24-25 июля 2021 г. также были дожди, поток воды шел с ул. Муравленко и ул.Энтузиавтов. В ходе ликвидации подтопления фактически откачивали дождевую воду. Бытовые канализационные стоки набирались в коллекторы, вытекания канализационных стоков на поверхность не было. 25.07.2021 г. администрацией города проводилось совещание, вина АО «Энерго-газ-Ноябрьск» в подтоплении территории в ходе совещания не установлена. Также пояснил, что принятые меры по устранению подтопления в июле 2021г. не защищают территорию микрорайона от нового подтопления, поскольку данная местность заболочена и воде некуда дренироваться, необходимо проложить ливневую канализацию.

Свидетель ФИО10 суду показал, что он занимался юридическим сопровождением АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и подготовкой документов, связанных с подтоплением территории микрорайона Светлый после ливневых дождей 24.07.2021г. Предписаний, связанных с подтоплением микрорайона канализационными стоками, контролирующими органами в адрес АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» не выносилось. Подтопление произошло ливневыми водами, поскольку большой объем дождевой воды собрался на территории микрорайона и это не связано с работой КНС-1.

Свидетель ФИО11 суду показал, что уровень воды вокруг КНС-1 увеличился после отключения станции. Это могло повлиять на увеличение объема подтопления территории. В период с 24-ДД.ММ.ГГГГг. вода прибывала. Жильцы домов продолжали пользоваться канализацией, соответственно объем воды мог увеличиться и из-за этого. Также пояснил, что если бы КНС-1 была в работоспособном состоянии, то таких последствий не было.

Вместе с тем, показания свидетеля ФИО11 в части ненадлежащей работы АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на объекте КНС-1 и как следствие подтопления территории, ничем объективно не подтверждены. Протокол выездного совещания, проведенного Администрацией г.Ноябрьска 25 июля 2021г., таких выводов не содержит.

Доказательств того, что подтопление микрорайона Светлый произошло вследствие действий третьих лиц, стороной ответчика также не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком на сегодняшний день вопросы организации ливневой канализации в микрорайоне Светлый г.Ноябрьска не рассматриваются.

Исходя из подлежащих применению норм права и установленных судом обстоятельств суд находит требования прокурора г.Ноябрьска обоснованными и подлежащими удовлетворению. Непринятие административным ответчиком действий, в пределах предоставленных ему полномочий по организации водоотведения в г.Ноябрьске, нарушает права и интересы проживающих в микрорайоне Светлый граждан и может повлечь нарушение условий жизнедеятельности людей и возникновение чрезвычайных ситуаций.

    В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Отнесенная статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003    №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа организация в границах городского округа водоотведения может включать:

-организацию работ по разработке проекта ливневой канализации в районе ул. Сибирская в г. Ноябрьске, а так же в районе жилой застройки микрорайона Светлый в г.Ноябрьске и ее утверждение, организацию работ;

-разработку проектно-сметной документации на строительство ливневой канализации в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П- 7А) в г. Ноябрьске;

-организацию работ по строительству системы ливневой канализации в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7А) в г. Ноябрьске.

Обеспечение функционирования ливневой канализации в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7А) в г.Ноябрьске будет включать выполнение работ по ее обслуживанию, которое по усмотрению ответчика может исполнятся самостоятельно либо путем передачи на обслуживание в соответствующую организацию.

Каждое из указанных этапов, а также иные действия в рамках предоставленных полномочий, могут быть исполнены ответчиком самостоятельно либо с привлечением подрядных организаций.

    Устанавливая срок исполнения ответчиком обязанности до 01.11.2022г. суд находит его разумным и достаточным для совершения определенных действий, устранения допущенных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ,суд

                 р е ш и л:

административный иск прокурора г.Ноябрьска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ноябрьска по неорганизации и необеспечению функционирования системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки микрорайона Светлый (П-7А) в городе Ноябрьске.

Обязать Администрацию города Ноябрьска в срок до 01.11.2022 года организовать и обеспечить функционирование системы водоотведения дождевых и талых вод, приема дренажных вод и поверхностного стока в районе жилой застройки микрорайона Светлый ( П-7А) в городе Ноябрьске.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Кассационные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Решение принято в окончательной форме 11.10.2021г.

                                     Судья: (подпись)

2а-2315/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора
Ответчики
Администрация г. Ноябрьск
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мизинова Любовь Юрьевна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее