Судья Агапова Г.В. Дело № 7р-582/2021
Р Е Ш Е Н И Ег. Красноярск «12» августа 2021 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Цишкевич Т.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Автоспецбаза»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением специалиста эксперта Красноярского отдела государственного экологического контроля и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Латынцевой А.В. от 28 ноября 2020 г. № № Акционерное общество «Автоспецбаза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно постановлению, АО «Автоспецбаза», находящееся в <адрес>, 15 января 2020 г. представило в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2019 год, в котором в нарушение требований ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.26 Приказа Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» отсутствуют сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.
Кроме того, АО «Автоспецбаза» 18 августа 2020 г. представило в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора материалы актуализации в государственном реестре размещения отходов объекта размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск» по результатам проведённой в 2020 году инвентаризации, в нарушение требований ст.ст.34, 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» недостоверные сведения в характеристике по объекту размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск» в результате инвентаризации в 2020 году в части данных о фактическом размещении отходов и сведений по остаточному объёму на объекте.
Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд защитник Цишке- вич Т.В. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, повторяя доводы поданной в районный суд жалобы о несостоятельности вывода о несоответствии между показателями вместимости полигона в кубических метрах и о количестве отходов в отчёте в тоннах, объяснении уменьшения объёма размещённых отходов по состоянию на 2020 год по сравнению с данными характеристики за 2014 год процессом разложения их органических компонентов, признание не обеспечивающими достоверность оценки объёмов размещённых отходов из отчётности по форме 2-ТП решением Арбитражного суда Красноярского края.
В судебном заседании защитник Цишкевич Т.В. на удовлетворении жалобы настаивала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
В соответствии со статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёте о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно абзацам первому и третьему пункта 26 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённого действовавшим до 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66 в разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.
Аналогичные требования к содержанию раздела «Оценка изменений состояния окружающей среды» содержатся в абзаце первом и подпункте «а» пункта 25 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённого действующим с 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1030.
Неприведение в нарушение указанных норм АО «Автоспецбаза» в представленном 15 января 2020 г. в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора отчёте о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2019 год сведений об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе копией указанного отчёта и в жалобе не оспаривается.
Такое нарушение, в том числе требований п.26 Приказа Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, поскольку свидетельствует о сокрытии полной и достоверной информации о состоянии об источнике негативного воздействия на окружающую среду.
Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. по делу № 19-АД21-5-К5.
При таких обстоятельствах АО «Автоспецбаза» обоснованно привлечено к административной ответственности, его деяние по ст.8.5 КоАП РФ квалифицировано верно.
Оснований для признания правонарушения малозначительным с учётом характера допущенного нарушения не имеется.
Наказание АО «Автоспецбаза» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.5 КоАП РФ.
Вместе с тем постановление и решение судьи подлежат изменению по следующим основаниям:
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами первым, с седьмого по девятый пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённых Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются:
проектная документация на строительство объектов размещения отходов;
данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;
фондовые материалы;
иная документация.
Из содержания составленного в отношении АО «Автоспецбаза» протокола, вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания и решения судьи невозможно установить какие-именно положения Правил инвентаризации объектов размещения отходов нарушены юридическим лицом.
Фактически основанием привлечения к административной ответственности послужили выводы об арифметическом несоответствии данных инвентаризаций 2014 года и 2020 года о размещении отходов и сведений по остаточному объёму для размещения таких отходов на объекте «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск».
При этом должностными лицами административного органа и судьёй оставлено без внимания получение данных об остаточном объёме указанного объекта на основании данные обследования объекта размещения отходов привлечённой организацией, что соответствует предусмотренным указанным выше пунктом Правил инвентаризации объектов размещения отходов, с последующим определением массы отходов с учётом проектной их плотности 0,8 т/куб. м.
Никаких данных, в том числе полученных при проведении внеплановой проверки АО «Автоспецбаза», опровергающих полученные по результатам проведённого по заказу АО «Автоспецбаза» обследования, административным органом в материалы дела не представлено.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 февраля 2019 г. по делу А33-16743/2018, решением указанного суда от 26 июня 2021 г. по делу А33-9986/2021 возможность определения объёмов отходов на основании проведения инженерно-геодезического обследования указанного в постановлении полигона признана не противоречащей закону, а результаты такого обследования допустимыми для указания объёмов отходов в характеристике объекта размещения отходов в государственном реестре таких объектов.
По существу признавая возможность уменьшения объёма размещённых на полигоне отходов в связи с происходящими в них процессами, влекущими их уплотнение, представитель административного органа в возражениях на жалобу указывает на отсутствие возможности такого уменьшения в показателях, усматриваемых из представленных АО «Автоспецбаза» сведений.
Между тем, такое суждение в отсутствие научно обоснованного заключения эксперта о невозможности уменьшения объёма отходов, не может быть признано как обстоятельство, бесспорно свидетельствующее о представлении АО «Автоспецбаза» недостоверных сведений об объекте размещения отходов.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах полагаю правильным исключить из вынесенных по настоящему делу постановления о назначении административного наказания и решения судьи по жалобе на него указание на допущение нарушения вследствие представления 18 августа 2020 г. в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора материалов актуализации в государственном реестре размещения отходов объекта размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск» по результатам проведённой в 2020 году инвентаризации, поскольку материалы дела не содержат доказательств, достаточных для вывода о недостоверности представленных АО «Автоспецбаза» в материалах актуализации в государственном реестре размещения отходов объекта размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск» сведений по результатам проведённой в 2020 году инвентаризации.
Такое изменение не влечёт отмену постановления в остальной части, в том числе не ставит под сомнение законность проведённой внеплановой проверки, поскольку данные о несоответствии сведений об объёмах размещённых отходов и остаточном объёме полигона, как позволяющие предположить о невыполнении АО «Автоспецбаза» обязательных требований, могли служить основанием для принятия решения о проведении такой проверки.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо иное изменение вынесенных по делу постановления и решения судьи, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление специалиста-эксперта Красноярского отдела государственного экологического контроля и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 ноября 2020 г. № № и решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Автоспецбаза» изменить: исключить из него указание на допущение нарушения вследствие представления 18 августа 2020 г. в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора материалов актуализации в государственном реестре размещения отходов объекта размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов г. Красноярск» по результатам проведённой в 2020 году инвентаризации.
Эти же постановление и решение судьи в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Цишкевич Т.В. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.