КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2022 г. по делу № 33-3865/2022
Судья Грухина Е.С. Дело № 2-1084/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Костицыной О.М., Маркина В.А.,
при секретаре Страбыкине Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское делопо иску Яковлевой Галины Евгеньевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Яковлевой Г.Е. на решение Ленинского районного суда города Кирова от 6 июня 2022 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Яковлевой Галины Евгеньевны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии – отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., объяснения Яковлевой Г.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области по доверенности Байбуровской Н.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы и отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Г.Е. обратилась в суд с иском Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (по тексту также - ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области, ОПФР по Кировской области) об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 24 декабря 2019 г. она обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области № от 3 февраля 2020 г. в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Указанное решение считает незаконным, поскольку пенсионным органом необоснованно из специального стажа был исключен период ее работы с 3 августа 1987 г. по 30 июня 1992 г. в качестве маляра-штукатура в РСУ-2 треста «<данные изъяты>», а также период учебы с 1 сентября 1985 г. по 24 июля 1987 г. в ГПТУ №. В трудовой книжке была допущена ошибка, фактически она в данный период трудилась в качестве маляра. При этом была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. С учетом уточнения исковых требований просила отменить указанное решение, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости данные периоды работы и учебы, обязать ответчика назначить ей с 25 декабря 2020 г. досрочную страховую пенсию по старости, с учетом периода льготной работы с 24 декабря 2019 г. по 8 февраля 2022 г. (л.д. 113, 202 том 1).
Решением Ленинского районного суда города Кирова от 6 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Яковлева Г.Е. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом в решении не приведена оценка представленных истцом доказательств того, что в спорный период она трудилась в качестве маляра, при этом была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в том числе актов по расследованию несчастных случаев на производстве, а также документов, подтверждающих, что РСУ-2 треста «Горгражданстрой» занималось строительством многоквартирных домов. При этом, учитывая плановость экономики в спорный период, имеются основания полагать, что данной организацией производилась централизованная закупка материалов, используемых при строительстве, а именно, в строительстве жилых зданий в г. Кирове использовались нитроэмали, предусмотренные Списком № 2 от 1956 года, а также масляные краски и растворители, содержащие вредные вещества не ниже 3 класса опасности, предусмотренные Списком № 2 от 1991 года. Данные факты подтверждаются представленными в материалы дела актами о завершении строительства и апелляционным определением Кировского областного суда от 7 февраля 2022 г. № 33-397/2022. Суд не дал оценки и пояснениям истца о данных обстоятельствах. Сведений об отвлечениях от основной работы на другие работы в материалы дела не представлено, за исключением отпуска по уходу за ребенком, который имел место с 15 августа 1990 г. по 15 февраля 1992 г., т.е. до 6 октября 1992 г.
Определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, но извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лиц, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Разделом XXIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта, связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, предусмотрены маляры при работе с нитрокрасками (далее - Список № 2 от 1956 года).
В соответствии с позицией 23200000-13450 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, указаны маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (далее - Список № 2 от 1991 года).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Во исполнение части 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555.
Согласно подпункту «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации подлежит включению в стаж.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 данного Положения, при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 24 декабря 2019 г. Яковлева Г.Е. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением которого от 3 февраля 2020 г. № ей в этом было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 12-14 том 1).
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены, в том числе периоды: с 3 августа 1987 г. по 30 июня 1992 г., когда Яковлева Г.Е. работала в качестве маляра-штукатура в РСУ-2 треста <данные изъяты>», а также с 1 сентября 1985 г. по 27 июля 1987 г., когда она проходила обучение в ГПТУ №.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о понуждении ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, данного периода работы, руководствуясь вышеприведенными положениями материального закона, пришел к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств того, что в спорный период истец была занята на работах с веществами, поименованными в Списке № 2 от 1956 года и в Списке № 2 от 1991 года.
Как следствие, суд отказал и во включении в специальный стаж периода учебы истца.
Поскольку в настоящее время, даже с учетом периода льготной работы истца с 24 декабря 2019 г. по 8 февраля 2022 г., имеющегося у истца специального стажа недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции отказал в удовлетворении и этого требования.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Разрешая настоящий спор, суд действовал в рамках предоставленных ему полномочий, оценил доказательства, представленные в материалы дела, по внутреннему убеждению, с приведением мотивов оценки в решении, что соответствует положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Представленными в материалы дела актами по расследованию несчастных случаев на производстве (л.д. 69-72 том 1), характеристиками вещества «оксид кальция» (л.д. 73 том 1), профессиональным стандартом «маляр строительный» (л.д. 75-77 том 1), требованиями безопасности эргономики к лакокрасочным материалам (л.д. 78-85 том 1), актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию (л.д. 119-121, 122-124, 128-130, 177-182, 183-188, 189-194 том 1), апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 7 февраля 2022 г. по делу № 33-397/2022 (л.д. 133-137 том 1) не подтверждается занятость истца в спорный период работы маляром с нитрокрасками и (или) вредными веществами не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, отличную от той, которую дал суд, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки, основаны на ином толковании норм законодательства, подлежащих применению при рассмотрении настоящего спора.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, исследованы все обстоятельства, входившие в предмет доказывания, и оценены представленные в материалы дела доказательства в их совокупности. Следовательно, основания для отмены решения суда, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, жалоба удовлетворению не подлежит
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Кирова от 6 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2022 г.