УИД № 11RS0001-01-2021-013328-25 № 2а-364/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.
при секретаре Чалановой М.В.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК – 1 УФСИН России, ФСИН России Крюковой А.П.,
представителя ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России Морозовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 27 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Михайлова Артема Валерьевича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ – 1 ФСИН России, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Михайлов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания при отбытии наказания в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми за период с декабря 2020 года по июнь 2021 года, выразившихся в необеспечении установленного размера площади, приходящегося на каждого, отсутствии горячей воды, отключении воды в период с 22 часов до 06 часов, отсутствии центральной канализации, вентиляции помещений, комнаты длительных свиданий, по причине нахождения на территории одного лишь таксофонного аппарата ограничении его в возможности общаться с родственниками, поскольку поговорить удавалось не более 15 минут. Ссылался на грязь в помещениях, наличие крыс, ненадлежащее качество предоставляемого питания, и неоказание ему медицинской помощи.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков требования иска не признали, просили суд в их удовлетворении отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.
ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.
В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Разрешая заявленные требования с учетом доводов и пояснений административного истца, приведенных в их обоснование, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к следующему.
При разрешении заявленных требований установлено и не оспаривалось, что с 31.07.2020 Михайлов А.В. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК -1 УФСИН России по Республике Коми, с 19.01.2020 переведен в УКП (участок колонии-поселения) при ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, где находился по июнь 2021 года, 22.06.2021 освобожден.
На основании сведения и доказательств, представленных ответчиком, участок колонии поселения при ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми располагается в здании общежития № 7. В здании имеется центральное отопление, поставляемое групповой котельной, централизованный водопровод, центральная канализация, а также автономное горячее водоснабжение.
Согласно техническому паспорту здание имеет общую площадь 249,5 кв.м, из которой основная площадь 164,5 кв.м, вспомогательная – 85,1 кв. м.
В общежитии расположены 6 жилых комнат, комната для прима пищи, кухня (ПВР), душевая, комната краткосрочных свиданий, карантинное отделение, помещение ШИЗО, тепловой узел.
Комната № 1 (согласно экспликации под № 7) имеет площадь 11,3 кв.м., коридор площадью 4,2 кв.м. и санитарный узел площадью 0,9 кв.м.;
Комната № 2 (согласно экспликации под № 10) имеет площадь 11,2 кв.м., коридор площадью 3,7 кв.м. и санитарный узел площадью 0,9 кв.м.;
Комната № 3 (согласно экспликации под № 13) имеет площадь 11,2 кв.м., коридор площадью 3,8 кв.м. и санитарный узел площадью 0,8 кв.м.;
Комната № 4 (согласно экспликации под № 16) имеет площадь 10,8 кв.м., коридор площадью 3,8 кв.м. и санитарный узел площадью 1,0 кв.м.;
Комната № 5 (согласно экспликации под № 27) имеет площадь 11,2 кв.м., санитарный узел площадью 1,0 кв.м.;
Комната № 6 (согласно экспликации под № 29) имеет площадь 10,8 кв.м., санитарный узел площадью 1,0 кв.м.;
Комната № 7 (согласно экспликации под № 31) имеет площадь 11,0 кв.м., санитарный узел площадью 1,0 кв.м.;
Комната приема пищи (согласно экспликации под номером 19) площадью 16,2 кв.м, кухня (ПВР) (согласно экспликации под номером 21) площадью 14,7 кв.м, душевая (согласно экспликации под номером 23) площадью 7 кв.м, комната краткосрочных свиданий (согласно экспликации под номером 36) площадью 10, 6 кв.м, помещение ШИЗО (согласно экспликации под номером 3) площадью 14,8 кв.м, тепловой узел.
Имеющиеся комнаты для проживания меблированы, оборудованы двухярусными, одноярусными кроватями, прикроватными тумбочками, вешалками, табуретами, в помещениях имеются умывальники, зеркала, санитарные узлы оборудованы унитазами.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность (части 2, 6 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 128 Уголовно исполнительного кодекса РФ в колониях поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одни и тех же условиях.
На основании статьи 129 названного Кодекса в колониях поселениях осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии – поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии – поселения; с разрешения администрации колонии поселения могут передвигаться без надзора вне колонии – поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония – поселение, если это необходимо по характеру выполняемой им работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества; проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях.
В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях – трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях – трех квадратных метров, в лечебно – профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности (часть 2 указанной статьи).
Из положений пункта 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
В жилой (режимной, лечебной) зоне во всех зданиях следует предусматривать подводку холодной и горячей воды, в том числе к умывальникам и душевым установкам (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр.
Так, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно – техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
Согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010, действовавшего до 01.03.2021, системы вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одного помещение в другое. Вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с генеральной прокуратурой РФ (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Статьей 92 названного Кодекса, а также пунктом 84 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях предусмотрено право осужденных на телефонные переговоры.
В соответствии со статьей 92 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут.
Как указано в пункте 85 Правил внутреннего распорядка телефонный разговор предоставляется начальником ИУ по письменному заявлению осужденного. Телефонный разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет их родственников, иных лиц (пункт 86 Правил).
Реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях ИУ, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров (пункт 87).
При проверке доводов иска с учетом приведенных требований законодательства судом на основании представленных административным ответчиком доказательств данных журналов учета посещений УКП ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, журналов рапортов приема-сдачи дежурств по УКП, на участке в общежитии согласно списочного состава осужденных содержалось от 17 до 32 осужденных, периодически из всего количества осужденных в карантине содержалось от 1 до 3 человек, а также один из осужденных находился в больнице.
Достоверно установить в какой именно комнате для проживания располагался истец не представляется возможным, расположение осужденных производилось и производится с учетом площади занимаемого помещения.
С учетом фактических обстоятельств, суд при проверке соблюдения требований законодательства по обеспечению необходимой площади осужденным считает необходимым произвести расчет пропорционального минимального и максимального количества осужденных в общежитии УКП. Общая площадь комнат для проживания составляет 77,5 кв.м., исходя из данных минимального и максимального количества осужденных в спорный период (от 17 до 32 человек), минимальная площадь приходящаяся на каждого составила 3,3 кв.м, максимальная – 6,3 кв.м, что не противоречит требованиям законодательства, и свидетельствует о неправомерности требований иска в изложенной части и, в связи с этим, отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации по основанию необеспечения осужденного необходимой площадью.
При оценке доводов иска об отсутствии вентиляции на основании актов ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России от 28.01.2020 № 5 и от 13-24 июля 2020 № 50 нарушений в изложенной части не установлено. По информации ответчика вентиляционная система в жилых комнатах общежития участка находится в исправном состоянии, обеспечивается качественное проветривание помещений. Все жилые комнаты в общежитии оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет в случае необходимости проветривать помещения во избежание появления переувлажненности.
Согласно акту ЦГСЭН № 5, по результатам проверки, инициированной по жалобе осужденного Захаренкова М.А., по вопросам организации питания установлено, что питание осужденных организовано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально – бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в СИЗО ФСИН, в ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время», Приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» и Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
В столовой ФКУ ИК – 1 организовано питание по семи нормам. Медицинскими работниками и ответственными по учреждению ежедневно проводится оценка качества приготовленных блюд. Качество пищи, в том числе хлеба и рыбных биточков, оценивается как удовлетворительное, о чем свидетельствуют записи в соответствующем журнале.
Все продукты, поступающие на пищеблок, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Из акта ЦГСЭН № 50 следует, что питание участка колонии поселения организовано путем доставки готовых блюд со столовой режимной зоны. Медицинскими работниками филиала ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежедневно проводится оценка качества готовых блюд с занесением соответствующих отметок в бракеражный журнал.
По сведениям ответчика поставка продуктов питания для спецконтингента производится в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми. На все продукты, завозимы в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню – раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований. Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи». Замена продуктов питания осуществляется лишь в случаях необходимости согласно приложению № 7 приказа Минюста РФ от 17.09.2018 № 189 и на основании рапортов, утвержденных начальником учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в колонии – поселения при учреждении, обеспечиваются питанием, приготовленным в столовой для спецконтингента учреждения. Все осужденные участка колонии – поселения при ИК – 1 обеспечиваются 3-х разовым горячим питанием, согласно установленным нормам. Питание для осужденных УКП доставляется в 24 литровых термосах в полном объеме.
При проверке доводов иска на основании указанных актов установлено, что на проведение дератизационных и дезинсекционных работ учреждением заключены договоры, согласно актам выполненных работ мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов в учреждении проводятся регулярно. В ходе проведения проверок следов их пребывания не установлено. В учреждении разработаны и работают программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В части, касающейся обеспечения прав истца на осуществление телефонных переговоров, судом установлено, что в отряде № 10 на УКП при ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми имеется таксофонный аппарат, который оборудован в коридоре отряда. Данный таксофонный аппарат находится в исправном состоянии. Телефонные разговоры предоставляются осужденным по их письменным заявлениям в соответствии со статьей 92 Уголовно – исполнительного кодекса РФ. Каких-либо ограничений в отношении осужденных, содержащихся на участке колонии - поселения, по предоставлению им телефонных переговоров не имеется.
Телефонные переговоры предоставляются осужденным в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником ИУ, с 11.00 до 13.00 и с 18.30 до 21 в будние дни. В субботу и в воскресенье – с 11.00 до 17.00.
Как указано выше, в порядке статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные звонки осуществляются по личному письменному заявлению осужденного под контролем сотрудника администрации ИУ. Как следует и следует из справки ответчика, в целях исключения бесконтрольного совершения звонков с таксофонного аппарата осужденными, сотрудники снимают телефонные трубки с таксофонных аппаратов. В соответствии с пунктами 85, 87, 80 Правил внутреннего распорядка телефонный разговор, предоставляется начальником ИУ, лицом, его замещающим, либо ответственным по ИУ, по письменному заявлению осужденного, в котором указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут, а также язык, на котором будет вестись телефонный разговор.
В соответствии с представленными суду доказательствами установлено, что права на телефонные переговоры административным истцом реализованы и сотрудниками исправительного учреждения не нарушались. Телефонные переговоры предоставлялись осужденному Михайлову А.В. без ограничения количества после подачи письменного заявления.
Исходя из обоснования требований иска в изложенной части, - ограничения телефонных переговоров по времени, кратному 15 минутам, суд с учетом положений вышеназванной статьи, нарушения прав административного истца не усматривает. Из информации телефонных переговоров истца следует, что при осуществлении переговоров их продолжительность в целом не превышала 6 минут.
В соответствии со статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Согласно части 2 указанной статьи краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами.
Оценивая нарушения прав истца с точки зрения названных положений закона, по основанию отсутствия в исправительном учреждении на УКП комнаты длительных свиданий, таких нарушений суд не усматривает, руководствуясь тем, что данное право могло быть реализовано истцом по его обращению с разрешения начальника исправительного учреждения вне исправительного учреждения.
Согласно информации ответчика за период с 2020 года от осужденного Михайлова А.В. письменных обращений в адрес администрации ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми по вопросам предоставления длительных свиданий на территории УКП при ИК – 1 не поступало. Данных о том, что истец обращался в адрес администрации с заявлением о предоставлении длительного свидания вне пределов исправительного учреждения не установлено.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно – исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно – гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).
Из технического паспорта общежития № 7 следует, что здание обеспечено центральной канализацией, имеется автономное горячее водоснабжение.
По информации ответчика горячее водоснабжение в общежитии УКП имеется в душевой комнате. На день выдачи справки проводятся работы по закупке материала для монтажа горячего водоснабжения в жилых комнатах общежития, а также монтажа самотечной канализационной системы в общежитии УКП.
Отсутствие горячего водоснабжения за заявленный период в комнатах общежития УКП стороной ответчика не оспаривалось.
Согласно позиции вышестоящих судов наличие горячего водоснабжения касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие в актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Применительно к установленным требованиям закона суд приходит к выводу, что выявленные в рамках разрешения заявленных требований несоответствия помещений исправительного учреждения установленным требованиям, условий содержания осужденного, нарушаются права административного истца, что в рамках реализации прав истца влечет наступление ответственности в виде их денежной компенсации.
Оценивая права истца на получение медицинской помощи в период отбытия наказания, суд руководствуется следующим.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико – санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (часть 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В соответствии со статей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (части 1, 3, 7 статьи 26) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункту 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (ПФРСИ), в помещении камерного типа (ПКТ), едином помещении катерного типа (ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 31 Порядка в период содержания осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья.
В части оказания истцу медицинской помощи судом установлено, что в спорный период истец находился под наблюдением работников МЧ – 1 ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми. Состоял на диспансерном учете по заболеванию хронический вирусный гепатит «С», обращался за медицинской помощью в том числе по заболеваниям зубов.
Согласно представленной ответчиком справки и сведениям представленной на обозрения суда медицинской карты Михайлов А.В. 17.12.2020 осмотрен стоматологом, нуждается в санации зубов. Согласно записи медицинской карты требуется лечение кариеса: 24, 27, 37, 36, 34, 47, 46, удаление Pt: 27.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Вместе с тем, данных о проведении административному истцу санации вплоть до даты освобождения представленные сведения и медицинская карта не содержат. Последняя запись в медицинской карте от 17.12.2020 о необходимости проведения санации.
Оценивая требования иска с утверждением о том, что какая – либо медицинская помощь истцу в части лечения зубов не проводилась, что привело к ухудшению состояния зубов и их частичной потере, руководствуясь тем, что санация зубов как комплекс лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению полости рта и предупреждению стоматологических заболеваний, безусловно, предполагает их проведение, чего на основании представленной медицинской карты не установлено, суд находит требования иска в изложенной части обоснованными.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Руководствуясь тем, что обеспечение помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением является обязательным, неисполнение исправительным учреждением установленных требований влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, учитывая длительность содержания административного истца в ненадлежащих условиях содержания, оценивая обстоятельства несоответствия условий содержания административного истца в исправительном учреждении с учетом их продолжительности (около полугода), характера доказанных нарушений содержания, также принимая во внимание неоказание ему медицинской помощи в заявленной части, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца денежной компенсации при установленной совокупности нарушений (медицинской помощи и условий содержания в общежитии учреждения) в размере 17000 руб., находя определенный размер отвечающим объему, длительности и степени нарушений с учетом соразмерности и необходимости.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Михайлова Артема Валерьевича к ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Михайлова Артема Валерьевича в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, выразившиеся в ненадлежащем оказании Михайлову Артему Валерьевичу медицинской помощи по заболеванию зубов в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Михайлова Артема Валерьевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 17000 (семнадцать тысяч) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Печинина
<данные изъяты>